Угадайте, сайт какого известного издания изображен на этой картинке? Обратите внимание на шрифты, разметку на странице, тематику, заголовки. Сколько названий пришло на ум?
Эту загадку загадала на вебинаре «Интеграция новых медиа в классические СМИ» тренер Оксана Силантьева. Участники вебинара предложили около 6 вариантов. И как минимум четверо оказались правы!
Один из важных месседжей презентации Оксаны — как легко потерять медийную индивидуальность, если идти в новые медиа не подготовленными.
Российский магистр мультимедиа Оксана Силантьева постоянным читателям «Нового репортера» уже известна — она (интервью с ней читать тут) помогала создавать конвергентную редакцию медиахолдингу в Шымкенте, который теперь представлен еще и интернет-ресурсом otyrar-tv.kz.
Ниже тезисы с вебинара и ответы Оксаны на вопросы участников (их можно было задать в группе в фейсбуке «Я журналист»), которые, как нам кажется, могут помочь тем, кто хотел бы стать новыми медиа, но еще не определился зачем это надо и с чего стоит начать.
Новые медиа — что это?
Однозначного ответа нет. Сразу возникают терминологические споры. Не стоит на них зацикливаться
При правильном подходе новые медиа могут дать второе дыхание профессии — журналистике. Когда начинаешь использовать различные инструменты и форматы подачи информации, уходит ощущение обыденности, которое присуще традиционным СМИ
В новых медиа уходит текстоцентричность. Уже не столько важно «хорошо написать», сколько как интереснее и разнообразнее рассказать историю и донести мысль до аудитории, потому что появляется больше способов для этого — визуальных, инфографических и других
Технологий производится больше, чем мы можем их понять и использовать
Оксана Силантьева: » Никто не говорил, что все редакции перейдут в это новомедийное будущее. Там и без традиционных журналистов есть, кому с аудиторией работать))) Редакция может спокойно дожить свой век, выбрав свою традиционную аудиторию, и плавно уйти на пенсию. Тем более, что на наш век еще хватит людей, которые не подключены к сетям, а смотрят телевизор. Новые медиа интересны тем редакциям, кто хочет выплыть. И это, уверяю вас, далеко не все)))
Зачем вам идти в новые медиа?
Эпопея с конвергенцией возникла из экономических соображений. Конвергентная редакция выгодна, если у вас несколько площадок, аудитории которых пересекаются. И это важный момент, на котором раньше, рассказывая о конвергенции, мало акцентировали внимание
Один из популярных и непонятных ответов на вопрос «Зачем вам новые медиа? — «За этим будущее»
Всплеск интереса к новым медиа обычно возникает после интернет-конференций, но этого недостаточно, чтобы создать конвергентную редакцию и выйти в сеть
Создавая сайт, нередко оказывается, что аудитории, для которой вы хотите работать, попросту нет в интернете. Она не пользуется услугами в сети. Поэтому, может, вам и не нужен интернет-ресурс? Может, лучше для них создать оффлайн-СМИ?
Создавая конвергентную редакцию идите от людей, от вашей ситуации, от вашей тематики
Не копируйте большие СМИ: их успешный опыт может не подойти вам
Копирка методов друг друга приводит к тому, что в интернете медиа обезличивают себя. Похоже все: шрифты, верстка, формат фотографий, виджеты, — если нет названия, нельзя понять, на сайте какого медиа ты находишься
Оксана Силантьева: «Можно ли прогнозировать коммерческий успех перехода? Гарантировать заранее не сможет никто. Как и в любой системной работе, слишком много узлов и связей, поэтому много рисков. Очень индивидуально нужно подходить. Сейчас, правда, уже появился опыт, и стало понятно, как можно расчитывать хотя бы приблизительные цифры. И надо это делать задолго до того, как всей редакции объявляется о переходе на конвергентность»
Структура конвергентной редакции:
Необязательно быть информационным агентством, ролей в интернете множество
Нельзя сделать изменения в конвергентной редакции в одиночку
Идеи без менеджерской поддержки быстро затухают
Конвергенция, мультимедиа требуют командной работы, и в ней должны быть разные по опыту люди, к примеру, монстры и новички
Функциональные роли журналистов: агрегатор, мобильный журналист, редактор сообществ, аналитик и эксперт, мультмедийный продюсер
Если»монстры» пишут много информашек вместо того, чтобы потратить время на написание «глубокого» материала, то стоит пересмотреть обязанности в редакции. Гораздо эффективнее, если заметки пишут новички, а «монстры» — аналитику. Тогда в вашем медиа будут представлены разноформатные материалы
Оксана Силантьева: «Сильно зависит от того, в какой редакции вы работаете, какие темы раскрываете, на какую аудиторию ориентируетесь. Причем не стоит выбирать из крайностей. Или все, или спецы. Есть и полутона — когда и все на твердую четверку умеют, если приспичит, и штатный фотограф есть, который высококачественное фото принесет (тогда, когда для задания нужно). Гонять профи-фотографа по мелким задачам — неэкономно с точки зрения планирования ресурсов.
И почему люди так уверены, что человек не может научиться делать добротный текст, добротное фото и добротное видео? В мюзиклах люди и поют и танцуют и играют на высоком уровне мастерства. А еще женщины одновременно хорошо умеют вышивать, шить на машинке и вязать. Мы же не однозадачные роботы, мы умеем многое делать хорошо. Важно, чтобы интерес был к обучению и внятные учителя. А так и за 5 лет можно не научить календарь событий вести».
В конвергентной редакции выгодно иметь единый емэйл, факс — чтобы не тратить время кучи людей на чтение одного и того же пресс-релиза
Конвергетная редакция повлечет не только объединение журналистов, но и рекламщиков. Потому что смена подачи информации и ее формата повлечет смену системы продаж
Роль дизайна в интернет-медиа возрастает, но не в плане внешнего вида сайта и наличия на нем фишек, а в оформлении информации, материала
Главный шаг во внедрении форматов — эксперименты
Планирование, чек-листы
Оксана Силантьева: «Вопрос планирования. Надо сначала научиться ежедневному планированию тем, а потом выходить на ежедневную публикацию. У вас должен быть календарь, в котором каждый день что-нибудь происходит. Это, кстати, и для еженедельника полезно. Попробуйте завести в редакции Google-календарь, в который скидывайте абсолютно все, что происходит на вверенной вам территории. Неважно, будете вы это для еженедельника писать или нет. По опыту — 4 человека за час забивают календарь на месяц легко. Вот вам и ежедневные поводы.
Но ведь вы их можете предвидеть заранее, и к какому-то событию заранее запланировать серию интервью. Которое выкладываете не полностью портянкой на 20 вопросов, а частями. Да и кто вам сказал, что интернет — это обязательно ежедневное обновление? Если вы хотите ленту новостей — да, требование такое есть. Но кто мешает вам создать тематический интернет-журнал? Дискуссионный клуб? Еженедельный. Или регулярные онлайн-конференции проводить. И все. Только их. Наелись уже маленьких заметок с фото, если честно. Давайте делать сайт «Фото дня». И публиковать одно фото в день. Всё. Но это фото должно быть на самую-самую актуальную тему дня. Вариантов масса. Не зацикливайтесь на очевидных трендах, отличайтесь от остальных»
Социальные сети — использовать или нет?
Нагружая свою редакцию инструментами, вы создаете дополнительную нагрузку и на редакционный коллектив, и на свой медиабизнес. А выхлоп от этого может быть минимален, может не стоить тех затрат, которые вы на него тратите. Если оно того не стоит — не стоит заводить аккаунты в соцсетях ради моды
Опрометчиво думать, что каждый журналист будет уделять время для общения с пользователями и работе в соцсетях. Хорошо, если он будет отвечать и общаться с ними по поводу своих материалов
Общение с пользователями, в комментариях, в соцсетях, — должно быть предельно толерантным. Лучше, если этим будет заниматься сдержанный человек — не всегда душа журналиста может выдержать критику
Оксана Силантьева: «Если ваша целевая аудитория не пользуется соцсетями как источником информации о мире (том, который пошире собственного двора), если производство информации для твиттера не приносит редакции дополнительных читателей — за борт твиттер. Быть может, расклейка во дворе принеет больший эффект. Люди, живущие в соцсетях, уверены, что так живут и все остальные. Ан нет)))) Медсестра, пришедшая с ночной смены, не будет «формировать программу своего персонального медиа»))))»
Вернемся к картинке. Правильный ответ — это сайт 4 американских газет, в числе которых Нью-Йорк Таймс и Вашингтон пост. Как говорит Оксана, если убрать названия газет, то разницу между изданиями увидеть очень сложно. Одинаковые цвета, одинаковые шрифты, одинаковые темы и заголовки. Копирование технологий друг друга — обезличивает медиа в Интернете. И это, пожалуй, одна из серьезных проблем новых медиа. Если вы решили идти в конвергенцию и мультимедиа обязательно придумайте, чем вы будете отличаться.