ДомойМедиакритика«Вы смотрели фильм “Рустам и Сухраб“?»: в Таджикистане сняли кино о забытой...

«Вы смотрели фильм “Рустам и Сухраб“?»: в Таджикистане сняли кино о забытой легенде СССР

Хошим Гадо — народный артист СССР, который сыграл почти сотню самых эпичных ролей в театре и кино — например, в популярном советском художественном фильме «Рустам и Сухраб», — с 90-х годов не появлялся на большой сцене. С тех пор об актёре вспоминали только по праздникам, однако в 84 года он вдруг вернулся и сыграл, возможно, свою самую главную роль — роль Хошима Гадо. Медиакритик «Нового репортёра» Лилия Гайсина посмотрела эту работу.

Фильм «Mан» — «Я» в переводе с таджикского, в котором Хошим Гадо сыграл главную роль, — дебютная работа 40-летнего режиссёра Хамро Розикова. Премьера состоялась в Душанбе в октябре и после единственного показа те, кто не посмотрел, но услышал отзывы, обратились в Дом кино с просьбой его повторить.

Режиссёр Хамро Розиков приехал в Таджикистан из США, где живёт последние 20 лет, чтобы повидаться с родственниками, но застрял во время пандемии. Чтобы не терять время, Хамро решил осуществить свои давнишние планы — снять кино о Хошиме Гадо. Дело в том, что дети советского Таджикистана (а может, и не только Таджикистана), к которым относится и сам режиссёр, выросли на картине «Рустам и Сухраб». Это кино в 1971 году на студии «Таджикфильм» снял Борис Кимягаров, а трагическую роль Сухраба сыграл Хошим Гадо. Хамро рассказывает, как в детстве он побывал в местах съёмок этого фильма на юге Таджикистана, затем посмотрел саму картину и влюбился.

За время, пока Хамро не было на родине, Хошим Гадо почти исчез из публичного пространства. Его не было ни в театре, ни в кино, а журналисты независимых СМИ вспоминали актёра только в дни его юбилеев, когда составляли шаблонные тексты с эпитетами «великий» или «выдающийся» и перечисляли его регалии. Правда, в начале этого года он всё-таки поставил свой спектакль «Наврузномаи Хошим Гадо» на сцене института искусств, где когда-то преподавал, но чуть раньше с грустью признавался журналистам: «Мне закрыли дорогу даже в институт, где я делился своим огромным опытом со студентами».

Однажды в медиа всплыла история о том, как Хошим Гадо пытается продать книги под своим собственным авторством случайным прохожим на улице. Впрочем, СМИ с помощью цитат из соцсетей заключали, что это «возрастное». Ещё раньше он просил мэра Душанбе (тогда не сына президента), чтобы он помог отремонтировать квартиру и провести отопление, потому что пенсии на это не хватает. В том письме Хошим Гадо рассказывал, как его не пригласили на празднование родного театра, где он проработал 50 лет, как официально не поздравили ни с одним юбилеем. Администрация города просьбу актёра тогда выполнила, поэтому в фильме стены квартиры Хошима Гадо всё ещё в новых обоях, которые, впрочем, почти не видны, потому что от пола до потолка каждая комната завалена кипами книг его же авторства. В последние годы Хошим Гадо занялся писательством.  

Хамро Розиков, your.tj

Фильм, собственно, и начинается с его квартиры, куда режиссёр приходит, чтобы договориться насчёт съёмок и показать сценарий будущего фильма. Актёр его забирает, но предупреждает, что если сценарий ему не понравится, то режиссёр пойдёт куда подальше. И ещё напоминает, что деньги за съёмки — вперёд. Режиссёр соглашается, так проходит день первый — «Странная встреча».

Всего в картине будет семь таких дней. Хошим Гадо вместе с Хамро Розиковым побывает в том самом театре Лохути, куда его забыли пригласить и где он сыграл более сотни ролей, и перед тем, как попасть на родную сцену, актёр опустится на колени, приложит к полу ладони и затем поцелует их. Таджики всегда так делают в священных местах. За кулисами он будет громко говорить с сотрудниками театра, вспоминать тех, кто уже умер — «один я остался», — и возмущаться, что его не пригласили и на дни культуры соседнего Узбекистана, где Хошим Гадо тоже снимался. Сотрудники театра соглашаются с ним, но затем получают от устода (устод — уважительное учитель, мастер) отповедь о том, что люди, которые поддакивают, погубили этот мир.

Затем Хошим Гадо на улицах Душанбе будет раздавать свои книги случайным прохожим.

— Смотрели фильм «Рустам и Сухроб»? — обращается он к женщинам.

— Смотрели, — отвечают они.

— Кто играл Сухроба — русский или таджик? — спрашивает Хошим Гадо.

— Азербайджанец.

— Вот вам тогда книга в подарок, — говорит Хошим Гадо.

— Смотрели фильм «Рустам и Сухроб»? — спрашивает он молодых парней.

— Нет, не смотрели, — отвечают они.

— Вот вам тогда книга в подарок, — говорит Хошим Гадо.

Когда прохожие заканчиваются, он идёт на детскую площадку и раздаёт свои книги деревянным сказочным козлятам. Потом катается на качелях, на игрушечной лошадке, спускается с горки, а затем произносит один из самых сильных монологов за весь фильм — про масхарабоза (клоуна) и толпу, которой хочется повеселиться.

На пятый день режиссёр и актёр отправляются на юг Таджикистана, туда, где снимали «Рустама и Сухраба» и туда, где в 1937 году родился сам Хошим Гадо. Оба места для актёра священные, и несмотря на то, что пафоса, привычного для рассказчиков в Таджикистане, в фильме «Ман» совсем нет, всё равно зрители всплакнут несколько раз, пока главный герой вместе с режиссёром будет ходить по земле, на которой Хошима Гадо не было 30 лет. Впрочем, не только всплакнут, но и от души посмеются — в фильме очень много хорошего юмора.

Только все эти эмоции для зрителей уже с первых дней путешествия героев фильма становятся не просто декорациями, но и чем-то близким и цепляющим. Шутки мало того, что на таджикском языке (кстати, как и весь фильм), но и с узнаваемыми фразами, сюжетами, персонажами.

Однокурсник, к которому приезжает Хошим Гадо, злится на своего товарища, упрекает его в том, что он забыл родную землю, что не читает молитвы, да и вообще. На что актёр отвечает ему, что даже если гость сволочь, ислам предписывает принимать его. И гостя действительно принимают и очень не хотят отпускать. Поддакивающие сотрудники театра, которые, по мнению Хошима Гадо, погубили этот мир, как только он отвлекается, рассуждают о том, что даже если бы актёра пригласили в Узбекистан, он бы не поехал — характер такой.

Хошим Гадо в роли Сухраба

«Вы вообще понимаете, что такое Народный артист СССР?» — спрашивает Хошим Гадо в одном из эпизодов и, не дожидаясь ответа, добавляет, что Союза, конечно, уже нет, но он ведь остался.

Его народность в фильме есть, с обожанием на актёра смотрят как раз те, кто точно никогда не видел Хошима Гадо на сцене театра Лохути в образе Эдипа (среди театральных критиков эта роль считается высшим пилотажем), не знал, что он отучился сначала во ВГИКе в мастерской Ольги Пыжовой (ученицы Станиславского) и Бориса Бибикова, а потом в ГИТИСе на высших режиссёрских курсах. Простые люди мало что о нём знают, но когда Хошим Гадо предлагает женщинам, продающим еду на обочине дороги, свои книги, они их расхватывают за две минуты, а потом осыпают актёра конфетами. Таджики всегда так поступают с уважаемыми людьми. Дети в его родном кишлаке бегут за машиной и скандируют «Хошим Гадо!», а его одноклассник Бобо, не сдерживая слёзы, просит его начать читать намаз и предлагает научить этому делу. Вот и режиссёр фильма, который вспомнил про актёра, не принадлежит к системе Министерства культуры: у него бизнес в США и на родине, и весь этот фильм он снял за свои собственные 30 тысяч долларов.

Сам Хошим Гадо благодарности при всём своём сложном характере не чужд. В самом начале фильма он приходит на могилу Бориса Кимягарова с цветами и благодарит его за то, что когда-то режиссёр взял его, «мелкого актёра» (хотя он уже был после ВГИКа и ГИТИСа, писаный красавец и талантливый актёр), на важную роль Сухраба. С таким же уважением он относится к родному театру и к памятнику таджикского поэта Лохути.

Зрителям фильма, особенно если его посмотрели бы среднестатистические таджикистанцы, которые выезжают в Россию на заработки или с большим трудом ведут внутри своей страны собственный бизнес, чувства Хошима Гадо тоже должны быть понятны. Ведь несмотря на все проблемы, с которыми они сталкиваются, они продолжают быть благодарными своей стране, своему государству. Так же, как и Хошим Гадо, считают, что они всего лишь «мелкие актёры» и благодарят тех, кто им позволяет — хотя бы и ценой невероятных усилий — находить средства для существования и созидать, созидать, созидать. Все дворики домов (честно признаемся) нищего кишлака, где когда-то родился Хошим Гадо, — чисто подметённые, старики в них в ухоженной одежде. И так в любом кишлаке Таджикистана: люди несмотря ни на что — например, на то, что нет света, на голой земле, на которой иногда нет воды и никакой возможности посадить сады или развести скот — самостоятельно стараются созидать и благодарят бога и государство за то, что у них что-то получается. А если нет, то и это они переживут. Хошима Гадо не пригласили ни на один юбилей, но в своём спектакле «Наврузномаи Хошим Гадо» он не забыл сказать спасибо современной власти в Таджикистане. Власти, которой безумно повезло со своим народом, так же, как и культуре страны — с талантливым Хошимом Гадо. Только ни те, ни другие не всегда ценят то, что имеют.

Лилия Гайсина
Лилия Гайсина
Медиакритик, медиаэксперт.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние публикации