От качества фотографий в СМИ зависит очень многое. И речь идет не о том, насколько журналисты/фотокоры умеют избегать штампов и ловить момент, а о банальных вопросах этики – насколько создатели снимков честны и принципиальны.
Совсем небольшое дополнение фотографа, ретушь или размытие могут привести к тому, что издание потеряет доверие читателей, а вернуть репутацию очень не просто. Обратите внимание на несколько примеров, о которых рассказывается в отчете Фонда Нимана, посвященном как раз вопросам фальсификации фотографий.
В 2004 году Associated Press опубликовало вот этот снимок, сделанный во время наводнения в Китае, не заметив ничего подозрительного.
Через некоторое время в редакции раздался звонок читателя из Финляндии, которому фотография показалась странной.
Фотограф признался, что действительно смошенничал — поднял уровень воды с колен людей до уровня талии для достижения большего драматического эффекта. Сотрудничество с ним было прекращено.
Был уволен из Associated Press и автор этого снимка.
За то, что попытался скрыть свой промах и убрал собственную тень.
Сегодня заметить изменения в фотографиях становится все труднее, однако несколько моментов все же стоит помнить каждому редактору – чтобы не допустить публикации некачественного контента.
1. Присмотритесь к цветам и оттенкам на стыках разных частей изображения. Если часть фотографии была вставлена, то ее цветовая гамма будет отличаться от всего остального в кадре.
2. Кожа и форма тела не совершенны. А потому если лицо у героя снимка без изъянов, скорее всего, над ним поработали в фотошопе.
3. Размытые участки. Как раз момент, о которым мы писали выше. Реальные изображения могут быть размытыми, но не в маленьких участках.
4. Проверьте пропорции – очень часто невооруженным глазом можно заметить последствия обработки.
5. Посмотрите на части тела, углы и формы. Если что-то вам кажется неестественным, неправильным, каким-то неудобным, скорее всего, эта часть позаимствована из другого снимка.
6. Размеры в пикселях. Процесс достаточно трудоемкий, но все же – части, которые были вырезаны и вставлены, вполне могут иметь другое разрешение, нежели остальная часть картинки.
7. Тени. А это как раз наш второй случай. Присмотритесь – все ли объекты отбарсывают тень и в тех ли местах, где полагается природой.
8. Ветер. Если ветки деревьев отчетливо наклоняет ветер, а волосы людей при этом остаются на месте, это – явный признак картинки, созданной из нескольких частей.
И немного о воровстве, которое в век Интернета становится настоящим бедствием. Хорошо, если вы, как участники выставки “Ворованные фотографии”, найдете тех, кто ваши снимки позаимствовал, и сумеете доказать это в суде. А если картинка кажется вам знакомой, но где вы ее видели, непонятно? Сервис tineye.com поможет определить достаточно точно, была ли данная фотография уже опубликована в сети, когда и где именно.
Чтобы не попасться на воровстве, используйте бесплатные фотобанки, о которых мы рассказывали здесь.
Несколько советов по поводу того, как определить подлинность фотографий, полученных пользователями, дает BBC:
«Узнайте номер телефона автора письма и постарайтесь ему/ей дозвониться. Может ли автор детально описать сюжет снимка? (Соответствует ли описание тому, что, по данным информационных агентств, произошло в действительности?). Выясните, кто делал фотографии и каким фотоаппаратом были сделаны эти снимки?
Проверьте разрешение фотографии. Обычно файлы, полученные при помощи цифровой камеры, имеют разрешение 2000 на 1200 пикселей и больше. Чем меньше разрешение, тем больше вероятность того, что размер снимка был изменен.
Остерегайтесь фотографий нестандартных размеров — они могут быть получены от информационных агентств. Например, новостные фото на портале Yahoo обычно 380 пикселей в ширину и 345 в высоту».
Знаете ли вы какие-либо методы борьбы с фотомошенничеством?