Любвеобильный имам, коррупция и выпускные. Обзор итоговых ТВ-программ за 20-26 мая

0
177

Главной темой этой недели, безусловно, было заявление Касым-Жомарта Токаева, посвящённое борьбе с коррупцией. Президент хочет, чтобы начальники уличённых во взяточничестве чиновников подавали прошение об отставке.

Тему эту итоговые программы осветили по-разному. Кого-то больше волновал президент. Кого-то — коррупция. Но разнообразие остальных тем опять порадовало: не считая верного своим принципам «Хабара», почти все каналы на этой неделе блистали эксклюзивом разной степени яркости.

В мониторинг «Нового репортёра» за 20-26 мая попали телеканалы «Хабар», «Первый канал Евразия», КТК и ASTANA TV.

«Избранное за неделю», ASTANA TV

Авторы программы начали её с главной «президентской» новости недели: Касым-Жомарт Токаев говорил о «системных» мерах по борьбе с коррупцией. Он предложил, чтобы за взятки подчинённых увольнялись их начальники. Такое в Казахстане уже было, но журналисты канала ASTANA TV об этом или не знали, или не посчитали нужным упомянуть.

Материал не потянул на сюжет, но содержал в себе комментарий политолога Досыма Стапаева. Он считает, что госслужба должна стать элитной не в смысле кастовости, а в смысле, что госслужащий должен понимать: на этой должности государство даёт ему больше, чем если бы он взял взятку. Константин Авершин (ОО «Я алматинец») поддержал идею об общественном контроле взяточничества: говорят, можно простить убийцу, сказал он, но не взяточника. Потому что он медленно убивает устои государства. В людях надо воспитывать нулевую терпимость к коррупции.

Неожиданным стал синхрон Бижана Фарамарци, директора компании Polygon International LLP, который отнюдь не в сюжете про выборы начал говорить о Токаеве-кандидате в президенты: он хороший кандидат — похвалил главу государства зарубежный гость, — потому что какую бы должность он ни занимал, его никогда не обвиняли в коррупции. И у него огромный авторитет в мире.

Далее ведущий программы решил в студии взять интервью у Каирбека Ускембаева, первого вице-министра индустрии и инфраструктурного развития РК, обстоятельно и подробно обсудить с ним тему жилья. Например: арендное жилье для многодетных семей, кто и что именно получит.

«Вы видели это жильё? Сами стали бы там жить?» — интересуется ведущий у вице-министра. «Ели у меня нет крыши над головой, а тем более это жильё построено государством, а значит, обеспечено безопасностью. Понятно, что это не жильё суперэкстракласса, но оно безопасно для проживания. Качество строительства не хуже тех квартир, что мы получали в советское время, и все жили», — почти без лукавства отвечает чиновник. Также поговорили о программе «Нурлы жер» и про то, что в Казахстане, возможно, будут строить целые микрорайоны со всей инфраструктурой, как в странах Юго-Восточной Азии. Обсудили, как с жильём и ценами на него обстоят дела «у них», — к примеру, в Сингапуре. «Сингапурцы признаются, что утром просыпаются и думают, что не поспевают за цивилизацией государства. Надеюсь, у нас будет так же!» «Я тоже надеюсь, — засмеялся Ускембаев, — только цены пусть будут казахстанские».

Тема жилья продолжилась в сюжете про алматинскую семью, которая отказывается покидать квартиру в старом аварийном доме, потому что из двушки их хотят переселить в однокомнатную квартиру. «Хотя квадратура этой однушки в два раза больше!» — ещё в подводке подчёркивает ведущий. В студии появляется макет старого дома, и ведущий добавляет: «Из-за одной семьи пришлось заморозить строительство 40 объектов!»

В сюжете журналист как бы сталкивает две проблемы: пока одни жильцы пытаются «отжать» себе при переселении лучшие условия и становятся в позу, другие всё ещё вынуждены жить в аварийных домах более чем полувековой постройки: таких каркасно-камышитовых двухэтажек в Алматы остаются десятки. Когда-то их вообще строили как временное жильё. Корреспондент показывает «власть с человеческим лицом»: мол, есть и другой вариант. Если договориться с упрямыми жильцами не удастся, дом признают аварийным и выселят людей принудительно. Но пока всё-таки не выселили и ведут переговоры.

В материале слово было предоставлено всем сторонам, но симпатии авторов — явно на стороне городских властей и застройщиков, которые вынуждены терять драгоценное время, пытаясь договориться с жадными упрямцами.

Следующий материал — о казахстанской промышленности: машиностроительные компании страны столкнулись с финансовыми проблемами. Сотрудники Петропавловского завода по сбору ж/д-вагонов месяцами не получают зарплату. Работники устроили забастовку. Руководство объясняет: нет новых заказов (до этого вагоны закупала «КТЖ»), прекратились поставки сырья из России. Конкурировать с зарубежными аналогами мы ещё не можем, Казахстану столько техники, сколько производят заводы, просто не нужно, а собирать поштучно — невыгодно. Тем временем в Нур-Султане на грани кризиса оказался завод «Казакстан Парамаунт Инжиниринг», выпускающий бронетехнику. Государство не субсидирует выпуск вооружения, поэтому нет льготных кредитов, их приходится брать под высокие проценты, что приводит к удорожанию продукции.

Ещё одна тема выпуска: всё больше казахстанцев начинает страховать свои жизни, и это хорошо. Специалисты рекомендуют страховать и жильё, особенно в паводкоопасных регионах. Также журналисты объяснили, как с помощью страховых компаний можно досрочно выйти на пенсию.

Последний блок посвятили выборам. На этой неделе кандидатам предстоит сойтись в теледебатах, назначенных на 29 мая, сообщил ведущий, и далее самолично рассказал, что делали на неделе представители каждого штаба:

  • о развитии транспортно-логистического комплекса в Мангистауской области поведали представители штаба Касым-Жомарта Токаева;
  • пенсионный возраст и простаивающие предприятия стали главными темами встречи Дании Еспаевой с шымкентцами;
  • Жамбыл Ахметбеков провёл в Нур-Султане массовый забег под лозунгом «Будущее за нами!»;
  • а Толеутай Рахимбеков в ботаническом парке столицы организовал веломарафон;
  • доверенные лица Амангельды Таспихова в Атырау встретились с нефтяниками и поговорили о нарушении техники безопасности труда;
  • предвыборный штаб Садыбека Тугела успел за неделю провести десяток мероприятий — от экологических акций до спортивных турниров;
  • представители Амиржана Косанова встречаются в разных регионах с представителями предприятий и раздают листовки;

У программы есть один существенный недостаток: тотальная орфографическая небрежность редакторов и, видимо, самих авторов сюжетов. Если подумать обо всех возможных ошибках титровой типографики, в «Избранном за неделю» полный комплект: и отсутствие пробелов и точек там, где они нужны (г.Алматы, кв.м, тг), и наличие точек там, где их уже давно не требуется (млрд.), и совершенно неуместные заглавные буквы (кандидат в Президенты), и неправильные склонения городов и фамилий (Садыбека Тугел вместо Садыбека Тугела). Такое ощущение, что авторы программы или не слышали про то, что это всё «эфирная грязь», или просто им в этой грязи комфортно. Отчасти поэтому программа смотрится так, будто её сняли не в 2019, а в 2003-м, например. Креатива и использования современных технологий практически нет (не считая камышитового дома в студии), зато драматургически в принципе всё крепко сбито, сбалансированно и разжёвано. Так и хочется сказать: «Ну что. Бедненько, но почти чистенько».

«Большие новости», КТК

«Большие новости» также начали выпуск с намерения Токаева изо всех сил бороться с коррупцией и увольнять начальников проштрафившихся чиновников. «Не придётся ли тогда уволить сразу всех?» — иронизируют ведущие, тут же делают мини-обзор: кто и на какой взятке попался только на этой неделе. И напоминают, что персональную ответственность за подчинённых, уличённых в коррупции, первый президент ввёл ещё в 2000 году.

Но этот указ утратил свою силу три года назад. Это лишь подводка к специальному репортажу «о взятках, которые гладки». То есть КТК привычно не ограничился просто обзором деятельности президента, а тему развил. Факт из материала: в среднем в стране каждый день ловят по четыре коррупционера. Если учитывать их начальников, ежедневно в РК придётся увольнять по восемь госслужащих. Также в сюжете:

  • комментарии политолога Рустама Бурнашева;
  • кто из министров раньше обещал уйти в отставку, если вину подчинённых докажут, и не ушёл;
  • как борются с ворами в других странах (например, в Китае расстреливают или отрезают руки);
  • как победили коррупцию в Грузии;

Небольшая подборка из «ЧП дня» позволила сделать плавный и логичный переход к происшествию в Кокшетау: в деле о гибели подростка во время эстафеты появились новые подробности. Во-первых, мальчика везли в больницу на такси, потому что на мероприятии не было дежурных медиков. Во-вторых, подросток и вовсе не должен был участвовать в этих соревнованиях: его отправил туда учитель НВП. Нужны ли вообще в школах уроки начальной военной подготовки? Таким вопросом задались авторы программы и попытались дать на него ответ в развёрнутом сюжете о НВП в Казахстане. Политолог Айдос Сарым назвал НВП «отрыжкой советского времени». Но материал получился сбалансированным: это не рассказ о том, что НВП — однозначно плохо. На примере таразской многопрофильной гимназии журналист показала, что такая подготовка некоторым детям нужна и нравится.

Материал об аптеках. Информационный повод — в Атырау в аптеках внезапно без рецепта перестали продавать даже активированный уголь. Тогда как в других городах без рецепта купить можно даже психотропные препараты. Корреспондент в Атырау выясняла, что случилось. Чиновники во всём обвинили «безграмотных провизоров». Затем уже в Караганде съемочная группа при помощи смартфона сняла эксперимент: можно ли купить в аптеках города без рецепта то, что без него отпускать запрещено: антибиотики, психотропные и гормоны. Спойлер: можно, но не везде.

От аптек — к моргам. Казахстанским моргам не хватает финансирования. Где взять для них 22 млрд тенге, чиновники не знают. Но есть и другие проблемы. В судмедэксперты не идёт молодёжь: профессия малооплачиваемая, непрестижная, а требования к специалистам очень высокие. Мы узнаём, что при всех тяжёлых условиях медэксперты в регионах получают по 48 000 тенге в месяц! И это уже после повышения зарплат. А здания моргов по всей стране находятся в таком состоянии, что людям слабонервным лучше этот сюжет не смотреть. Это кадры уныния, разрухи и безнадёги вперемежку с трупами. И зрителю становится совершенно непонятно, как при всех этих условиях в Казахстане всё-таки кто-то как-то всё ещё проводит эту самую судмедэкспертизу.

Отбившись рекламой, программа анонсировала важную и связанную с окончанием учебного года тему утечки мозгов, показала яркие кадры последних звонков… и без объявления войны перешла к экономическому обзору. Ощущение, что тема внезапно этим обзором «поперхнулась». Это не полноценная рубрика, просто череда закадровых текстов с разными экономическими новостями и множеством цифр, проиллюстрированных в том числе инфографикой (что, безусловно, облегчило восприятие информации). После него к теме «утечки мозгов абитуриентов» ведущие вернулись. Учитывая, что программа идёт в прямом эфире, возможно, сюжет просто не был готов вовремя (и зрители-журналисты об этом, наверное, догадались). Но широкой аудитории об этом ничего не сказали. Смотрелось странно.

Завершил программу небольшой материал о спецвыпуске программы «Голос. Дети»: победили все, но наш Ержан Максим как бы победил первым.

Basty Bagdarlama, «Первый канал Евразия»

Заглавным сюжетом итоговой программы «Первого канала Евразия» на казахском языке стал абсолютный эксклюзив: журналисты рассказали жуткую историю, которая произошла в селе Кайнарлы Алматинской области. Местная жительница, мать троих детей, наложила на себя руки. Её муж записал видеообращение, в котором заявил: в смерти его супруги виноват имам аула. Муж рассказал: мол, священнослужитель преследовал женщину своей любовью и требовал, чтобы она стала его женой. Несчастная не выдержала давления. Имам подтвердил: да, любил. Но взаимно. ДУМК ситуацию не комментирует, но уже известно, что имама выбирали сами жители, и в списках Духовного управления его фамилия не значится. Украшением сюжета стал очень креативный стендап корреспондента.

Не обращая никакого внимания на Касым-Жомарта Токаева и его борьбу с коррупцией, авторы Basty Bagdarlama продолжают рассказывать и показывать не про президентов, а интересное. Следующий материал был посвящён окончанию учебного года и предстоящим выпускным. Автор сюжета не только записала стендап в виде «говорящей виньетки», но и вспомнила, как заканчивали школу министры и депутаты. Об этом рассказали и они сами, и их одноклассники.

Третий материал был посвящён очень важной для казахоязычной аудитории теме: грубым орфографическим ошибкам в субтитрах к прокатному кино. Один из фильмов из-за этого в РК даже отозвали из проката. Автор сюжета скрытой камерой снимал казахские субтитры в кинозалах и взял комментарии у владельцев кинотеатров, зрителей и режиссёров дубляжа.

Последняя тема выпуска: жизнь в Союзе писателей РК. Он готовится отметить 85-летие. Журналиста интересовало, почему казахстанские писатели молчат о выборах в стране. Глава союза рассказал, что писатели вообще-то даже хотели своего кандидата выдвинуть. Но достойного так и не нашли.

«Жеті күн», «Хабар»

Итоговая программа «Хабара» на казахском языке ничуть не отличается от русскоязычного варианта в том смысле, что это не итоги жизни страны. Это итоги жизни президентов. Передача длилась немногим больше часа, но ни одного материала НЕ о главах государства в ней не было.

Началась программы не с коррупции, а с выборов. Точнее, с 10-минутного сюжета про встречу Нурсултана Назарбаева с предвыборным штабом Касым-Жомарта Токаева. В подводке ведущий рассуждает: семь кандидатов на выборах — свидетельство того, что в Казахстане есть политическая конкуренция. Елбасы же опять говорил о транзите власти и что сделал правильный выбор в пользу Касым-Жомарта Кемелевича.

Блок про президента № 1 продолжился рассказом о его рабочих встречах (с министром Сапарбаевым, руководством «Самрук-Казына», главой МИД Турции, Гульжан Карагусовой, руководителем Назарбаев Университета и юным композитором Рахат-Би Абдысагиным).

Если раньше блок Елбасы быть чуть-чуть крупнее токаевского, то теперь Токаеву (видимо, потому что он не только действующий президент, но и кандидат) на «Хабаре» отводят немножко больше времени, чем Назарбаеву: первому уделили 29 минут, второму — 34.

Отделение Токаева началось с его встреч: с помощником Генерального секретаря ООН Мирославом Енчей, руководителем сессии наблюдателей Урсулой Гацек, министром иностранных дел Турции Мевлютом, главой МИД РК Атамкуловым и так далее. Отдельный сюжет был посвящён общению Токаева с бизнесменами. И только сюда был привёрстан материал о борьбе второго президента с коррупцией. Из других тем Токаев-блока:

  • Токаев на расширенном заседании Минобороны;
  • Токаев на форуме волонтёров Казахстана и России;
  • Токаев в турне по регионам;

И совершенно никакой информации о других кандидатах на пост президента. Это, безусловно, очень яркая иллюстрации мысли ведущего из первого блока: в Казахстане существует политическая конкуренция. А как же иначе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь