Токаев в Алматы и прочая социалка. Мониторинг итоговых ТВ-программ 28 октября-3 ноября

0
123

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на этой неделе практически единолично дал большинству итоговых программ нашего ТВ темы на полвыпуска как минимум. Он провёл в Алматы совещание по развитию города и поднял с десяток с лишним вопросов и проблем. Вот о них нам в субботу-воскресенье и рассказывали прямо с первых минут эфира.

То есть эту неделю в принципе можно назвать «неделей без политики»: только КТК задался вопросом, почему президент внезапно столько поручений дал облегчить людям жизнь. Остальное пространство даже у «Хабара» заняли почти сплошь социальные проблемы.

В нашем мониторинге — традиционно итоговые программы КТК, «Первого канала Евразия», «Хабара» и QAZAQSTAN.

«Большие новости», КТК

Касым-Жомарт Токаев побывал в Алматы и выступил на совещании, посвящённом развитию города, и запретил строительство курорта на Кок-Жайляу. С этой темы начались на этой неделе «Большие новости». Не размениваясь на тяжеловесный сюжет, ведущие при помощи видео и синхронов коротко и ёмко рассказали о самых важных высказываниях президента. Поручения Токаева и его заботу о народе прокомментировали политологи Досым Сатпаев и Максим Казначеев.

Одно из поручений президента — ужесточить наказание за вождение в пьяном виде. Об этом сделали отдельный сюжет. Проблему корреспондент осветила буквально со всех сторон и даже сама побывала в кабинете экспертизы, чтобы доказать: стакан кваса — это показатель на счётчике в 0,8 промилле (при разрешённых сейчас 0,5, а предлагают вообще ввести «нулевую терпимость»). В сюжете были показаны и страшные последствия пьяного вождения, и мнение экспертов, объясняющих, почему 0 промилле вводить нельзя, и как можно злоупотребить ужесточением наказания за езду в нетрезвом виде. Кстати, через 20 минут после стакана кваса прибор снова показывает 0 промилле.

На этой неделе возобновили судебный процесс по делу об убийстве егеря Ерлана Нургалиева — его, по версии следствия, застрелили браконьеры. Материал получился полным и сбалансированным. Даже слишком полным: например, корреспондент рассказала, насколько прибыльное, оказывается, дело — браконьерство, привела в доказательство цифры и не забыла упомянуть, что у егерей при этом старенькие машины, и им нельзя стрелять в нарушителей. Почти реклама браконьерства получилась. Но если серьёзно, факты вопиющие. Тем более, что и про меры по улучшению ситуации тоже не забыли упомянуть — например, возможно, егерям будут отдавать треть суммы от каждого штрафа браконьера.

Информационный повод для сюжета про то, как в казахстанских сёлах плохо с интернетом, — тот факт, что чиновники рапортуют: мол, всех постепенно подключаем, много где связь есть. Есть она в теории и в посёлке Сары-Оба в 60 километрах от столицы. Но на местной почте рассказали, что интернет у них всё время виснет и пропадает. Тут хотелось бы какого-то комментария от тех самых чиновников, у которых на бумаге всё подключено. Но его нет. Есть только их рапорт из стен Мажилиса. Зато в чём проблема — в материале объясняют IT-специалисты. А так в сюжете много интересной информации и хороших историй — например, про людей, которые живут в 10 километрах от Петропавловска и по полдня проводят на чердаках, чтобы не то что интернет — обычную сотовую связь поймать. А зато в городе Акколе выйти в Сеть и зарядить телефон можно почти у каждого столба.

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

Аналитика стартовала с большого материала о совещании президента в Алматы. Нам трижды напомнили, что Токаев алматинец: ведущая перед сюжетом, сам президент в своём выступлении и ещё раз журналист за кадром — чтобы подчеркнуть, что замечания земляков не остаются без внимания главы государства. В материале вообще несколько раз упоминалось о гражданской активности алматинцев, но место для комментариев нашлось лишь для эколога Мэлса Елеусизова и жителей дома, о котором упомянул президент в своём выступлении в Алматы.

В Казахстане вновь грядёт жилищная реформа. Журналист подробно рассказывает, чем КСК (кооперативы собственников квартир), которые есть сейчас, отличаются от ОСИ (объединения собственников имущества), на переход к которым дадут три года. Проект закона ещё рассматривается, поэтому на многие вопросы — например, о том, больше или меньше придётся платить, — пока нет ответа. В материале комментарии инициаторов реформы, но нет мнения ни жильцов, которые должны будут выбирать совет дома и искать председателя или управляющего, ни сотрудников КСК, которых непосредственно реформа коснётся. Зато в материал попал фрагмент из фильма «Большой Лебовски», где денег требуют, макая героя головой в унитаз. «В реальной жизни призывать к ответственности будут через суд», — говорит журналист, ещё раз доказывая, что кинофрагменты в «Аналитике» подбираются по малопонятному принципу.

«Аналитика» тоже, как и КТК, подняла тему цифровизации сёл. Правда, журналист отправилась не за 60, а за 200 километров от столицы, чтобы показать, какая там связь и какой интернет. А там в школе — пара подключённых компьютеров, так что электронный дневник учителя заполняют по очереди, а раньше в район ездили. Родители за оценками следят не онлайн, а звонят по стационарным телефонам, сети нет. Сюжет раскрашен замечательными цитатами сельчан о том, что мобильники они включают, когда попадают в город, а что такое селфи, узнали по телевизору. Чиновники говорят, что электронный дневник вообще-то необязателен. И в принципе складывается картинка, что жить без интернета можно. И только одно не сходится — цифры по цифровизации в докладах и на деле. Только и на «Евразии» почему-то представителям самого Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, в информации которых журналисты усомнились, слово не дали.

Завершил выпуск материал из Туркестана, города, который год назад стал областным центром и сейчас активно строится. Шеф-редактор «Аналитики» Олег Журкевич побывал на стройке, записал стендап с парящим в небе чайником и взял интервью у акима города Рашида Аюпова. История про то, как будущий аким впервые попал в мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, почему-то настолько впечатлила телевизионщиков, что они даже сделали реконструкцию события — маленький мальчик идёт к большим воротам. В материале много красивых пролётов, снятых дронами, показательных моментов: было — пожухлая трава, стало — зелёный газон. Впрочем, именно такую картинку уже показывали 19 лет назад, когда готовились к 1500-летию Туркестана и утверждали, что праздник возродит город. Журналист за кадром несколько раз говорит от лица туркестанцев о том, чего они хотят, чего ждут, но самих горожан мы в материале не услышим.

«7 кун», «Хабар»

Разумеется, «Хабар» тоже начал с Токаева в Алматы. «Потому что, — объяснили нам, — Алматы представляет собой своего рода зеркало, в котором отражаются проблемы всех остальных городов Казахстана».

В сюжет вошло сразу всё: развитие индустриальной зоны, вопросы вывоза мусора с гор, брошенные саженцы на Кок-Тобе, уничтожение яблоневых садов, запрет на строительство курорта на Кок-Жайлау, обязательную регистрацию иностранцев, перенаселённость школ и детсадов, нехватку больниц и поликлиник, контроль за работой подрядчиков, ликвидацию трамвая, пробки, 23 микрорайона без воды, нехватку мест в общежитиях, безработицу, уровень преступности, будущее алматинского метро. Корреспондент записала в подземке стендап и взяла комментарий у какого-то гражданина в костюме, который рассказал нам о развитии сабвея. Но, поскольку титров на гражданина не дали, мы так и не узнали, кто он и почему так много знает о метро.

В части, где говорится, что президент посетил центр для детей с ДЦП, лица детей не заблюрили. Даже если родители разрешили съёмку, это спорный этический ход, потому что мы не знаем, будут ли сами дети рады такому разрешению, когда вырастут.

От проблем Алматы — к проблемам регионов. Их, по сути, смешали в малопонятную кучу. Начали со строительства домов (в том числе и на примере кейса семилетней давности, когда в Караганде рухнула новостройка), потом внезапно перешли к проблемам дорог. Эта часть получилась более внятной, но почему вообще эти две темы объединили в один материал, так и осталось загадкой. Потому что и дома, и дороги — строят?

Довольно подробным и полным получился бы материал про досрочное использование пенсионных накоплений. Если бы не одно но. Корреспондент раскритиковал предложение Минфина, согласно которому под эту реформу попадут всего 0,9 % казахстанцев с доходом от 670 тысяч тенге. Комментировали всё это юристы, финансисты, чиновники. Рассказали, почему людям не нравится управление нашими средствами от ЕНПФ. И вот то самое но: самим людям (будущим пенсионерам) высказаться не дали.

«Хабар» на этой неделе тоже рассказал про Туркестан — но с акцентом на «духовный туризм» и туризм в регионе вообще. Материал был похож на рекламный ролик Travel to Turkestan. Зато наконец сняли «простого человека» — старожил города рассказал, что надо гордиться не только тем, что ты тут родился, но и тем, что ты тут пожил (этот человек, например, 68 лет пожил). И вообще сюжет с заботой о людях: экскурсовода даже спросили, что интересует в Туркестане туристов больше всего.

Apta, QAZAQSTAN

Если бы Apta, которая в последнее время большинство эфирного времени посвящает президенту, не началась тоже с Токаева, это было бы странно. И вот вам странность. Apta началась не напрямую с Токаева, а с истории алматинского трамвая (а мы помним, что на совещании по развитию города глава государства раскритиковал ликвидацию этого вида транспорта). Так что сначала нам рассказали, как хорошо с трамваями в Европе, а уже потом авторы программы перешли, собственно, к президенту.

Главная проблема блока про запрет на строительство курорта на Кок-Жайляу — это отсутствие бэкграунда. Особенно с учётом того, что госканалы и прежде особо не освещали эту тему в плане недовольства экоактивистов. То есть зрителю, который не знаком с темой, было вообще ничего не понятно — кто там что собирался строить, и почему теперь нельзя.

Хорошие и яркие мнения людей содержал сюжет про возможный запуск электричек между Алматы и окраинами города. Этот материал — тоже результат одного из поручений президента. В нём есть мнения людей, есть позиция акимата, но мало конкретики: запустят? Если да, то когда?

Интересная информация — в сюжете про зарплаты медсестёр, санитарок и соцработников. В материале есть несколько героев, он хорошо структурирован. Но люди сами говорят о своих проблемах, а комментариев профильных министерств нет.

Вторая сторона есть в сюжете про то, как живут люди на окраинах Уральска, — на дачах без элементарных удобств. Но лица детей из этих семей, появляющиеся в кадре, не заблюрены.

Напоминаем, что мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь