Как стать популярным журналистом?

0
36

Как выработать свой стиль?

Знаете, как учат живописи в художественных вузах? Заставляют копировать полотна великих мастеров. Чтобы понять, как это сделано. Это чрезвычайно полезное занятие и нисколько не противоречит выработке впоследствии собственного стиля, собственной манеры письма. Между прочим, некоторые писатели с той же целью от руки (!) переписывали целые куски из Гоголя, Толстого, Достоевского. Это не плагиат, не эпигонство, а всего лишь одна из форм учебы – посредством «препарирования» текста. Не обязательно и переписывать, бывает достаточно лишний раз перечитать.

фото: liveinternet.ru

Начинающий журналист должен иметь перед собой образцы для подражания, своего рода ориентиры. И нет ничего зазорного в том, чтобы поначалу, учась журналистике, пытаться писать, «как Артём Боровик», или говорить, «как Леонид Парфёнов». Постепенно свой собственный стиль все равно прорежется, проявит себя. Это как почерк, который у каждого человека свой, уникальный. Можно подделать чужой почерк с какой-то целью (принцип литературной пародии), но всю жизнь писать чужим почерком невозможно. Кстати, по признанию самого Артёма Боровика, учась журналистике, он первое время пытался подражать Юлиану Семёнову, который, в свою очередь, в молодости испытал сильное влияние Хемингуэя. Нечто общее в журналистской манере и даже в образе жизни можно увидеть у этих трёх (безусловно, неравновеликих) авторов, и тем не менее каждый из них индивидуален по-своему. Переболев юношеской болезнью подражания кумиру, журналист, писатель постепенно находит, вырабатывает свой собственный, ни на кого не похожий стиль, по которому его можно узнать, отличить от множества других авторов.

Но прежде чем вы сумеете выработать свой собственный стиль (в широком смысле слова), надо усвоить общепринятые, или, если угодно, стандартные образцы стилей. Различить их нетрудно. Стиль письма бывает научный, деловой, официальный, публицистический, художественный, простонародный, вульгарный, жаргонный и т.п. (А бывает ещё псевдонаучный, псевдохудожественный, псевдонародный, то есть не натурально таковой, а стилизованный под него). Во всех случаях главным носителем, выразителем стиля является язык. Использование тех или иных языковых средств, а именно: научных терминов, канцелярских оборотов в одних случаях, образных или просторечных выражений в других, ненормативной лексики в третьих – создаёт стилевую окраску материала. Профессиональный журналист должен владеть различными языковыми средствами так же хорошо, как жанрами.

Отчёт с заседания правительства и репортаж с фольклорного праздника требуют от автора разного языкового, стилистического подхода: в первом случае уместен строго официальный язык и стиль, во втором – вполне подойдёт свободный просторечный (по-другому – разговорный) стиль.

Только овладев как следует стандартной стилистикой, можно на её основе вырабатывать свой собственный, индивидуальный стиль, который есть не что иное, как отличие от стандарта, от общепринятых стереотипов. Некоторые журналисты идут по пути искусственного привнесения неких необычных языковых, стилистических элементов в свою письменную речь, придумывают, например, собственные неологизмы. В этом нет ничего плохого, за исключением того, что всякая искусственность всегда видна и режет глаз. Гораздо более продуктивным мне представляется иной путь, прямо противоположный: стараться быть как можно более естественным, искренним. Доверьтесь своей натуре, дайте ей самой проявить себя. Ведь каждый человек индивидуален от природы, и эта его индивидуальность проявляется во всём, в том числе и в манере говорить, писать.

Скажем, если человек в жизни эмоционален, склонен к сентиментальности, то и манера его письма может оказаться или высокопарно-восторженной (как следствие – много пафоса, восклицаний) или, напротив, чересчур плаксивой (сплошные стенания и заклинания). Человек холодного, рационального склада ума, как правило, и пишет сдержанно, рассудительно, порой слишком сухо и скучно. Критически настроенный скептик часто, не отдавая себе в этом отчета, злоупотребляет вопросительными знаками, то есть ставит в тексте много вопросов (вопрошает). У автора с развитым чувством юмора это обязательно проявится в каких-то остроумных, ироничных пассажах. Человек эрудированный, знающий иностранные языки, помимо своей воли (а часто и сознательно) использует в тексте много научных и специальных терминов, иностранных слов, цитат. У тех, кто помимо прочего пишет стихи, в журналистских материалах присутствует большая, чем обычно, образность, ритмичность.

Впрочем, бывают и парадоксальные случаи, когда очень скучный, замкнутый человек пишет прекрасные лирические вещи, а жизнерадостный и веселый – скучную тягомотину. Здесь налицо не прямолинейная, а какая-то более сложная взаимосвязь между характером человека и его литературным стилем (возможно, по принципу компенсации).

В чём ещё могут проявляться особенности индивидуального стиля? Один пишет короткими, «рублеными» фразами («телеграфный» стиль). Другой – длинными, сложными оборотами, с множеством подчинённых предложений («книжный» стиль). Об авторе этих строк, к примеру, можно сказать, что он любит скобки внутри предложения и порой злоупотребляет ими.

Но всё это – скорее внешние признаки стиля. Внутренние его составляющие вычленить очень сложно, если вообще возможно, потому что, по большому счёту, стиль – это нечто неуловимое, возникающее и воздействующее на уровне подсознания, стиль – это аура, это аромат, это ощущения. В чём-то главном стиль – это душа. Вот почему я призываю вас не конструировать свой стиль искусственно, а довериться своему внутреннему «я» и писать искренне, как Бог на душу положит. И тогда – хорош он или плох, но это будет действительно ваш стиль, идущий от самой вашей природы и отличающий вас от других.

Муки творчества – удел начинающих журналистов? Как скоро они проходят?

У настоящего журналиста «муки творчества» не кончаются никогда. Сколько бы он ни написал материалов и как бы хороши они ни были, приступая к очередному, он испытывает почти тот же внутренний трепет, что и в первый раз, и точно так же не уверен, получится у него материал или нет. Это совершенно нормальное явление, так и должно быть. Более того, этот «трепет» есть одна из составляющих творческого процесса, без которой он неполноценен, если вообще возможен. Разумеется, можно написать статью и без всякого «трепета», без «мук творчества» и терзаний: «получилось – не получилось». Но это, скорее всего, будет ремесленническая поделка, а не мастерская работа. Всё зависит от той планки, которую сам человек для себя ставит. Если он хочет достичь в журналистике высот, он должен быть готов пройти через муки творчества. Если его устраивает уровень посредственности, можно обходиться и без «мук».

Как стать популярным журналистом?

Сначала давайте уточним, что такое популярность. Это широкая известность. Популярны те, кто постоянно находится в поле зрения, например, ведущие телевидения. Но популярный человек необязательно уважаем и любим публикой. Сергей Доренко, безусловно, популярная личность. Но уважаемая ли? Дарья Асламова прославилась благодаря беспрецедентным откровениям о собственной интимной жизни и продолжает эксплуатировать эту тему всё в новых и новых вариантах. В принципе, стать популярным не так уж сложно, если переступить через какие-то нормы и табу, начать эпатировать публику необычными выходками. На этом построена, кстати, популярность Жириновского.

Может ли журналист рассчитывать на признание публики, не прибегая к крайностям? Может. Правда, журналисту-газетчику, которого читатель не видит, сделать это труднее, нежели телевизионщику, который сам красуется на экране. Тем не менее, существует много примеров такой популярности именно среди газетчиков. Одних знают по постоянной тематике, которую они разрабатывают (как, например, старейшего журналиста «Комсомолки» Василия Пескова, много лет ведущего в газете рубрику «Окно в природу»). Другие становятся широко известны после своих громких, порой скандальных публикаций (так случилось с журналисткой ИТАР-ТАСС Ларисой Кислинской после её публикации о похождениях в бане министра юстиции Ковалёва). Тот же Артём Боровик, будучи ещё совсем молодым журналистом, прославился тем, что пошёл служить в американскую армию, о чём написал потом серию репортажей и выпустил книгу.

В любом случае, за успехом и признанием всегда стоит конкретная журналистская работа, работа серьёзная, общественно значимая и выполненная на высоком профессиональном уровне.

Как показывает практика, популярными у читателей, зрителей становятся, в первую очередь, те журналисты, кто не боится вступить в полемику с властями, смело их критикует, кто поднимает наиболее острые и злободневные проблемы, волнующие большие группы людей. Именно на этом приобрели в свое время невероятную популярность журналисты телепрограммы «Взгляд».

Не последнюю роль играет регулярность, периодичность появления фамилии автора в газете. Если читатель знает, что каждую субботу на одном и том же месте в газете он прочтёт колонку комментатора Н., он ждёт этой колонки, привыкает прочитывать её по субботам, и автор Н. становится ему почти родным (эффект сериала). Привыканию читателя к фамилии журналиста (а с этого и начинается популярность) очень способствует продолжительная работа в одном жанре, например, в жанре фельетона. В своё время самыми популярными журналистами в стране были именно фельетонисты. (Например, славная плеяда сотрудников газеты «Гудок», ставших впоследствии не менее популярными писателями: Булгаков, Ильф и Петров, Олеша и др.). Сегодня принцип постоянного жанра с успехом используется на телевидении («Женские истории Оксаны Пушкиной»), но редко в газете.

Журналист – не звезда эстрады, и популярность для него – не самоцель. Не стоит добиваться её всеми возможными и невозможными способами. Поверьте, что не меньшее удовлетворение приносит повседневная работа журналиста – поездки, встречи с людьми, участие в самых разнообразных (порой исторических!) событиях, а главное – сам процесс писания – процесс творческий, мучительный и захватывающе интересный!

Источник: imho.aspu.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь