В Таджикистане вируса нет-3: как медиа рассказывали о послании президента

0
100

На этой неделе президент Таджикистана Эмомали Рахмон обратился с ежегодным посланием к парламенту страны. Государственные и независимые СМИ забили свои эфиры и новостные ленты сообщениями о громких заявлениях главы государства. Зарубежные журналисты прежде всего обратили внимание на то, что Эмомали Рахмон в своём послании сказал: Таджикистан победил коронавирус. «Новый репортёр» следил за мероприятием.

Каждый год, когда президент Таджикистана обращается к парламенту, жизнь в республике замирает на два с половиной часа. Все чиновники, сотрудники бюджетных организаций, педагоги и медики, школьники и студенты собираются в актовых залах, включают телевизор и внимательно слушают главу государства. Если актовых залов нет, люди слушают президента на своих рабочих местах — в обычных кабинетах.

НИАТ «Ховар»

«Сотрудники НИАТ «Ховар» организовали коллективный просмотр Послания Президента страны уважаемого Эмомали Рахмона», — сообщали журналисты «Ховара» 26 января (орфография и пунктуация оригинала сохранены — прим. ред.).

«Просмотр Послания Лидера нации Парламенту страны был организован во всех учреждениях и организациях Худжанда», — передавали ховаровские региональные корреспонденты (орфография оригинала сохранена — прим. ред.).

Тему коллективных просмотров послания президента вслед за «Ховаром» в своих сюжетах в этот день продолжили и журналисты государственных телеканалов, особенно их региональные корреспонденты. В новостных выпусках они рассказывали и показывали, как население Таджикистана слушало выступление главы государства, в котором он «обозначил основные направления внутренней и внешней политики республики».

Но к сюжетам о коллективных просмотрах государственные телеканалы приступили чуть позже. У них день послания президента традиционно проходит в особом режиме: например, телеканал «Точикистон» даже сделал в честь выступления главы государства специальные заставки.

В 10 утра 26 января все главные государственные телеканалы страны, в том числе и детский телеканал «Бахористон» включили трансляцию послания президента в прямом эфире. Выступление длилось 2,5 часа, а затем журналисты госканалов пошли собирать восторженные отзывы о послании, которыми поделились с ними чиновники, выходившие из зала, где выступал Эмомали Рахмон. Потом в специальных сюжетах они дали слово экспертам, которые тоже высоко оценили речь президента. И напоследок в этот же день телеканалы снова повторили всё, о чем говорил президент, ещё раз полностью и фрагментарно в новостных вечерних выпусках.

Речь Эмомали Рахмона была разделена на несколько частей. В каждой он рассказал о достижениях страны. Начал с того, что в сферу здравоохранения в 2020 году было выделено дополнительно 1 миллиард 600 миллионов сомони ($140 млн), затем перешёл к экономике, которая выросла на 4,5 %, и пошёл дальше: государственный бюджет — рост, частный сектор — устойчивое развитие, промышленность — подъём, из коммуникационного тупика вышли, все секторы сельского хозяйства — стремительный взлёт и т. д.

Вернувшись к теме здравоохранения и пандемии коронавируса, Эмомали Рахмон поблагодарил всех медиков, которые «самоотверженно трудились во имя охраны здоровья народа Таджикистана», а потом вдруг сказал, что коронавируса в стране нет. Это заявление принялись цитировать не только местные медиа — независимые и государственные, — но и зарубежные. Причём НИАТ «Ховар» зачем-то передал заявление о победе над коронавирусом аж два раза: сначала самостоятельно, а потом со ссылкой на «Российскую газету».

В своём сообщении на эту тему «Ховар», кроме, собственно, самой цитаты президента, журналисты уместили довольно солидный бэкграунд. Например, в подтверждение слов Эмомали Рахмона они два раза сослались на Министерство здравоохранения и социальной защиты населения, которое сообщает в течение последних нескольких дней: в республике не зарегистрировано новых случаев COVID-19. Напомнили, что на всех погранпунктах дежурят врачи, а граждане, приезжающие в республику из-за рубежа, отправляются на 14-дневный карантин. И заметили, что президент хоть и сказал, что вируса в стране нет, но маски велел не снимать. Для пущей убедительности журналисты этого издания сказали, что даже «информационное агентство России Sputnik недавно сообщило, что Таджикистан среди стран Центральной Азии является лидером в борьбе с новым коронавирусом». Кстати, в сообщении «Sputnik Таджикистан», о котором говорилось в «Ховаре», такие выводы были сделаны на основании статистики местного Минздрава.

Спустя два дня после послания президента, осмыслив услышанное, «Sputnik Таджикистан» вернулся к теме отсутствия COVID-19 в Таджикистане и выпустил короткое видео под заголовком: «Победа Таджикистана над коронавирусом: в чём же секрет?» Внутри сюжета журналисты ответили на свой вопрос: «Таджикистан предпринял несколько разных шагов для борьбы с коронавирусом: были закрыты границы, приостановлена работа мечетей, вузов, детсадов и школ, отменены спортивные и торжественные массовые мероприятия».

Тем временем, коллеги журналистов из государственных информагентств — корреспонденты независимого издания «Азия-Плюс», которое уже несколько лет заблокировано на территории Таджикистана, — тоже внимательно следили за посланием президента. Если сравнивать количество публикаций на эту тему у «Ховара» и издания «Азия-Плюс», то как бы «азиаты» не перестарались. У них на сайте, кроме полного текста послания, была его короткая часть, а затем сообщения с яркими цитатами главы государства. Каждая публикация была подписана отдельным автором, так что было понятно, что за посланием президента следил весь коллектив.

Об отсутствии коронавируса тут тоже было. Впрочем, доказывать журналисты независимого издания «Азия-Плюс» своей аудитории ничего не стали, просто процитировали президента слово в слово и напомнили, что с 11 января в стране не зарегистрировано ни одного случая заражения коронавирусом, а с начала пандемии скончалось 90 человек. И даже сравнения с количеством погибших от коронавируса в соседних странах журналисты не дали. Не напомнили и тот факт, что меньше чем год назад сами же воевали с властями, когда те утверждали, что коронавиурса в стране нет.

Кроме сообщения о COVID-19, «азиаты» заострили внимание на том, что Эмомали Рахмон похвалил конкурс «Книга — мудрости зари сиянье», и поручил организовать новый: «Наука — светоч знаний». Рассказали, что президент предложил создать Агентство инноваций и цифровых технологий, и призвал предпринимателей строить детские сады. Никаких подробностей, кроме цитат Эмомали Рахмона, в этих сообщениях журналисты тоже не привели, и только в нескольких публикациях аудитории немного объяснили контекст.

Например, в материале о том, что президент заявил о выходе из транспортного тупика и указал на рейтинги, в которых Таджикистан по качеству трасс занимает солидное место, журналисты отметили: дороги в ГБАО не ремонтировались последние 30 лет. В тексте о заявлении Эмомали Рахмона о том, что Таджикистану хватает электроэнергии (правда, есть потери в сетях), «азиаты» напомнили: с 5 января в стране действуют ограничения на подачу электроэнергии.

По другому пути пошли журналисты из «Радио Озоди» и проекта «Настоящее время». Они выпустили всего несколько материалов, посвящённых посланию президента. В первом тексте от 26 января «Радио Озоди» рассказало о том, что думают о послании президента представители оппозиции, в том числе и те, которые живут за рубежом.

«Послание не отражает реалии национальной экономики и роли Таджикистана в регионе и современном мире. Было бы лучше, если президент за примерно 35-40 минут выступал с конкретными идеями и предложениями», — сказал журналистам из «Радио Озоди» Шокирджон Хакимов, зампредседателя Социал-демократической партии Таджикистана.

В сюжете «Настоящего времени» послание Эмомали Рахмона прокомментировал экономист, экс-замминистра экономики Таджикистана Каримджан Ахмедов, который сейчас живёт в Канаде.

«Знаете, я посмотрел внимательно это выступление и оказался как будто в середине 70-х годов XX века, на каком-то партсъезде. Озвученные цифры не отражают реальной ситуации. Цифры произнесены для того, чтобы показать, что в стране всё нормально. Я не доверяю этим цифрам и могу по каждому пункту объяснить, почему», — сказал в интервью журналисту из «Настоящего времени» Ахмедов.

Что касается громкого заявления Эмомали Рахмона об отсутствии регистрации новых случаев COVID-19, то мимо него журналисты из «Настоящего времени» пройти также не смогли. Они подготовили небольшой сюжет на эту тему, в начале которого сразу же отметили: поверить в заявление президента Таджикистана, увы, непросто, потому что уточнить эту информацию журналисты нигде не смогут. А, например, в прошлом году власти страны вплоть до приезда спецмиссии ВОЗ отрицали наличие коронавируса в Таджикистане.

Ещё чиновники в прошлом году говорили: мол, журналисты нагнетают обстановку и сеют панику среди населения своими сомнениями в том, что коронавируса в стране нет. «Новый репортёр» тогда тоже следил за событиями и подготовил два текста на эту тему: «В Таджикистане вируса нет» и «В Таджикистане вируса нет-2». Ну вот и настал черёд третьей серии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь