В своих социальных проектах, в прошлом арт-редактор и верстальщик газеты New York Times, Кенди Чанг дает возможность высказаться каждому желающему. Все, что нужно — подумать, чтобы ты хотел сделать или получить прежде, чем… умрешь.
Проект Кенди «Before I die» (Прежде, чем я умру) появился несколько месяцев назад, но успел стать популярным в США. Это офлайно-онлайновый проект. Суть его в том, чтобы заставить людей задуматься над философскими вопросами. По мнению, кенди, отвечая на этот непростой вопрос, люди вспомнят о забытых мелочах жизни, без которых жизнь теряет смысл.
Свой проект Кенди привезла в Алматы на первый в Центральной Азии Арткемп.
«Это первая страна, для которой я сделала трафареты. Они приготовлены на трех языках: на казахском, английском и русском», — рассказывает она.
Огромная доска, трафареты, мелки — это и есть «Before I die» — интерактив между людьми в реальной жизни. Идея этой инсталляции появилась из-за проекта «Сосед». Чтобы соседи не создавали неудобств друг другу, приходя или звоня в неподходящее время, Кенди разработала маленькие бланки «Хочу попросить» и «Можно взять» в виде примечаний вешаемых на дверную ручку.
Один из соседей указывал предмет, который он желает позаимствовать и время, в которое он может его забрать. Другой – предметы, которые он может одолжить и удобное для выдачи время.
Проект «Сосед» стал перестать в нечто большее, когда значение этого слова стало включать в себя неодушевленные предметы, в частности, здания, находящиеся по соседству.
«Я увидела давно пустующее здание и мне пришла идея повесить на него стикеры с пометкой «Я бы хотел, чтобы это было _____», чтобы узнать, чего не хватает людям в этом районе, что они хотели бы видеть на месте этой пустующей постройки», — объясняет Кенди.
— И много людей откликнулось?
— Да! это было очень неожиданно для меня. За короткое время люди расписали всю стену, заполнили все стикеры. Это было невероятно. Честно, я не ожидала, что они будут столь открыты.
— Чего же они хотели?
— Кто — что, кто-то парикмахерскую, кто-то парк, кто-то место под собственный офис… — в общем, много всяких идей
— И чем закончился этот проект?
— Все пожелания еще обрабатываются, главное, что таким образом можно будет сделать что-то полезное и желаемое, ведь диалог с живущими по соседству людьми пошел. А стикеры «Я бы хотел, чтобы это было _____» я распространила бесплатно в тех местах, где оказывали социальную поддержку нуждающимся людям, в частности тем, кто пострадал от стихий.
В список социально полезных дизайнерских решений, придуманных Кенди, вошла обработка свода городских правил и создание его графической версии. Проще говоря, Кенди переписала их языком картинки.
— Скажите, то что Вы сделали со сводом городских правил, можно назвать инфографикой?
— Да, это инфографика в чистом виде.
— А на сколько важно применять ее в журналистике?
— Важно. Это более доступно понимаю поэтому она очень экономит время читателя. Это направление очень популярно и требует большого внимания к себе. Им надо заниматься.
— Когда начался проект «Прежде, чем я умру»?
— Процесс занял чуть больше месяца — мне помогали друзья. Проекту всего около четырех месяцев. Однако, он почти сразу получил грандиозный отклик, которого я не ожидала. Похожую версию мы сделали и в интернете.
— И где больше откликнулось людей?
— В интернете, конечно. Там могут написать люди из разных уголков мира, а на здании, только те, кто живет в этом месте.
— А что, по-Вашему, сильнее работает?
— Реальность. Когда ты берешь в руки мел и вписываешь свое желание в пустой бланк или в оставшееся пустое место между надписями. Это намного сильнее. Потому что это заставляет задуматься о том, чтобы ты действительно хотел сделать.
Во время Арткэмпа Кенди собственноручно приготовила трафареты к покраске и вместе с организаторами покрыла их белой краской на установленных черных досках. Воодушевленные участники принялись писать:
«Прежде чем я умру, я хочу… стать режиссером, родить ребенка, выпить, написать казахскую версию wordpress, спасти последнего романтика, научиться быть смелой», — и многое, многое другое.
В течение часа на трехъязычных досках не осталось свободного места. Кенди улыбалась и фотографировала: «Вы мне потом это все переведите, пожалуйста, мне важно знать, что они написали».
— А что бы вы написали в это свободное место после “Before I die”?
— Прежде чем я умру, я бы хотела узнать много людей из разных еще незнакомых мне стран. Вот чего бы я хотела.