Модуль 2. Кинограмотность. Что такое язык кино? Как правильно смотреть фильмы?

0
442

Задачи модуля:

  • студенты познакомятся с основными элементами киноязыка;
  • узнают о крупности планов и об «эффекте Кулешова», который лежит в основе монтажа;
  • познакомятся с различными видами монтажа;
  • исследуют, как работают цвет и свет в кино;
  • узнают о роли шумов и музыки в фильмах;
  • сориентируются, как правильно смотреть кино.

Шаг 1. Что такое киноязык?

В основе нашего обычного нашего разговорного языка лежат звуки и буквы, из которых состоят слова, из слов — предложения и т. д. Так и киноязык имеет свои базовые элементы, из сочетания которых рождается уникальный и неповторимый стиль, присущий каждому режиссёру.


Знать эти элементы нужно не только режиссёру, но и зрителю. Поэтому мы постараемся ответить на вопрос: из чего состоит киноязык?

По ходу развития кинематографа язык кино совершенствовался и развивал свою выразительность. Если в самом начале появления кино снимали фильмы статично, как сцену в спектакле, то чуть позже камера стала подвижна, что способствовало развитию киноязыка. Появилось такое понятие, как кадр, а потом — крупность планов. Монтаж сначала был очень простой — две склейки; затем он начал усложняться — появился параллельный, контрапунктный, дистанционный монтаж. После немого кино появилось звуковое, после чёрно-белого — цветное. И всё это развивало язык кино.

То, что сегодня мы видим на экранах, — это невероятное разнообразие методов и приёмов, делающие фильмы сложными и увлекательными. Чтобы разбираться в том, что такое язык кино, нужно знать и историю кинематографа (Разлогов К.), и основные выразительные средства кино (С. Эйзенштейн). Наши модули по кинограмотности направлены на то, чтобы раскрыть секреты кинематографа, что позволит вам лучше понимать и анализировать фильмы.

Мы остановимся на пяти основных элементах киноязыка:

  • кадр и мизансцена
  • крупность планов и монтаж
  • движение камеры
  • цвет и свет
  • шумы и музыка

Анализ элементов киноязыка мы построим на примере казахстанского фильма «Жёлтая кошка» Адильхана Ержанова, одного из лучших режиссёров современного отечественного (казахстанского — прим. редактора) кино.

Кадр из фильма «Жёлтая кошка» (2020)

Шаг 2. Кадр и мизансцена

Если человеческая речь состоит из слов, то можно сказать, что фильм состоит из кадров. О структуре киноязыка хорошо написал Пьер Паоло Пазолини в своей статье «Поэтическое кино».

У каждого кадра своя продолжительность — от нескольких секунд до нескольких минут. Кадры склеиваются при помощи монтажа.

Бывают статичные кадры, когда камера снимает действие с одной точки, бывают кадры динамичные — например, панорама или наезд-отъезд.

Можно часто услышать такую фразу: «Какой красивый кадр». А кто отвечает за то, чтобы придумать или снять красивый кадр? Как правило, это мастерство оператора, но задачу перед оператором ставит режиссёр. К примеру, ему нужно, чтобы в фильме всё время было ощущение искусственно ограниченного пространства.

Тогда он говорит оператору: «Снимаем так, чтобы две трети кадра были перекрыты зданием или сараем». Так придумывается кадр или ряд кадров, в которых создаётся ощущение зажатости или ограниченности.

После этого создаётся мизансцена. Если в театре мизансценой называют расположение актёров на сцене, то в кино это ещё и предметы материальной среды, то есть локация, декорация, а также метод съёмки — ракурс и другие подходы. От создания определённой архитектуры кадра и мизансцены зависит и смысловая нагрузка фильма. Зритель не всегда может осознавать, отчего ему дискомфортно от этого фильма, а всё дело может быть в зажатости или убогости пространства. И наоборот: простор, красивые кадры могут создавать ощущение свободного дыхания, воздуха, свободы.

Интересно и осознанно с пространством работают многие казахстанские режиссёры и операторы. На видео вы увидите творческие подходы режиссёров Адильхана Ержанова и Ерлана Нурмухамбетова.

Посмотрите видео:

«Кадр и мизансцена» в фильме «Жёлтая кошка»

Работа режиссёра Ерлана Нурмухамбетова в фильме «Конокрады. Дороги времени»

Вопросы по видео:

  1. Что такое кадр в кино?
  2. Что такое язык кино? Что говорит об этом режиссёр Адильхан Ержанов?
  3. Что такое композиция кадра? Рассмотрите композицию кадра на примере фильма «Жёлтая кошка».
  4. Что такое мизансцена? Чем отличается мизансцена в кино и в театре?

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь