«XX и XXI века — это эпоха кино». Гульнара Абикеева — о том, что такое кинограмотность и зачем она нужна

0
327

Недавно на «Новом репортёре» в разделе «Медиаграмотность» появились два новых учебных модуля, на этот раз посвящённых кинограмотности. Их автор — Гульнара Абикеева, киновед и кинокритик, президент Ассоциации кинокритиков Казахстана. В первом она рассказывает о киноиндустрии Казахстана, этапах производства фильма и профессиях кино. Во втором — что такое язык кино и как правильно смотреть фильмы.

Почему кинограмотность так важна в современном мире? И действительно ли кино так сильно влияет на людей? Эти вопросы мы задали самой Гульнаре Абикеевой.

— С одной стороны, мы все смотрим с детства кино и, казалось бы, в нём разбираемся. Но всё равно считается, что кино существует для развлечения — чтобы прийти и потратить время, повеселиться, посмеяться, получить удовольствие и уйти. Если смотреть на кино таким образом, то, может быть, кинограмотность и не нужна, — говорит Гульнара. — Но сегодня кино занимает среди всех видов искусств практически главенствующее место. Когда-то самым важным было изобразительное искусство, в XIX веке была важна литература, какое-то время, например, в Европе доминировала, скажем, опера и так далее.

А XX и XXI века — это эпоха кино. Не потому, что оно чем-то лучше, просто его время наступило.

Потому что всё — литература, изобразительные искусство, философия, актёрское мастерство — сплотилось и лучше всего передаётся именно в кинематографе.

Абикеева объясняет: главная причина силы влияния кино на людей — в его фантастической массовости:

— Иранский режиссёр Мохсен Махмальбаф как-то сказал: вот я выпускаю книгу, она тиражом, скажем, 10 тысяч, ну 30 тысяч экземпляров. А когда выпускаю фильм, по миру его посмотрят миллионы. То есть кинематограф сегодня — искусство номер один по силе влияния на людей. И в плане мыслей, и в плане поведения, морально-нравственных ценностей, а это главные ориентиры в жизни. А кино бывает разное! И про убийц, и про мошенников.

Как киновед Гульнар Абикеева не только любит, но и умеет смотреть кино. И считает, что этот навык нужен абсолютно каждому человеку.

— Что такое кинограмотность? Это и знание истории кино, и умение отличить хорошее кино от плохого, — объясняет она. — Понять, насколько это кино умное, интеллектуальное, развивающее тебя или, наоборот, глупое, отупляющее.

Чем выше разум человека, чем он кинограмотнее, тем лучше он воспринимает различные пласты хорошего искусства. А кинематограф — это прежде всего искусство. Поэтому и нужна кинограмотность.

Это важная часть медиаграмотности. И то, и другое — про воспитание. Да, сначала мы получаем это воспитание от родителей, от воспитателей и учителей, в школе, в университете и так далее. А сейчас ещё очень сильно влияют на детей гаджеты, а в гаджетах и кино, и соцсети. Но что дети смотрят в основном? Мультфильмы. И они в подавляющем большинстве своём положительные. А потом, в подростковом возрасте, они уже смотрят кино. И оно может быть разным, сейчас в фильмах вообще очень много убийств. Как сильно нивелирована жизнь в большинстве экшенов! И это страшно. Мне кажется, стрельба в школах — это влияние кино. Оно очень сильно влияет на особенно подростковую психику, причём отрицательно. Кинограмотность должна в своём роде воспитывать потенциального зрителя, учить его ориентироваться на правильные морально-нравственные ценности.

Овладеть кинограмотностью помогут модули Гульнар Абикеевой. Они не только про то, как смотреть кино. Там много о том, как оно создаётся, кем и, главное, где.

— Я надеюсь, что мой модуль поможет понять, что фильм создаётся не только актёрами. Конечно, можно было сфокусироваться на жанрах, архетипах и так далее. Но это, я надеюсь, всё ещё впереди. А пока я хотела донести до людей, что в создании кино участвует очень много представителей самых разных профессий. Плюс я сознательно сфокусировалась почти полностью только на казахстанском материале. Потому что у нас сейчас сильное молодое казахстанское кино, интеллектуальное, которое берёт призы на множестве фестивалей. А то многие привыкли рассматривать такую информацию только на примере кино зарубежного. А ведь у наших профессионалов очень даже есть чему поучиться! И мне хотелось подчеркнуть эту важную вещь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь