Митинги казахстанских женщин. Мониторинг итоговых ТВ-программ 23-29 сентября

0
116

Темой недели в Казахстане стали митинги женщин: многодетных и феминисток. Последним выступать официально разрешили, первым нет. И эту тему так или иначе затронули почти все итоговые программы казахстанских телеканалов.

Что касается митинга феминисток, то следует отметить, как профессионально подошли к этой теме корреспонденты КТК и сделали по ней очень взвешенный сюжет. А вот «Хабару» и QAZAQSTAN в сюжетах на тему митингов многодетных матерей взвешенности, мягко говоря, не хватило.

В мониторинг, по традиции, вошли программы КТК, «Первого канала Евразия», «Хабара» и QAZAQSTAN.

«Большие новости», КТК

Небольшой блок в самом начале программы авторы посвятили так называемому «делу алматинских врачей» — задержанию и последующему освобождению главы 4 горбольницы Каната Тезекбаева и анестезиолога Аскара Тунгушбаева. Журналисты подробно рассказали, в чём суть, как развивались события. Но мнения второй стороны — полицейских, судей и/или Департамента экономических расследований Минфина (который и занимался почему-то расследованием дела Тезекбаева) — мы так и не услышали.

Сюжет про то, как отчим избил двухлетнего пасынка. Ребёнок в коме, мужчина задержан. Есть комментарии врачей, родственников мальчика, юриста, уполномоченного по правам ребёнка Аружан Саин… По поводу последней, кстати, журналисты, кажется, вступили в сговор. То «Хабар» её в титрах назвал «уполномЕченной», теперь вот и КТК подключился.

В целом сюжет — про гуманизацию бытового насилия, которая развязала руки дебоширам всех мастей. Не хватило комментария какого-нибудь депутата, который, например, когда-то выступил за гуманизацию: почему-то же её провели? Или чиновника, который эту гуманизацию инициировал. Что, хотели тюрьмы разгрузить? Почему такое вообще произошло в нашей стране?

Не хватило баланса и в рубрике «Больше деталей», в которой рассказали, что коммунальщики Актау и Нур-Султана в преддверии отопительного сезона хотят поднять тарифы. Есть возмущённые потребители, есть независимые эксперты, есть антимонопольщики, которые пока рассматривают эти заявки, нет самих представителей теплосетей: почему они решили, что их услуги должны подорожать? Тем более, что эксперт Пётр Своик прямо говорит, что фактически монополисты сами себе придумывают тарифы.

Зато никаких проблем с балансом нет в сюжете про пластических хирургов. В материале представлены все стороны конфликта: и адвокаты врачей, которых подозревают в смерти пациентов, и чиновники, и эксперты, и адвокаты пострадавших / родственников погибших. Корреспондент не встаёт ни на чью сторону и беспристрастно излагает факты.

Довольно бережно (что редкость в Казахстане) подошли авторы программы и к такой непростой теме, как митинг феминисток и вообще феминизм в нашей стране. В подводке к сюжету, правда, был момент, который заставил напрячься: когда ведущий Алексей Рыблов в диалоге с ведущей Анной Яломенко сказал — мол, у нас не всё так плохо, как в том же Иране, где женщинам только-только разрешили ходить на футбол, или в Туркменистане, где женщинам запрещено курить. Но, возможно, со стороны Рыблова это был просто небольшой троллинг? И даже не в адрес феминисток, а тех, кто считает, что женщины «закатывают истерики не по делу, у нас всё нормально же». Сам сюжет был вполне сбалансированным и представил все точки зрения.

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

«Аналитика» сравнила акции протеста, где задерживали людей, «которые явно угрожали общественному спокойствию», с разрешённым митингом за женские права. Материал, несмотря на журналистскую игру словами «несогласованных, а значит, незаконных», «есть мнение и есть разрешение», получился невнятным. «Выделялась история о якобы задержанном ребёнке, ребёнок оказался 2000 года рождения, а это уже, на минутку, 19 лет, то есть вполне себе осознанный возраст», — говорит журналист. На видео в этот момент женщина с детьми, которая бьет рукой по отъезжающему автозаку. Далее следует заявление полицейского, что «она провоцировала сотрудников». Кто эта «она»? То ли 19-летний ребёнок, про которого говорит журналист, то ли женщина, которая была на видео? Непонятно.

Во второй части материала, где речь о санкционированном митинге, обличительные интонации журналиста меняются на снисходительные «товарищи женщины», «логичнее узнавать, за что мы боремся, до выхода на митинг», не очень внятные цитаты участниц митинга и «вишенка» — интервью со случайной прохожей «вот это вот движение неправильное, то что противопоставлять женщин и мужчин, злоба эта». Какой-то злобы в молодых, одухотворенных женских и мужских лицах на митинге за права женщин мы не увидели, но впечатление создаётся.

Десятиминутный сюжет «Аналитика» посвятила людям с генетическими особенностями. По-видимому, вдохновило журналистов ток-шоу «Бір сұрақ», которое вышло на этой неделе также на «Первом канале Евразия» и в котором принимали участие сёстры-альбиносы из Актау. Правда, этот информационный повод зрителю не представляют, журналисты переключаются на бабушку с бородой из Туркестанской области, мужчину из Павлодара, который не чувствует боли, а дальше на подборку «5 ЛЮДЕЙ С НЕОБЫЧНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ 2018» с YouTube-канала девушки из Ростова-на-Дону Margo Tops. Или авторы «Аналитики» хотели показать, что в Казахстане тоже есть люди с генетическими особенностями, или надо было обязательно что-то сделать с интервью мамы девушек-альбиносов (но больше ничего не придумали), или планировали доказать, что тоже умеют делать подборки для YouTube, но сюжет получился в стиле таблоида.

«Аналитика» также посвятила большой сюжет феномену Греты Тунберг, юной активистки из Швеции, которая выступила на сессии ООН и обвинила политиков в бездействии в решении экологических проблем. Из материала можно узнать о реакции на выступление президента США, сколько лайков у Меркель, и как государства «золотого миллиарда» поднимали свою экономику, но ни слова об экологической ситуации в Казахстане.

«7 кун», «Хабар»

А вот для «Хабара» главным событием на Генассамблее ООН стало, конечно, выступление президента Токаева, который (с нескрываемым восторгом сообщил нам ведущий) начал его на казахском языке, хотя основное выступление и было на английском. «Уже второй раз наш государственный язык звучал на самом масштабном политическом форуме глобального уровня!» — подчеркнул Александр Трухачёв. И это только в подводке (которая вся была посвящена авторитету Казахстана и его президентов, выступавших на Генассамблее, и отказу от ядерного оружия, конечно). Сам сюжет был предсказуемо ровным и безыскусным: обычный пропагандистский «паркет», разве что из Нью-Йорка. О каком-либо балансе в материале такого «жанра» и говорить не приходится. Не считать же «мнением второй стороны» признание Токаева, что в Казахстане демократия лишь только развивается.

Ничего выдающегося в плане баланса, визуализации, динамики и свежих мыслей не содержал в себе и сюжет про Четвёртое совещание парламентских лидеров стран Евразии в столице Казахстана. В целом материалы, щедро перекрытые заседающими в разных интерьерах людьми в пиджаках, занимают три четверти программы — этот однообразный видеоряд убаюкивает даже сильнее, чем записанные как будто под копирку однотипные куски выступлений обоих президентов и чиновников. И самым ярким моментом в этой «паркетной кладке» стал небольшой кусочек про встречу Токаева и Зеленского (из материала про двусторонние встречи главы Казахстана в Нью-Йорке) — и то только потому, что жизнь и деятельность харизматичного президента Украины сейчас интересует очень многих.

Та четверть (даже меньше) программы, в которой не рассказывали про президентов, была посвящена адресной социальной помощи, которую зачастую получают люди состоятельные, и митингам многодетных матерей. В самом начале сюжета этих матерей строго осудили и корреспондент (создают заторы на дорогах и обостряют обстановку), и психолог (ведут себя деструктивно и мучают детей, привлекать их к ответственности надо). В целом автор материала при помощи самых разных спикеров доносит до зрителей мысль: эти женщины — нахлебницы, которые необоснованно требуют бесплатное жильё, да ещё и в столице, а нормальные люди честно стоят в очереди или участвуют в программах по переселению в регионы.

«Нахлебницам» высказаться не дали. Зато красочно описали, какие великолепные возможности государство предоставляет тем, кто готов работать и жить подальше от Нур-Султана.

Вдоволь покритиковав «недобросовестных получателей АСП», автор материала спохватилась и отметила, что бывают и «добросовестные». И даже их показала. Но оценку за баланс это сюжету никак не повысило.

Apta, QAZAQSTAN

Команда программы Apta решила посоревноваться с «Хабаром» и выделила визиту Токаева в США 14 минут эфирного времени. Ведущая Жайна Сламбек подводку начала со слов: «Участие Токаева в сессии ассамблеи ООН — это ответ на вопрос, кто такой второй президент Казахстана». Когда корреспондент рассказывал про то, как второй президент РК в Нью-Йорке встречался с бизнесменами, он подчеркнул, что инициатива этих встреч исходила от самих бизнесменов. Не очень понятно, зачем. Хотя погадать можно, потому что следом автор материала рассказал про «подковёрные политические игры» в Америке, иллюстрируя это кадрами из сериала «Карточный домик». Казахстанский политолог комментирует: между Акордой и Белым домом хорошая коммуникация, и этому способствуют лобби-группы. Видимо, и казахстанские? Но сколько средств власти Казахстана выделяют таким лобби-группам (если выделяют), не сказали.

В сюжете про пшеницу подняли довольно острую тему. Из-за засухи в этом году в Костанайской области собрали бедный урожай не очень хорошего качества. Государство не доплачивает субсидии фермерам. В материале есть и фермеры, и владельцы элеваторов, и чиновники, и мукомолы, но проблем так много, что они перемешались: автор не смог хорошо структурировать сюжет.

Рассказали в Apta и про «дело алматинских врачей», но в эфире было задано очень много вопросов, а ответов на них журналисты не дали.

Любопытно был построен материал про донорство и трансплантологию. Его ключевой момент — заявление главы МВД, что они пресекли работу транснациональной уголовной группы по незаконной продаже человеческих органов. Автор сюжета звонил по объявлениям людей, которые хотят продать свои органы. И тем, кто хочет их купить. Все разговоры записали и показали в эфире. Живых героев (готовых сняться хотя бы «со спины») не нашли, в сюжете нет комментариев экспертов, полицейских и врачей. Корреспондент сам делает выводы и сам выступает в качестве эксперта.

С материалом про митинги многодетных матерей на QAZAQSTAN вышла та же история, что и на «Хабаре»: нам подробно рассказали, что это иждивенчество, но самим матерям слова никто не давал.

Проблемы с балансом были и в завершающем сюжете про то, почему казахстанские борцы не получили золото на чемпионате мира в Нур-Султане. Корреспондент взял комментарии экспертов, тренеров, спортсменов. Но не чиновников профильного министерства. Хотя текст и визуальный ряд были хороши.

Напоминаем, что мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь