Здесь вам не тут

0
9

Автор: Виктория Николенко, Санкт-Петербург, Россия. Поиск работы в Санкт–Петербурге стал для меня большой стажировкой или испытательным сроком, которые необходимо пройти, прежде чем влиться в новый коллектив и новое дело. За несколько месяцев я познакомилась как минимум с десятью главными редакторами печатных и интернет-изданий, узнала цеховые сплетни от генерального продюсера городского канала, поработала на федеральном канале.

Стала писать статьи в ежедневную бесплатную и еженедельную платную городские газеты, прописалась постоянным автором ТВ-обзоров на страницах глянцевого Телегида, научилась выставлять на сайт делового интернет-издания новости и обрела еще много полезных умений и навыков. Но самое главное, поняла, что же есть в российских крупных СМИ такого, чего не сыщешь в казахстанских.

Первое и важное отличие: здесь другой подход к источникам информации и к работе редакций. Что касается ТВ, то разница даже не в мелочах – мол, наше «ЗКТ» (текст, который читает за кадром журналист) у них называется «АВМ», а анонс в новостях – шпигелем.

Работа на федеральных каналах построена с размахом.

Над дневным и вечерним выпусками новостей работают разные команды (не только ведущих, но также редакторов и райтеров – людей, которые пишут тексты коротких местных и зарубежных новостей для ведущих).

Должность «продюсер», которая на казахстанских каналах предполагает только генерирование идей, здесь, скорее, исполнительная.

Редактор поручает разработку темы сначала продюсеру (найти героев, договориться об интервью), и уже после того, как вся предварительная работа проделана, в дело вступает собственно журналист, который выезжает на съемку и готовит репортаж.

Несмотря на кажущуюся местным журналистам несвободу слова, здесь совсем другая широта взглядов. И название ее – профессионализм (антонимом ему предлагаю считать тексты вроде «выступая на внеочередном съезде, посвященном очередным внеочередным выборам первого президента Республики Казахстан».) Ограничение на темы, безусловно, есть и здесь. От Первого канала вы не дождетесь речи Парфенова, а в итоговой программе «Рен ТВ-Петербург», которая делается за счет Законодательного собрания, не найдете разоблачений депутатов.

Тем не менее, подход к освещению тех или иных, даже власти угодных, событий более человечный. Ведущие каналы стараются обходиться вовсе без номенклатурной лексики.

Девиз информационщиков: чем проще — тем лучше. И для журналиста это — самое сложное. Здесь знают, что надо бороться за зрителя. За близкого и понятного зрителя – маму, папу, брата знакомого, их соседа, а не за идеологически верные массы. И с таким зрителем надо быть по возможности честным.

К примеру, не выдавать нарезку из официальных выступлений президента и правительства, а вместе…помолчать.

Так поступил «Пятый канал». В итоговой программе «Главное» ведущий Андрей Добров в студии почтил минутой молчания погибших в Домодедово. Просто стоял в студии и молчал.

Минута эфирной тишины лично для меня стала самым говорящим итогом той недели и укрепила мое доверие к тем, кто делает эту программу.

Иначе в крупных городах работают и печатные СМИ. В России связь дешевле, чем в Казахстане. Безлимитный интернет в среднем стоит 300 рублей в месяц. Сотовая связь многим и вовсе давно заменила городские телефоны. Поэтому время передачи информации сокращено в разы, а уровень ее доступности выше.

Нормальная практика для редакций еженедельных газет – когда штатный журналист работает не в офисе, а у себя дома.

Какая разница, где вы находитесь, если все рабочие инструменты под рукой? Доступная связь также делает доступными и людей. Взять интервью по телефону – обычное дело. Все понимают, что ехать на другой конец большого города – значит потерять время. Поэтому же сотовые номера важных людей получить гораздо легче, чем в Казахстане, где мобильный номер чиновника передается из уст в уста как самая глубокого хранимая тайна.

Здесь же секретарь сам может предложить вам мобильный номер директора, поскольку тот понимает необходимость быть на связи. 

Большая степенью открытости (чиновников в том числе) значительно упрощает поиск героев для материалов, сокращает время работы над одной статьей и увеличивает эффективность труда.

Новый тренд интернет-изданий – статьи, полностью посвященные настроению блогеров: что обсуждают в интернет-сообществах, какие мнения высказывают, кого обвиняют. И это не обзор тем, волнующих интернет-пользователей, а полноценные материалы. полностью построенные на информации и комментариях из сети.

Развитие рунета увеличило его социальную роль и заставило журналистов пересмотреть подходы к поиску тем. 

Цитаты очевидцев из твиттера, выступление звезд в ЖЖ, комментарии с форумов, видео с YouTube –все это давно укоренившиеся элементы журналистских статей и телесюжетов.

Крупные телеканалы и информагентства не знают таких понятий, как вечер, выходные, праздники.

Да, журналистам в Казахстане тоже не позавидуешь. День независимости – прямой эфир с площади, Наурыз – сюжеты о праздничных гуляниях по районам города… Но ценной и оперативной информации от казахстанских СМИ в дни номинального отдыха не дождешься.

Помню, однажды в воскресенье утром мне позвонили продюсеры российского федерального канала (я тогда работала редактором в Алматы) и спросили: «Нельзя ли быстро достать видео пожара в Талдыкоргане, который произошел ночью?» Тогда от российских журналистов об этом происшествии узнали и я, и многие мои казахстанские коллеги. Потому как у нас … выходной.

И, естественно, в то воскресенье проще было увидеть талдыкорганский пожар по НТВ, чем по Хабару.

Все потому, что в российских СМИ (которые казахстанскому зрителю сейчас ближе и роднее отечественного, а журналистам ставятся в пример чаще, чем BBC и CNN) давно поняли: информация – продукт потребления с очень коротким сроком годности.

Чем вкуснее и оперативнее приготовить этот скоропортящийся товар, тем больше будет едоков. А значит, и прибыли.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь