Домой Блог Страница 67

«Беседа о культуре» на Qazaq TV: когда хорошо, но ничего нового

Передач о культуре на казахстанских телеканалах много. Qazaq TV почти полностью состоит из подобного вида проектов. С одним из таких циклов знакомился медиакритик «Нового репортёра» Газинур Гиздатов.

На имиджевом (как он сам себя обозначает) канале Qazaq TV в программе Focus on culture (в данном случае переведено как «Беседа о культуре») представлено более 20 интервью Жании Аубакировой с известными представителями культурной элиты нашей страны.

Культура, как оно и должно быть, понимается в этом телевизионном проекте не в узком значении, а во всех её материальных и духовных проявлениях. Беседа с героем или героиней всегда имеет жёсткую структуру: компактное представление гостя, продуманная последовательность вопросов о нём, о времени, о культуре. Вопросно-ответная часть перемежается музыкальными фрагментами, которые явно по стилистике соотносятся либо с героем, либо с теми идеями, которые активно обсуждаются собеседниками.

Ведущая Жания Аубакирова, известная миру как пианистка, в своей телевизионной роли может разговорить любого. Она мила и не скупится на заслуженные дифирамбы своим именитым гостям, но разговор с её стороны с любым героем — всегда на равных. При этом точность её вопросов заставляет интервьюируемых быть в интеллектуальном и эмоциональном тонусе. Это менее всего журналистский продукт, это авторская передача. Но не всегда успешность конкретной программы зависит от телеведущей, многое определяется масштабностью и искренностью личности, с которой беседуют: некоторые из них, которые постарше, порой слишком увлечены собой. Набор героев небесспорен — как правило, это давно состоявшиеся личности, поэтому некоторые сюжеты сомнительны не только в смысле новизны, но и в том, насколько интересны они для зрителя.

Люди и идеи

Некоторые из героев, несмотря на их профессиональную и медийную известность, редко появляются на других каналах или вообще на ТВ. Именно эта передача впервые открывает их как личностей думающих, делящихся своим, спорным и иногда выстраданным мнением.

Одной из несомненных удач всего цикла стала беседа Жании Аубакировой с документалистом Канатом Бейсекеевым.

Меньше всего в этом выпуске было ведущей и очень много размышлений самого режиссёра. Через них и были обозначены тенденции современной культуры: пресыщение гламуром и требуемый глоток живого и настоящего через реальную хронику происходящего привели к всплеску популярности документального кино в мире.

Фрагменты фильмов Бейсекеева тоже как бы продолжали разговор. Канат же задал с обезоруживающей наивностью подростка честный вопрос: «Почему эти авторы 90-х, так мощно заявившие о себе своё время, сейчас нигде и никак не обнаруживаются?» Правда, вопрос остался без ответа, в том числе и от ведущей, хотя его суть ясна и предполагает оценку происходящего — точнее, не произошедшего — в стране.

Были и более пресные сюжеты. Одним из таких стал разговор с Олегом Борецким, философом и кинокритиком. Передача с ним была названа «Что такое казахстанская философская школа?». Менее всего в ней было ответов на вынесенный в заголовок вопрос.

Кстати, названия конкретных выпусков действительно не всегда соответствуют предлагаемому содержанию. Харизматичного философа, экс-ведущего нескольких телевизионных проектов всегда интересно послушать. Но если вы зададитесь вопросом, так что такое философская школа в Казахстане, то ответ на него вы всё равно не получите, так как собеседники уносились в разные области, но только не в обозначенную.

Беседу с дизайнером и организатором культурных проектов Татьяной Школьник «Главное, что нас держит, — это наши страхи!» можно отнести к эмоциональным удачам цикла. Получилось самое главное — то, что порой в других беседах ускользало: культура в жизни, в душе современного человека. А сентенция от ведущей «Алматы — место настоящего креатива» не была дежурной фразой. В своих ответах героиня точно улавливала и обозначала тенденции в культуре, в свою очередь ведущая трепетно на это отзывалась. Аубакирова и Школьник были на одной волне, но и вовлекали нас в свои диалоги.

Бесконфликтный герой

Спорный выбор отдельных респондентов стал причиной того, что порой за 25 минут зритель может не успеть поверить в искренность и состоятельность персонажа. Именно в этих случаях нельзя согласиться с нескромным обозначением от авторов — мол, передача способна дать «представление как отечественному, так и зарубежному зрителю о том, что же есть казахстанская культура».

Так, смотрелись благостными и абстрактными рассуждения об образовании в выпуске «С какими вызовами сегодня сталкивается казахстанское образование?». Московский гость с казахстанскими корнями Нурлан Киясов попытался рассуждать об образовании; правда, конкретных проблем казахского образования он тактично не касался. Словесно изысканны были оба, гость и ведущая, но реальные проблемы казахстанского образования они умело обошли. И мы в очередной раз наблюдали общие рассуждения о необходимости развития детей и как вывод — главное, чтобы родители в этом процессе участвовали.

Из этого же ряда была встреча с Нурланом Смагуловым, бизнесменом и коллекционером: «Мы мало думали о духовном. Пора меняться». С одной стороны, на нашем телеэкране этот бизнесмен — гость редкий; с другой — узнали, что предприниматель задумал нечто значительное.

В этом телевизионном фокусе пока тщетно искать хоть как-то обозначенное столкновение мнения и критики чего-либо. По словам самой телеведущей, критика «уменьшает шансы пойти вперёд». Но когда нет критики, нет и внятной попытки что-то глубоко осмыслить и сделать выводы. Возможно, именно по этой причине (или это следствие?) Жания Аубакирова пока что приглашает для беседы в основном возрастных персонажей с предсказуемыми мнением и мышлением.

Internews организует Тренинг для тренеров

Internews приглашает к обучению и сотрудничеству медиатренеров, экспертов в области медиа и образования. Программа тренинга будет включать обмен опытом и обучение под руководством международных и региональных экспертов и охватит следующие темы:

  • Каковы современные тренды в области медиаобразования.
  • Какими важными качествами должен обладать современный тренер.
  • В чём особенности работы тренера в Центрально-Азиатском регионе.
  • Каковы особенности проведения тренингов онлайн и офлайн.
  • Как обучать взрослых людей и по каким критериям оценивать результат.

Участники, прошедшие обучение, будут приглашены для работы в рамках тренингов для журналистов, запланированных Internews в 2022-2023 гг. в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане и по результатам работы будут сертифицированы.

Тренинг для тренеров пройдёт в феврале и марте 2022 года в режиме офлайн в течение пяти дней в двух городах — Алматы и Душанбе. Для заявителей из регионов предусмотрена оплата дорожных расходов и проживания за счёт Internews.

Язык проведения русский.

Для того чтобы подать заявку на участие, пожалуйста, заполните форму по ссылке.

Заявки принимаются до 17 января 2022 года.

По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь на электронную почту kz-info@internews.org с пометкой ТОТ.

Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Как телеаудитория отмечала День Независимости Казахстана

16 декабря на отечественном телевидении давно пора объявить днём документального кино — количество фильмов этого жанра в праздничные выходные по традиции зашкаливает. «Независимость. Алматинские хроники» на КТК, «Предвосхищая будущее» на Astana TV, «Феномен Елбасы» на «31 канале», «Независимая страна. Новое поколение» на «Первом канале Евразия», «Елбасы. Летопись Независимости» на «Хабаре». Последний проект, состоящий вовсе из 15 документальных фильмов, даже стал «лучшим телевизионным материалом года». Так, по крайней мере, решило жюри международного конкурса «Независимый Казахстан и Елбасы». Рядовые телезрители с этим едва ли согласились бы — судя по рейтингам*, ни одна патриотическая документалка ещё не произвела фурор.

Вместо того чтобы наслаждаться кадрами исторической хроники и елейными закадровыми речами журналистов, телезрители отдали предпочтение просмотру любимых сериалов. Так, с 16 по 19 декабря самым рейтинговым проектом на казахстанском телевидении стал «Жат мекен-3»** — турецкий сериал, которым угощает свою аудиторию национальный телеканал QAZAQSTAN. Ничего удивительного в этом нет: сериал пользуется популярностью ещё с лета. Он, напомним, является ремейком американского фильма «Дни жатвы» 1978 года с Ричардом Гиром и Брук Адамс в главных ролях. Основная аудитория — разумеется, женская.

Другим сериальным фаворитом прошедших праздников — особенно среди телезрителей 54+ — стал российский мини-фильм «Самый лучший муж». Четырёхсерийную мелодраму КТК начал показывать еще во вторник, 14 декабря. Телезрители прониклись судьбой сельской девушки Любы, которая при всех своих достоинствах была лишена главного — любви «того самого». В Москве главная героиня, наконец, встречает его — мужественного и немногословного красавца со шрамом. И загадочный Павел, похоже, произвёл на зрителей куда большее впечатление, нежели всем известный главный герой становления независимого Казахстана.

Художественные фильмы тоже нашли своего телезрителя в праздничные выходные. 16 декабря на вершине списка самых рейтинговых телепродуктов оказался «Седьмой сын» Сергея Бодрова-старшего. Премьера голливудского фэнтези состоялась аж в конце 2014 года. Фильм снят по мотивам романа Джозефа Дилейни «Ученик Ведьмака» и рассказывает историю Тома Уорда — парня, которому посчастливилось оказаться седьмым сыном седьмого сына, и теперь у него есть возможность стать борцом с нечистью. Кстати, в прокате фильм провалился даже несмотря на участие в проекте таких звёзд, как Джулианна Мур и Джефф Бриджес.

«Седьмого сына» показал зрителям телеканал НТК, он же в праздники порадовал и свою основную — молодую — аудиторию. Фильм «Джуманджи. Зов джунглей» стал самым рейтинговым среди парней и девушек до 16 лет. Картина — ремейк популярного фильма 1995 года с Робином Уильямсом — вышла на экраны в 2017 году. По мнению кинокритика Антона Долина, фильм представляет собой идеальное праздничное зрелище, потому что ему «удаётся быть дурацким и очаровательным одновременно». История разворачивается вокруг волшебной настольной игры, которая переносит героев в вымышленный мир Джуманджи. 

Мужская телеаудитория в длинные выходные больше всего оценила концерт театра юмора и сатиры «Шаншар», который показал Astana TV. С 2008 года это один из первых в республике государственных театров сатиры и юмора, однако и до перехода под крыло государства коллектив был широко известен казахстанцам. В театре свой успех у зрителей объясняют просто: играя роль, «шаншаровцы» не привязаны к сценарию и постоянно импровизируют. Однако государственный статус не оставляет поводов для волнения: импровизация, надо полагать, редко выходит за рамки традиционных для отечественного юмора тем.

Из праздничного телеменю в 20 самых рейтинговых телепрограмм удалось попасть только концерту в честь 30-летия Независимости на «Первом канале Евразия». Его в двух частях показали зрителям в вечерний прайм-тайм 16 и 17 декабря. В это время концертом наслаждался примерно каждый шестой телезритель, оказавшийся у экрана. Формат шоу напоминал классический «Голубой огонёк», когда исполнителям на сцене щедро аплодируют сидящие за столиками зрители. Поздравить казахстанцев с одним из главных государственных праздников согласились звёзды как отечественной, так и российской эстрады: Анита Цой, Николай Басков, Григорий Лепс и др.

Российско-украинские сериалы традиционно доминировали в выборе казахстанских телезрителей, однако в длинные выходные свои рейтинги удалось собрать и нескольким отечественным сериалам. По итогам четырёх дней выше всех в топе-20 поднялся исторический сериал «Домалак ана» телеканала QAZAQSTAN. Двухсерийный телевизионный фильм посвящён Нуриле — жене батыра Байдибека Карашаулы. Главная героиня предстает в образе мудрой женщины-провидицы, которая помогает супругу принимать правильные, хоть и непростые решения. Всего в уходящем году телеканал по заказу Министерства информации снял шесть исторических сериалов.

КТК тоже воспользовался длинными праздниками, чтобы показать аудитории сериалы собственного производства. На предпоследнем месте в топе-20 оказался, например, остросюжетный детектив «Акоча». Название сериала — прозвище криминального авторитета, на котором держится теневая жизнь привокзальных кварталов. Главный герой при этом стремится добраться до загадочного анонимного босса, который контролирует сеть нарколабораторий и всю цепочку наркоторговли. В конечном счёте в центре истории оказываются не представители криминального мира, а смелые сотрудники правоохранительных органов, спешащие обезвредить бандитов.

К слову, 16 декабря в число самых рейтинговых телепрограмм вошли сразу два казахоязычных ток-шоу. Одно из них — популярнейшее «Астарлы ақиқат». В праздничный день Дина Толепберген посвятила выпуск детям, которые стали героями социальных сетей благодаря своим неординарным способностям. Другое ток-шоу — Köremіz— выходит на «Первом канале Евразия». В четверг в спецвыпуске перед зрителями предстали спортсмены, популярные певцы, представители отечественного шоу-бизнеса и другие талантливые казахстанцы, решившие поздравить соотечественников с праздником.

Несколько заметных казахстанских телеканалов не смогли составить свою праздничную сетку так, чтобы заинтересовать внушительное число телезрителей. В этот раз в число таких аутсайдеров попал «Хабар». По итогам четырёх дней канал может похвастаться только трансляцией боксёрского поединка между Батыром Джукембаевым и Хуаном Хосе Мартинезом. Её рейтинг вдвое ниже, чем аналогичный показатель у лидера праздничного телеэфира — турецкого сериала «Жат мекен-3». Но итогом боя, на радость казахстанским телезрителям, стала победа Джукембаева техническим нокаутом на 69-й секунде.

Не попал в число лидеров телесмотрения в праздничные дни и «31 канал». Максимальные рейтинги в эти дни каналу принесли Киану Ривз в роли киллера Джона Уика и Александр Петров в роли хоккеиста Александра Горина. Зато в топ-20 по итогам одного праздничного дня — 16 декабря — удалось пробиться детскому «Балапану» с мультфильмом про Кобланды-батыра. По доле*** анимационный многосерийный фильм в этот день, кстати, опередил очередной исторический сериал телеканала QAZAQSTAN про Ахмета Байтурсынова.

Таким образом, многомиллиардные траты на госпропаганду едва ли окупаются даже в период общенациональных праздников, когда телепрограмма буквально напичкана документальными фильмами и сериалами, прославляющими наших далёких и не очень предков. Благо, телевидение остаётся для казахстанцев способом развлечься, а не слиться с Министерством информации и общественного развития в патриотическом порыве. Остается надеяться, что и ответственное за идеологию ведомство проникнется этим настроем (а также соображениями экономии) и хотя бы ненадолго оставит общественное сознание телезрителей в покое.

* Рейтинг — потенциальная аудитория программы, выраженная в процентах от общего числа жителей страны, имеющих телевизор. Имеет принципиальное значение для рекламодателей.

** Здесь и далее использованы данные выборки, подготовленной International Media Service на основе телевизионных измерений Kantar.

*** Доля — процент зрителей из общего числа людей, которые в данный момент смотрят телевизор. Имеет принципиальное значение для телеканалов, влияет на программирование и выстраивание сетки.

Все использованные иллюстрации — скриншоты с официальных сайтов телеканалов и YouTube.

Отставка главы Минздрава, проблемы законотворчества и прощание с 2021 годом. Мониторинг итоговых программ 20–26 декабря

Итак, в эфир вышли последние в 2021-м итоговые программы. Почти все так или иначе постарались подвести те самые итоги — итоги уходящего года. Но опять же почти все не смоги проигнорировать и события последних дней — например, внезапную отставку министра здравоохранения Алексея Цоя.

Но, если честно, выпуски получились какие-то не очень праздничные. Даже традиционных ёлочек в студии не было ни у кого.

«Большие новости», КТК

Первая большая тема выпуска — отставка министра здравоохранения Алексея Цоя. Авторы программы дали понять, что не очень верят в официальную версию, которую теперь уже бывший глава Минздрава озвучил на своей страничке в Facebook: он по собственной воле «переходит в гражданский сектор». И всё потому, что ещё весной президент критиковал работу Цоя, а летом его отчитали в парламенте. Далее редакция рассказала обо всех «проколах» экс-министра на его посту. Завершается блок рассказом об отставке Жандарбека Бекшина с поста главного санитарного врача Алматы.

Сенат парламента на этой неделе принял «многострадальный законопроект о защите животных». Поправки, по словам ведущего Алексея Рыблова, шокировали и общественность, и журналистов. Документ запрещает публикацию видео жестокого обращения с животными. Так чиновники защищают… детей от нежелательного контента. И авторы программы справедливо удивляются: ведь зачастую именно благодаря публикациям в соцсетях становится известно о фактах жестокого обращения с питомцами. Проблеме посвящён сюжет Бауржана Апсеитова. Материал полностью раскрывает позицию зоозащитников, но практически не даёт мнение второй стороны — депутатов, которые этот спорный закон приняли. Есть только небольшой синхрон в подводке, и то, это не мнение, а просто констатация факта.

В Казахстане отмечают всплеск преступлений, связанных с мошенничеством, рассказывает в следующей подводке Алексей Рыблов, и ссылается на портал ranking.kz. Бахтияр Даркеев в своём сюжете объяснял, почему 2021-й «можно назвать годом финансовых пирамид». Он рассказал и о звёздах, которые рекламировали сомнительные компании, и об их жертвах, но не хватило баланса — практически не было мнения официальных органов, которые, по идее, должны всю эту мутную деятельность контролировать. Впрочем, есть инициатива депутатов — как защитить людей от мошенников.

Казахстанцы скупают жильё в Турции. Этой теме посвящён следующий сюжет, автор которого — Ирина Криштоп. Не очень понятно, правда, откуда журналисты взяли информационный повод: сравнительную статистику нам не приводят. Первый абзац материала рядовой казахстанец вообще не поймёт: «Эксперимент президента Турции обвалил национальную валюту. Реджеп Эрдоган не хочет зависеть от потока иностранного капитала, а потому развязал экономическую войну. Он решил снизить ключевую ставку до 14 %. После таких мер Турцию стало лихорадить. В понедельник курс доллара вырос до 18». Какую ставку? Ставку чего? Что это такое? Почему Турцию стало лихорадить? До 18 чего? Очевидно, эта информация — для избранных. Пояснения экспертов — только про то, что Эрдоган, видимо, неправ. Всё происходящее авторы материала называют «турецким гамбитом», видимо, намекая, что турецкий лидер пожертвовал благополучием своего народа ради независимости от иностранного влияния (но нам тут же объясняют, что турки кинулись скупать доллары).

В какой-то момент сюжет превращается в рекламу переезда на турецкий Кипр и компании, которая делает бизнес на разнице цен там и тут. Плашки «реклама» нет, лого компании — есть. Затем автор плавно переходит к откровенной рекламе турецких жилых комплексов. Правда, в конце нас предупреждают: есть и риски.

И завершает программу последний выпуск проекта в честь 30-летия Независимости — Qazaqstan 91–21. Год 2021-й.

«7 кун», «Хабар»

В выпуске от 26 декабря о событиях последних семи дней рассказывается первые девять с половиной минут. Это блок о деятельности президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева — его рабочих встречах с президентом Межпарламентского союза, акимом Нур-Султана, министром энергетики… Оставшиеся почти 50 минут выпуска — итоги не недели, а года.

Лаура Байбатчанова перечисляет яркие события: выборы в Мажилис и маслихаты, ковид и вакцина, победы паралимпийцев, первый в истории страны «Грэмми», пенсионная реформа, благодаря которой полмиллиона человек смогли купить недвижимость, взрыв под Таразом. «Всё же главным политическим событием года стало 30-летие Независимости. Самое дорогое, самое незыблемое, самое трепетное — и от того близкое к сердцу каждого казахстанца. Три десятка лет в масштабах истории человечества — мгновение ока. Для Казахстана это годы становления, времена кризиса и перемен, реформ, модернизаций, падений и взлетов. Такой собственный казахстанский путь развития, который называют великой эпохой и новым покорением высоты на мировой политической арене», — торжественно вещает автор сюжета.

Также редакция программы подвела итоги года ещё с нескольких ракурсов. Ведущий Александр Трухачёв коротко озвучил главные внешнеполитические события: уход Ангелы Меркель с поста канцлера в Германии, приход талибов к власти в Афганистане, усиление миграционного кризиса. Также были отмечены главные события в жизни второго и первого президентов.

Далее Кунсая Курмет рассказывает, как изменится жизнь в 2022 году. Какие законодательные и иные изменения ждут казахстанцев в наступающем году.

Эксклюзивное интервью выпуска журналист Анна Абрамова записала с Ержаном Салтыбаевым, директором Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Нурсултана Назарбаева. Обсуждали проведение в столице Казахстана шестого заседания Международного экспертного форума Astana Club, одна из ключевых сессий которого была посвящена антиядерной политике первого президента РК. Оба собеседника говорят друг с другом на канцелярите.

Выпуск завершается на ура-патриотической ноте — сюжетом под названием «Большое новоселье». Алматинка рассказывает, как благодаря снятию пенсионных накоплений смогла купить квартиру в ипотеку через «Отбасы банк».

«Грани», «Первый канал Евразия»

«Это специальный выпуск проекта «Грани»», — так начинается программа, которая подводит итоги года.

Передача начинается с главных законотворческих моментов 2021-го — в рубрике «Грани закона». Нам рассказали о февральском заседании Национального совета общественного доверия (иностранцам запретили покупать или арендовать казахстанские сельхозземли), казахстанцам земли тоже продавать не будут — до конца 2026 года. Авторы программы также коснулись ужесточения закона о жестоком обращении с животными, дистанционного формата работы, сокращения срока действия кредитных историй, деятельности коллекторов, льгот социальным предпринимателям, нового состава Мажилиса парламента РК (об этом и не только поговорили с зампредседателя нижней палаты Павлом Казанцевым) и закона об избрании акимов сельских округов.

Далее — рубрика, посвящённая 30-летию Независимости Казахстана, год 2019-й. О главных событиях того времени вспоминают вместе с членом правления Казахстанского конгресса татар и башкир Ринатом Абдулхаликовым. Почему-то ведущий говорит, что на этом они «заканчивают путешествие по страницам истории Независимости», хотя есть же ещё год 2020-й. Что случилось? Чуть позже Алибек Рзабаев объяснил: «Про 2020-й много говорить нечего» (??? про год пандемии, перевернувшем жизнь всей планеты, — нечего?), — и всё-таки рассказал об основных его событиях. Возможно, просто редакция не рассчитала количество выпусков рубрики до конца года.

Далее авторы программы рассказали о самых главных событиях 2021-го: коронавирусных (вакцина, ПЦР для улетающих из Казахстана и прилетающих в него, «коронавирусные качели» — когда регионы страны то и дело меняли «цвет», новые штаммы), взрывах на военном складе в Жамбылской области, трагедии на шахте «Абайская», досрочном снятии пенсионных накоплений, интернет-мошенниках, трагедиях с судоисполнителями, переписи населения (нас более 19 миллионов, женщин на полмиллиона больше, чем мужчин, треть населения — дети до 17 лет), росте цен на бензин, дизель и продукты (авторы «Граней» вывели так называемый индекс оливье, с лета ингредиенты знаменитого салатика подорожали).

Отдельный блок посвящён казахстанцам, которые в этом году так или иначе прославили нашу республику в мире: первый лауреат «Грэмми» диджей Иманбек Зейкенов, пауэрлифтер Давид Дегтярёв (и другие золотые медалисты паралимпийской сборной нашей республики), тиктокер Алина Ким.

Следующий блок посвящён главным мировым событиям уходящего года: выборам президента США, приходу талибов к власти в Афганистане, сходу ледника в Индии, мощным циклонам в Индонезии и Европе, землетрясению на Гаити, ЧП на Суэцком канале, Олимпиаде в Токио, миграционному кризису на белорусско-польской границе и смене власти в Германии.

И завершается выпуск разнообразными весёленькими прогнозами на 2022 год: о том, что нас ждёт, рассказывают нумеролог, мастер науки сюцай, астролог и таролог. Немножко рассказали в конце для разнообразия и о прогнозах экономистов и политологов. Не так увлекательно, как сюцай, конечно.

Затем авторы программы попрощались до 16 января.

Apta, QAZAQSTAN

Apta тоже подводит итоги. В начале, например, вспомнили про засуху в регионах, из-за которой погибло очень много скота. Поводом для материала стало награждение парня по имени Курмет Талапказы, награду «Үздік 30 жас» ему вручил аким Шымкента Мурат Айтенов в номинации «Бейбіт өмір батыры». Этим летом Курмет организовал поставку корма для животных в Мангистаускую область. В сюжете также — цифры о том, чем Минсельхоз и акиматы пытались помочь фермерам, которые, кстати, действиями властей недовольны и требуют отставки нового министра. Интересно и живо.

Тема второго сюжета — подорожание продуктов. Автор ищет причины роста цен, говорит о мерах правительства и даёт прогнозы на следующий год (на основе высказываний экспертов). Есть комментарии героев, представителей госорганов, депутатов, строителей и социологов. И никаких астрологов!

После официальной статистики о COVID-19 и коронавирусной пневмонии нам рассказали о ревакцинации и отставке главы Минздрава, а также показали сюжет о том, как сейчас обстоят дела с коронавирусом в мире.

Ведущая Жайна Сламбек в студии Apta взяла интервью у политолога Жумабека Сарабекова. Поговорили об многовекторной политике Казахстана, о сложностях геополитики в нынешнее время и о зарубежных визитах президента Касым-Жомарта Токаева.

В этом году по заказу телеканала QAZAQSTAN снято несколько фильмов об исторических личностях. Один из них — сериал об Ахмете Байтурсынове «Ахмет. Ұлт ұстазы». Следующий сюжет посвящён этому сериалу. Материал интересный, рассказывает о трудностях, интересных деталях съёмки. Много занимательных комментариев.

Рубрика «Желілер: корреспонденция, комментарий» («Сети: корреспонденция, комментарии») вновь вернулась в программу после небольшой паузы. На этот раз собрали комментарии к фильму «Отыздан асып барамын» (о 30-летней истории Независимости РК) и сериале «Ахмет. Ұлт ұстазы».

Соғым (мясо скота, заколотого зимой) подорожал. На эту тему не было сюжета, но журналисты провели опрос на одном из столичных базаров среди продавцов и покупателей.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

С наступающим Новым годом вас, друзья!

Каким был 2021 год: заметки медиакритика 

Традиционно в конце года я пишу о впечатлениях, накопившихся за год критической работы, стараясь обобщить полученный опыт и высказать мнение о том, каким образом — медленно, но неотвратимо — меняются наши медиа. В целом можно сказать, что в 2021 году стали более явственными те тенденции, о которых я писал в своих прошлых итоговых «заметках». Хотел бы объяснить на конкретных примерах, чем мне запомнился этот год: он оказался очень насыщенным и интересным. Перечислю главные выводы по пунктам.

Госпропаганда осваивается в новых границах

Подтверждаются прошлогодние выводы об адаптации госпропаганды к изобилию альтернативных государственным источников информации и к условиям глобального кризиса доверия (речь идёт и о растущем недоверии к средствам массовой информации).

В 2020 году знаковой программой, показательной в этом аспекте, стали «Акимы» («Хабар 24»), развивающие идею умеренной критики государственных менеджеров низшего и среднего звена. На то, что со слова «гласность» пора сдувать пыль, в 2021 году в преддверии парламентских выборов уже более смело намекнула программа «Самое время» («7 канал»), когда в студии, о ужас, раздались критические высказывания в адрес правительства и премьера. Несколькими месяцами позже на том же канале вышла программа «Студия 7», в которой нашлось место для интервью ютьюбовского вольнодумца, автора канала «Журттын баласы» Мурата Данияра.

Надо понимать, что все эти опыты совершались с государственнических позиций, и оставалось впечатление выстраивания авторами продуманной стратегии с обменом редких критических высказываний в эфире на доверие и лояльность зрителя. Но на фоне «госпропагандистской классики» старого разлива (например, «хабаровской» итоговой программы «7 күн» и фильма «Новый курс президента Токаева» от «Казинформа») новые методы могут показаться чуть ли не прорывными.

Другой пример мимикрии госпропаганды — фильм «Независимость. Алматинские хроники» от КТК. Это по-своему замысловатая работа с сокрытием главного политического утверждения между строк. И, похоже, настало то время, когда идеологический подтекст может быть спрятан так умело, что о его наличии остаётся только догадываться. Так, до сих пор неизвестно, является ли программа интервью Динары Сатжан «100 сұхбат» (Astana TV) осознанной поддержкой идей «Рухани жаңғыру»: когда-то я осмелился дать утвердительный ответ, учитывая важное место программы, нетипичной для вечернего прайм-тайма, в эфирной сетке.

Креативный класс не сдаётся

Может только радовать тот факт, что YouTube-проекты представителей казахстанского креативного класса продолжают появляться, несмотря на мой общий скепсис относительно жизнеспособности в наших палестинах некоторых жанров. Всё это продукты блогерские, разные по качеству, но интересные без исключения: создаются они, как правило, не из продюсерского расчёта, а на энтузиазме, зато с такими козырями на руках, как обаяние, творческая одарённость и желание сделать жизнь вокруг лучше.

«Утро добрым не бывает» Галины Рыжкиной, подкаст «Свобода Злого» Константина Ефимова и Сергея Стрелкова, перезапуск Zamandas Podcast Каната Бейсекеева, тревел-блог «По улицам» Геннадия Ипатова и Сергея Фёдорова, Edustan Бейбита Алибекова и Нуркена Халыкбергена.

Имена авторов рядом с названиями проектов я упоминаю неспроста: в отличие от многих телевизионных передач, здесь очень велико значение людей в кадре, часто они идейные вдохновители, спонсоры, ведущие, продюсеры, режиссёры, видеоинженеры, SMM-менеджеры в одном лице.

Как я часто писал ранее, условия для развития YouTube-каналов, посвящённых образованию, культуре и просветительству, в нашей стране неблагоприятны, и меня подкупает смелость авторов, продолжающих честно выражать себя, задавать открыто интересующие их вопросы и проявлять небезразличие к проблемам общества. При этом убеждён, что именно в сложных условиях, на сопротивлении, может родиться что-то по-настоящему ценное.

Интересно, что и официальные СМИ продолжают штурмовать YouTube, заигрывая с аудиторией площадки. Программа «Скинь локацию» на канале государственного Baige News эксплуатирует любительскую «блогерскую» стилистику. При этом проект оставляет впечатление поставленного на профессиональные рельсы, с наймом ведущих и большой степенью размытия производственной ответственности (а, как следствие, и ответственности за результат) между членами команды. Несмотря на множество моих замечаний, в целом это занятный эксперимент, интересующий меня как исследователя продолжающегося слияния старых и новых площадок.

Сериалы на подъёме

Величие русскоязычного и крайняя перспективность казахоязычного YouTube, на мой взгляд, объясняется спадом интереса (и доверия) к традиционному ТВ, сильно удешевлённому идеологами и вынужденно ориентированному на возрастную аудиторию. Не очень понятно, что будут делать телевизионные деятели с фактом взросления и вступления в возраст силы и платежеспособности младших поколений, предпочитающих Сеть (попытки телевизионщиков внедриться в YouTube уже начались, но увенчаются ли они успехом?). На фоне всего этого интересен всплеск интереса в нашей стране к сериалам, созданным специально для видеохостинговых платформ. В отсутствие собственных стриминговых сервисов с доходом от подписок казахстанские производители пытаются монетизировать внимание аудитории через традиционные ютьюбовские инструменты и рекламу. В ряде случаев эти ожидания небеспочвенны.

Сериал «5:32» Алишера Утева вышел под лого Salem Social Media на YouTube-канале «Пацанские истории» и на казахстанском Aitube и оказался интересным событием; предыдущий опыт Утева с сериалом «Сержан братан» на фоне качественно новой работы кажется лишь режиссёрской пробой пера.

В 2021 году можно смело утверждать: многочисленные деятели сериального производства в YouTube всё более смело заявляют о себе и уже готовы задать профессиональную планку на рынке. С другой стороны, телевидение, как я уже говорил, не собирается почивать на лаврах. Пример тому — яркий сериал «Дурь» на КТК, смелый и задающий новый тренд развития игровых телефильмов на ТВ и рассчитанный, кроме того, на публикацию в интернете (у него даже есть специальная версия без цензуры).

В этом году отдельной похвалы заслужил и многосерийный проект «За что я люблю Казахстан и казахстанцев» телеканала «Хабар», создатели которого продемонстрировали изящность художественной обработки историй «из жизни». В целом, думаю, что от усиления конкурентных боёв на сериальном ринге выиграет только зритель.

Журналистская документалистика растёт

Журналистские документальные фильмы занимают всё более заметное место в старых и новых медиа. И работы, попавшие в поле моего зрения в этом году, касались очень важных тем.

На наших глазах автор YouTube-канала «Гиперборей» Вадим Борейко вырос как создатель видеоконтента и на пике профессиональной формы снял фильм «Heavy metal в наших лёгких». Большое расследование экологической проблемы Усть-Каменогорска и Темиртау оказалось отличной работой, достойной внимания самого придирчивого зрителя.

Режиссёр Канат Бейсекеев, работающий в журналистском ключе в рамках проекта Binocle, выступил с фильмом «Жена», важность которого сложно переоценить: вышла картина в разгар обсуждения нового законопроекта о семейно-бытовом насилии. Да и вне этого контекста, учитывая масштаб проблемы домашнего абьюза и традиции её замалчивания, фильм оказался очень важным рассуждением на тему.

Описывая фильм о подростковых суицидах от команды «За нами уже выехали», я упоминал, что авторам удалось соблюсти баланс между крайностями сухого информирования и проповеднической назидательности. Дмитрий Дубовицкий и Асем Жапишева порадовали профессиональным подходом к очень сложной теме, актуальность которой, думаю, ни у кого не вызывает сомнений.

Картина «Между диктатурой и демократией» от «Радио Азаттык» об этнической казашке Сайрагуль Сауытбай, бежавшей от китайских властей в Казахстан, а после вынужденной уехать в Швецию, порадовала профессиональной основательностью. И этот фильм тоже об очень важной, многоуровневой проблеме, включающей в себя и личную трагедию женщины, и политическую неоднозначность ситуации.

В целом можно сказать, что журналистская документалистика в нашей стране на фоне общего невысокого качества аналитической журналистики продолжает играть большую роль. В обществе явно есть спрос не просто на информацию в чистом, «новостном», виде, но на плоды трудов по её обобщению, структурированию и погружению в более широкий контекст.

Подборка бесплатных онлайн-курсов для журналистов

Постоянное самообразование в журналистике — наше всё. Алгоритм такой: понять, каких знаний и навыков не хватает для профессионального роста, найти, где учиться, выделить время и пройти обучение. «Новый репортёр» составил подборку бесплатных онлайн-курсов.

  1. Вебинары «Нового репортёра»

В подборке вебинаров много разных тем от успешных практиков. Например, вы ищете информацию, как построить сообщество вокруг своего медиа. По этой теме рекомендуем мастер-классы Марии Рзаевой из питерской «Бумаги» или Виктора Мучника из АН «ТВ 2». Всего более 100 записей. Максимально практично, с кейсами из реальной жизни.

2. Бесплатные курсы Высшей школы экономики на Coursera и «Открытом образовании»

На одной из крупнейших образовательных онлайн-площадок доступны такие курсы Вышки по теме медиа, как «История и теория медиа» Ильи Кирии, а также «Психология коммуникации» Ольги Гулевич и Ирины Безменовой. На «Открытом образовании» доступен курс «Why we post: антропология социальных медиа» Полины Колозариди (инициатор запуска проекта — антрополог Дэниел Миллер). Главное требование во всех — интерес к изучаемой теме!

  1. Курсы Открытого университета Казахстана

Открытый университет Казахстана — это онлайн-курсы от ведущих вузов и преподавателей страны. Проходить обучение можно как на сайте, так и через приложение. Например, медийщиков могут заинтересовать такие темы, как «Как писать для ТВ, радио и новых медиа», «Медиа и журналистика. Новые подходы в теории и практике», записанные медиатренером, гендиректором ОФ «Институт медиастандартов» Камилой Жусуповой, а также «Медиаэтика: из практики молодых специалистов», автор которого — теле- и радиоведущая, директор медиашколы «Қазмедиа орталығы» Махаббат Есен. В курсах 20-25 20-30-минутных видеолекций.

  1. Курсы медиашколы Cabar.asia

Курсы медиашколы Cabar.asia по цифровой журналистике и новым медиа будут полезны как студентам, так и преподавателям факультетов журналистики. Они позволяют прокачать свои навыки по медиаграмотности и последним тенденциям интернет-журналистики. Уроки доступны на пяти языках и адаптированы под любую скорость интернета. Курсы рассчитаны на 2-12 недель. Здесь есть как базовые темы «Вводный курс по работе в гугл-таблицах» и «Как создать блог на YouTube?», так и «продвинутые» — «Тонкости публикации в научном журнале» и «Введение в журналистику данных».

  1. Курсы Международного центра журналистики Medianet

У Medianet широкий круг тем. Академия фактчека — это онлайн-курс «Инструменты цифровых расследований». В его рамках предлагается освоить инструменты цифровых расследований, которыми пользуются фактчекеры и журналисты-расследователи по всему миру — от группы Bellingcat до команды Politifact. Курс состоит из шести блоков, включающих обучающие видео, тестовые задания и короткие ролики, показывающие, как пользоваться инструментами. Программа курса по Online project management состоит из восьми тренингов. Его цель — содействие качественному переходу в онлайн-пространство НПО, чтобы оказывать эффективные услуги и масштабировать аудиторию. Также есть курс по доступу к информации и курс современной журналистики.

  1. Курс по медиаправу от ОФ «Правовой медиацентр»

Курс содержит всю необходимую информацию о медиазаконодательстве. Он будет полезен всем людям с активной жизненной позицией, кто хочет понимать, по каким принципам распространяется информация. Курс состоит из 15 видеоуроков по таким темам, как введение в медиаправо, доступ к информации, диффамация, тайны и секреты, гласность судебного процесса, авторское право, правовая безопасность в Сети, дети в медиа, блокировки сайтов, реклама в СМИ, регистрация СМИ, международные стандарты, фото- и видеосъёмка. Для получения сертификата необходимо успешно пройти тест из 40 вопросов.

Плохие новости и семейные драмы: самые популярные телепрограммы ноября

К концу года КТК окончательно монополизировал ум и сердце казахстанских телезрителей — десятка самых рейтинговых программ ноября на 90 % состоит из программ и сериалов телеканала. Удивительно, но КТК удалось закрыть почти все потребности аудитории: обеспечить её картиной дня, удивить изнанкой казахстанских семей, успокоить привычными российскими детективами. Единственное, куда всемогущие руки продюсеров канала ещё не дотянулись, — это песенные конкурсы. Казахстанский «Голос» по-прежнему собирает свои рейтинги для телеканала QAZAQSTAN, который, выходит, в этот раз очень не зря сделал ставку на шоу талантов. Предлагаем обзор 10 самых популярных телепродуктов ноября*.

Новости КТК (5,89**). 8 ноября в вечернем выпуске взрыву на шахте «Абайская» в Карагандинской области посвятили сразу три сюжета. В самом коротком из них зрителям продемонстрировали имена погибших шахтёров, в самом продолжительном — рассказали о 51-летнем Сергее Корниенко, который проработал на шахте почти 30 лет. Зрителям представили престарелых родителей погибшего — отца, сокрушающегося по поводу «безалаберного» отношения руководства «АрселорМиталл Темиртау» к работникам, и мать, риторически спрашивающую: «Что оно мне, эта помощь, когда у меня дитя нету?» О помощи на пресс-конференции журналистам рассказали представители компании: 10-летнее денежное содержание, погашение кредитов, организация похорон. Правда, кому именно всё это достанется, решили не уточнять. «Информацию о детях и близких на попечении погибших не сообщают даже спустя почти двое суток после трагедии», — отметила автор сюжета Айгерим Бухтаева.

Новости КТК (5,8). 24 ноября выпуск вновь начался с сюжета о трагедии на шахте «Абайская». Поводом стало подведение итогов расследования правительственной комиссии, которая установила стопроцентную вину работодателя. В тот же вечер корреспонденты канала вернулись и к главной теме предыдущего дня — уходу Нурсултана Назарбаева с поста председателя партии Nur Otan. Одним из главных героев сюжета (помимо двух очевидных участников политической перестановки) стал, как ни странно, лидер Демократической партии «Ак жол». Автор сюжета Бахтияр Даркеев поделился со зрителями своим незатейливым наблюдением: депутаты, дескать, «никаких сильных эмоций» по поводу решения Назарбаева не выразили. В том числе, Перуашев, который — и эти архивные кадры показали в эфире — после ухода Елбасы с поста президента едва сдержал слёзы перед камерами. В этот раз политик был непоколебим и даже назвал Токаева «грамотным специалистом».

Ток-шоу «Астарлы ақиқат» (5,21). 24 ноября за час перед аудиторией КТК пронеслись почти все классические сюжеты семейных драм: насилие в отношении детей и жены; измена с соседом/соседкой; рассылка пикантных фото по чатам родственников и знакомых; двоежёнство (пусть даже и в качестве намерения). Всё вышеперечисленное произошло в рамках всего одной семьи, которую ведущая Дина Толепберген назвала — и теперь, кажется, вполне справедливо — разрушенной. Достаточно отметить, что выпуск завершился вызовом полицейских, в присутствии которых главная героиня написала заявление на мужа. За несколько минут до этого ведущая прикладывала кочергу к зоне декольте девушки, чтобы сопоставить отметину от ожога с размерами самого предмета. Ещё раньше всем присутствующим в студии продемонстрировали несвойственный для ток-шоу информационный сюжет о мужчинах, понесших наказание за распространение интимных фото своих партнёрш. 

Новости КТК (5,14). Взрывы газовых баллонов стали главной темой новостей на канале 17 ноября. Развить её помогли сразу два инцидента, один из которых привёл к смерти матери с ребёнком и еще одной женщины. Все они проживали в акмолинском Шортанды, куда и отправилась съёмочная группа КТК. На месте происшествия журналистам удалось заснять работавшую следственную группу и пообщаться с местной жительницей, которая сообщила, что воду для тушения пожара спасателям набирали сами сельчане. Но трудности отечественного пожаротушения едва ли заинтересовали депутатов — или, как минимум, представителя Народной партии Казахстана Жамбыла Ахметбекова. Мажилисмен отметил, что ответственность за последствия взрыва газового баллона, кроме покупателя, должен разделять и продавец. Последний, намекнул Ахметбеков, может быть причастен к коррупции, беспрепятственно получив лицензию на столь «взрывоопасную» деятельность. 

Ток-шоу «Астарлы ақиқат» (4,88). Три выпуска понадобилось для того, чтобы рассказать зрителям историю 14-летней Гулизы, чья судьба стала достоянием общественности благодаря обратившимся к телевизионщикам сотрудникам шымкентского реабилитационного центра. Они приютили у себя девушку, которая во время учёбы в интернате забеременела и родила ребёнка. Героиня оказалась практически на улице после того, как ушла из дома свекрови и была изгнана отцом. Самой любопытной частью третьего эпизода стали попытки ведущей и экспертов в студии то ли выкупить, то ли выпросить документы девушки у женщины, в чьём доме она с сыном жила на протяжении двух с половиной месяцев. Хозяйка жилплощади эмоционально требовала взамен сначала 500, а потом 100 тысяч тенге. Юрист, пригрозивший ей заявлением в полицию, в конечном счёте побудил её вовсе отказаться от денег и отдать (правда, с проклятиями) свидетельство о рождении и выписку из роддома. 

Новости КТК (4,86). 1 ноября одним из центральных сюжетов выпуска стала история про изнасилование 17-летней девушки в Туркестанской области. Преступление привлекло внимание общественности, потому что истязания, по словам пострадавшей, длились четыре дня, в них участвовали 17 мужчин. КТК, чтобы привлечь внимание к сюжету на сайте, решили, что внушительное количество возможных преступников — недостаточно шокирующая информация, и, должно быть, ради интриги добавили в заголовок ещё одну цифру: «В деле об изнасиловании девушки 17 мужчинами фигурируют 8 миллионов тенге». Беседа с жертвой и её матерью своей обстановкой меньше всего напоминала попытку уберечь героиню от излишнего внимания: перед девушкой, как на пресс-конференции, в ряд лежали сразу четыре микрофона, а на расстоянии вытянутой руки расположилось такое же количество тележурналистов. Зато предполагаемых насильников автор сюжета то и дело называл просто «обидчиками». 

Ток-шоу «Астарлы ақиқат» (4,41). 9 ноября в эфир вышло продолжение истории, которая в марте вошла в число самых популярных по итогам месяца. Сбежавшая с ребёнком невестка, которую с помощью телевизионщиков пыталась разыскать свекровь, якобы продала малолетнего сына обманувшим её людям за полмиллиона тенге. Появившись в студии ток-шоу спустя полгода, героиня заявила: «Я соврала, что продала и отдала ребёнка чужим людям». Оказалось, всё случилось по договорённости, не предполагавшей какого-либо материального вознаграждения (хотя этот факт то и дело подвергался сомнению со стороны ведущей). «Я отдала своего ребёнка, чтобы он не видел, как я бедствую и голодаю», — заявила девушка. В результате стараниями съёмочной группы и всех заинтересованных сторон ребёнок вернулся к матери. В завершении выпуска мальчик появился в студии, чем невероятно растрогал как всех присутствующих, так и людей по ту сторону экрана. 

«Qazaqstan дауысы» (4,29). Казахстанский вариант всемирно известного «Голоса» третий месяц не покидает число любимых телепередач у отечественной аудитории. В ноябре два выпуска шоу на телеканале QAZAQSTAN отметились особенно высокими рейтингами — «дуэли» от 6 ноября и «нокауты» от 20 ноября. До этапа «нокаутов» дошли 32 исполнителя: 16 девушек и 16 парней. В основном они исполняли песни на казахском языке, восемь начинающих вокалистов спели на английском. Так, мировая культура на национальном телеканале была представлена репертуаром Уитни Хьюстон (сразу две её песни вошли в программу «нокаутов»), Anastacia, Бейонсе, Kaleo, Rag’n’Bone Man, Билли Айлиш и Aerosmith. Несмотря на отличное исполнение, успехи местных талантов производят на журналистов популярных казахстанских онлайн-порталов куда меньшее впечатление, чем выступления казахстанцев-участников российского и турецкого «Голоса». 

«Шеф — 5» (4). Телеканал КТК третий год продолжает собирать рейтинги на истории сыщика Виктора Расторгуева по кличке Шеф (в исполнении Андрея Чубченко). В сентябре 2019 года сериал возглавил рейтинг самых популярных телепродуктов месяца, в сентябре 2020 года многосерийный детектив вновь вошёл в десятку. В сентябре 2021 года на российские экраны вышло продолжение сериала, и уже в ноябре его смог оценить и казахстанский телезритель. Главный герой ушёл в отставку, работает начальником охраны в банке, но, разумеется, скучает по полицейским будням. По счастливому совпадению в это же время в Санкт-Петербурге происходят серийные убийства: неизвестный расправляется с полицейскими в отставке. После смерти начальника уголовного розыска в Выборге к расследованию дела приглашают присоединиться генерала Расторгуева. Главный герой соглашается и по прибытии в Выборг узнаёт много интересного про связь местных властей с преступниками. 

Ток-шоу «Астарлы ақиқат» (3,98). На последней неделе ноября в студии ток-шоу (впервые на памяти ведущей Дины Толепберген) в качестве главного героя выступил мужчина, жалующийся на побои со стороны жены и её родственников. Правда, угрозу физическому здоровью героя обсуждали недолго — разговор почти сразу превратился в попытки всесторонне охарактеризовать личность супруги. Уже на первых минутах ведущая решила уточнить, стирает ли женщина детское бельё, готовит ли еду, изменяет ли с другими мужчинами. Расстроенный муж подтвердил худшие опасения: не стирает, не готовит, изменяет. В последнее главный герой поверил настолько, что обратился к команде ток-шоу с просьбой провести ДНК-тест двум его дочерям. Кроме этого, в истории не обошлось и без значимых второстепенных героев — свёкров, вмешивающихся в отношения супругов; сестёр мужчины, оформивших кредит на жену брата; и, наконец, знахарки, которая якобы подвела женщину к измене.

* Топ-10 основан на данных Kantar (TOO «TNS Central Asia»).

** Рейтинг — потенциальная аудитория программы, выраженная в процентах от общего числа жителей страны, имеющих телевизор. Имеет принципиальное значение для рекламодателей.

Все использованные иллюстрации — скриншоты программ с официальных сайтов телеканалов и YouTube.

Фильм КТК «Независимость. Алматинские хроники»: архитектура ни при чём 

Архитектура — слепок эпох: по особенностям зданий и даже по их расположению в городской черте можно судить об организации общества, его ценностях и экономическом потенциале страны. Ко Дню Независимости телеканал КТК выпустил новый документальный фильм «Независимость. Алматинские хроники», в котором о событиях с начала 90-х и до переноса столицы рассказывается неочевидным для нас способом — через описание значимых публичных сооружений, ассоциирующихся с важными историческими фактами. Но, посмотрев этот фильм, я понял: советская архитектура — это лишь формальный повод рассказать совсем о другом.

Вторая серия

В прошлом году КТК выпустил ко Дню столицы документалку «90-е: забытые плёнки». Это был образчик нового уровня госпропаганды: оду первому президенту авторы творчески закамуфлировали ностальгическим видеорядом о лихих годах — с безработицей, разгулом преступности, созданием новых институтов и надеждами. В усилиях создателей фильма угадывалось желание продемонстрировать всю свою творческую мощь и всенепременно преодолеть инерцию отечественного телеконвейера, штампующего бесхитростные агитки к красным дням календаря. Фильм «Независимость. Алматинские хроники» — плод этих же интеллектуальных усилий.

Ведущий и автор сценария Александр Подойников (он же — главред Дирекции информационных программ канала) проводит для зрителя экскурсию по Дому Правительства (даже секретный бункер под зданием показывает), по Дворцу Республики (здесь проходила первая инаугурация президента), по его малой копии — Дому Дружбы (в стенах здания когда-то была подписана знаменитая Алма-Атинская декларация); рассказывает о строении на курорте Шымбулак, в котором как-то сыграли в боулинг главы стран СНГ. Заглядывает ведущий Подойников и в ГАТОБ имени Абая, где миру явили государственные символы нового государства; взбирается на крышу Резиденции президента — ныне акимат Алматы — флагшток которой помнит смену флага Казахской ССР на флаг Казахстана. В фильме также показываются Алматинская телевизионная башня, жилые дома на Площади Республики и Монумент Независимости.

И, с одной стороны, этот взгляд на историю через архитектурные памятники города интересен. И потому что величественные стены, оставленные в наследство рухнувшей империей, действительно скрывают огромный пласт информации, и потому что использование уникального архивного видео из запасников новостного фонда телеканала вновь, как и в «Забытых плёнках», срабатывает, создавая эффект случайно найденного старого фотоальбома и оживляя зыбкое прошлое.

Но надо понимать, что всё это — предлагаемый необычный ракурс и ностальгический видеоряд — всего лишь специальный приём, призванный облечь в строгие тона политическую рекламу. Организуют главную идею всей этой картины вовсе не сведения о том, что качественная набивка сидений в главном зале Дома Правительства осталась со времён Советов, и даже не легенда о розыгрыше пылесосов президентами стран СНГ во время игры в боулинг на Шымбулаке.

Как и с документалкой «90-е: забытые плёнки», находчивость авторов «Алматинских хроник» проявилась в умении убрать главный месседж с самой поверхности. В новом фильме он как бы заслоняется архитектурным величием зданий, мелкими любопытными, оттягивающими внимание подробностями. Так, в картине легенда об экстренной «смене пола» барса с Монумента Независимости и описание лоджии Дома Правительства сосуществуют с неожиданными воспоминаниями журналиста-очевидца о визите в страну Маргарет Тэтчер и о её высокой оценке Нурсултана Назарбаева. А в другой части фильма, как бы между прочим комментируя архивную видеозапись, Подойников упоминает и второго президента.

«Мир начинает присматриваться к Казахстану, и на кадрах хроники тех лет рядом с Назарбаевым новая фигура — Касым-Жомарт Токаев, он помогает словом (в совершенстве владеет пятью языками) и делом (к тому моменту имеет почти 20 лет дипломатической службы). Вместе они всё чаще», — забывает об архитектуре и вспоминает о служебном долге Александр Подойников.

Другой эпизод ещё более показателен.

«К 95 году у Казахстана есть практически всё: независимость, символы, свои деньги. Но в марте в стране вдруг исчезает вся законодательная власть. Целых девять месяцев республика живёт без депутатов», — подводит к новой теме сценарист и ведущий.

Это он об одной из ключевых вех в новейшей истории республики: роспуске однопалатного парламента в 1995 году после иска одной из проигравших кандидаток с требованием признать итоги парламентских выборов недействительными (драматические события сопровождались голодовкой новоизбранных депутатов). Далее, как мы помним, была принята новая Конституция, согласно которой сформировался уже двухпалатный представительный законодательный орган.

«Пока одни депутаты голодают, а других ещё не избрали, страна живёт только по президентским указам», — так в фильме описывает период пробного суперпрезидентства Подойников. Подкрепляется его текст фрагментом архивного «паркетного» сюжета о первой сессии нового парламента.

«Говорил Нурсултан Абишевич около часа. Как всегда хорошо и очень убедительно. Сказал, что в “межпарламенте” ему приходилось очень тяжело: и за министрами пригляди, и с акимами разберись, и государством руководить успевай. Но, тем не менее, за это время было принято очень много указов, имеющих силу закона. В восемь раз сократилась инфляция, в позапрошлом году она составляла 1260 %, в 95-м уже 60,5 %», — сообщала журналистка.

Жизнь бывает иронична. По крайней мере, так может показаться зрителю, который углядит в старом сюжете зачатки нынешнего политического PR в журналистском обличье, то есть заметит видовые приметы самого фильма «Независимость. Алматинские хроники». Круг замыкает в 2021 году сюжет из далёких 90-х.

Сложная начинка

Когда-то фильм «90-е: забытые плёнки» удивил отличным и даже непривычным для казахстанского ТВ качеством. Посмотрев картину «Независимость. Алматинские хроники», я вновь вынужден признать, что это мастерски с точки зрения режиссуры, сценария, операторского искусства сделанный фильм; при этом создан он с подоплёкой: для напоминания зрителю об эффективности антикризисного менеджмента в самые непростые годы независимого государства. Похоже, деятели КТК когда-то оценили опыт «90-х: забытых плёнок» как положительный и тогда же определились с новой стилистикой своих ретроспективных документалок. На фоне бесхитростной агитации отечественных телеканалов этот новый метод кажется гораздо более изящным и явно более энергозатратным. Но суть — продажа зрителю многосоставной начинки в простецкой на вид конфете — не позволяет абстрагироваться от подспудных задач, проступающих сквозь творческую мощь команды авторов.

То есть, с одной стороны, КТК продолжает демонстрировать, что госпропагандистский продукт можно создавать с творческим азартом; с другой — креативность и профессиональная изощрённость фильма становятся частью маркетинговой процедуры, подслащиванием вкусовыми добавками микстуры просчитанного содержания.

В итоге остаётся констатировать: архитектура в фильме «Независимость. Алматинские хроники» играет роль второстепенной бутафории, о которой временами авторы фильма забывают вовсе — не памятники советского зодчества для них важны по-настоящему, но упоминание о восьмикратном снижении инфляции в середине 90-х как об итоге межпарламентского периода, перевернувшего страницу в истории страны.

Winrock International ищет специалиста по связям с общественностью в Центральной Азии

Специалист по связям с общественностью будет руководить стратегией внешних коммуникаций проекта и работать с командой проекта для документирования и распространения информации о ходе и результатах проекта «Безопасная миграция в Центральной Азии», финансируемого USAID.

Цель проекта — усилить взаимную ответственность всех заинтересованных сторон, чтобы стать более самодостаточными в усилиях по предотвращению торговли людьми, защите жертв и продвижению безопасной миграции в Центральной Азии. Специалист по связям с общественностью будет отвечать за:

  • регулярное и своевременное документирование достижений;
  • подготовку коммуникационных материалов, историй успеха, отчётов и пресс-релизов;
  • разработку информационно-пропагандистских кампаний в традиционных и социальных медиа.

РАСПОЛОЖЕНИЕ: Центральная Азия (Казахстан, Кыргызская Республика, Узбекистан или Туркменистан).

ТРЕБОВАНИЯ:

  • Пятилетний опыт работы в сфере коммуникаций в области развития
  • Технический опыт в области миграции, торговли людьми и смежных областях весьма предпочтителен
  • Свободное владение английским и русским языками, желательно знание хотя бы одного языка Центральной Азии
  • Демонстрируемые отличные навыки письма (на русском и английском языках)
  • Профессиональные знания и навыки в области графического дизайна и визуальной коммуникации
  • Отличные навыки планирования и организации

ДЕДЛАЙН: 8 января 2022 г.

Подробнее о вакансии и о том, как отправить заявку, на сайте Winrock International.

Приглашение на вебинар о доступе к информации с Ольгой Диденко

В среду, 22 декабря, пройдёт вебинар «Доступ к информации как гарантия прозрачности работы государственных органов и исполнения прав человека», спикером которого будет региональный консультант по медиазаконодательству, юрист представительства Internews Казахстан Ольга Диденко.

Вебинар состоится с 16:00 до 17:00. В первые 45 минут Ольга Диденко расскажет о теме, в оставшееся время ответит на вопросы.

Подключиться для участия можно по этой ссылке, регистрация не требуется.

Вебинар организован Программой развития ООН в рамках цикла вебинаров «Международные стандарты защиты прав человека и национальная правозащитная деятельность». Ранее на этой онлайн-площадке прошли вебинары по таким темам, как «Международные документы и механизмы ООН в области прав человека» (Лейла Дуйсекова, УВКПЧ ООН), «Правозащитная деятельность в системе государственной и негосударственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Казахстане» (Татьяна Чернобиль, эксперт по правам человека), «Национальный превентивный механизм в Казахстане. Опыт и перспективы» (Ю. А. Гусаков, руководитель филиала КМБПЧ по Карагандинской области).