Next Level English от лица Посольства США в Казахстане открывает набор на профессиональную программу обучения английскому языку для журналистов.
Программа открыта для действующих журналистов. Условия участия:
журналист должен работать в настоящий момент на телевидении / радио / в печатных изданиях / онлайн-СМИ
проживать в Астане, Алматы, Актобе, Караганде, Костанае, Кокшетау, Актау, Усть-Каменогорске или Шымкенте
уровень английского языка не ниже Elementary (CEFR A2)
согласие руководителя на ваше участие в этой программе
Что важно знать?
Количество человек в группе — от 10 до 15, в соответствии с уровнем знания языка.
Продолжительность курса — 105 академических часов (три академических часа с местным учителем и один час дискуссионного клуба с носителем языка).
Дата занятий: с 17 января 2023 г. по 14 июля 2023 г.
В дополнение к основному курсу участникам предоставляется возможность пройти онлайн-курс «Английский для журналистов», разработанный Университетом Пенсильвании. Этот курс поможет журналистам получить и развить навыки, необходимые для построения карьеры в современной журналистике. За время курса участники сдадут два тестирования (промежуточный и итоговый тесты). Также участники предоставят портфолио работ, которые они будут выполнять в течение курса. Достижения учащихся будут отмечены на выпускном мероприятии в конце курса в июле 2023 года.
Участники, посетившие 70 % и более занятий, сдавшие экзамены и представившие студенческое портфолио, получат сертификат об окончании.
Для участия в программе профессионального обучения английскому языку для журналистов заполните заявку на сайте до 9 декабря 2022 года, 23:59 по времени Астаны.
Трагедия на шахте «АрселорМиттал» на этой неделе потрясла страну. Страну да, но не программу «7 кун», которая предпочла первые 15 минут вещать о президенте и амнистии. И только потом перешла к гибели людей.
Остальные две программы всё-таки посчитали взрыв в шахте главной темой недели. Впрочем, «Грани» подошли к её освещению довольно формально и поверхностно, а потом в лучших традициях «Хабара» закопались в буднях президента и депутатов. Между тем, Apta внезапно рассказала своей аудитории о Жанболате Мамае, но как-то странно.
Итак, программа началась… нет, не с гибели шахтёров. А с сюжета «Доверие и справедливость», в котором рассказывают о подписании очередных поправок в Конституцию. Корреспондент объясняет: несмотря на то, что эти изменения предполагают сужение полномочий президента, январские события показали, что необходимо сместить фокус на защиту прав человека. Эксперты хвалят подписанные реформы.
На этом тема не закончилась. Во втором сюжете выпуска предлагаемые реформы разъясняли: о том, как они будут работать, на минувшей неделе рассказали иностранным дипломатам. Назвали этот сюжет по фразе Касым-Жомарта Токаева «Мы разные, но мы равные». Не знаем, что имел в виду президент, но «Хабар» здесь продемонстрировал всё то, что мы в нем так не любим: говорящие головы, хвалебные оды, бесконечные обещания и никакой конкретики.
Тема амнистии осуждённых за январские события как будто стремится вызвать общественное неприятие. «В число амнистированных попадают почти полторы тысячи человек. Да, это те, кто крушил банкоматы, потрошил магазины с «айфонами», совершал действия, от которых жителям городов в те январские дни было страшно выходить на улицы». После таких «заходов» в тему все уверения о милосердии и сострадании кажутся неубедительными.
И вот, наконец, «7 кун» перешёл к трагедии на шахте «АрселорМиттал». О произошедшем подробно рассказали в формате новостной сводки — без лишних деталей, статистики или аналитики. Когда рассказывали о пятерых погибших, почему-то показали только четыре портрета. Очень кратко рассказали о предыдущем ЧП, но не дали никакой аналитики за более длительный период (только то, что за 16 лет погибло около 100 человек). Никакой попытки связаться с топ-менеджментом «АрселорМиттал» и получить их комментарии тоже не случилось. В итоге получился сюжет о том, что все и так уже давно прочитали на интернет-порталах.
Следующий сюжет — о третьей попытке построить АЭС в Алматинской области. Про него можно сказать «начали за здравие, кончили за упокой». Здравие — рыбак из села Улкен, который увлечённо рассказывает о своей работе. Упокой — гендиректор казахстанских атомных электрических станций, который рассказывал о пользе и безопасности АЭС. Непонятно, что ещё мог сказать человек, который прямо заинтересован в том, чтобы строительство случилось. Страдает и обратная сторона с балансом мнений: альтернативного мнения в сюжете так и не прозвучало, зато пару-тройку раз сообщили, как всё это важно для жителей поселка Улкен.
В завершение выпуска — о спорте. В материале рассказали о паралимпийских и олимпийских спортсменах, повышении для них выплат, наших «успехах» на последних олимпиадах и тех спортсменах, чьи дисциплины не входят в олимпийскую программу. Кажется, что всё в этом сюжете было в относительном порядке, но из записи программы на YouTube его почему-то удалили. Да и в целом выпуск получился, видимо, настолько «прорывным», что отдельные его сюжеты в интернет попросту не стали выкладывать.
«Грани», «Первый канал Евразия»
Программа началась с трагедии в шахте Карагандинской области. «Сквозь слёзы скорби слышны голоса возмущения, в том числе из высших эшелонов власти. Кто виноват и что делать, чтобы избежать новых трагедий?» — не смог удержаться от зубодробительных штампов и клише ведущий Алибек Рзабаев. Казалось бы, речь о смерти людей, и журналисты вроде бы хотят проявить сочувствие, но то ли словарного запаса не хватает, то ли чего-то ещё… И почему-то поддерживают прежде всего власть, которая по факту за десятки лет так и не сделала ничего, чтобы «избежать новых трагедий». А повторяются они регулярно. «Как родители, как мама?» — задаёт собеседнику откровенно нелепый вопрос корреспондент о родственниках одного из погибших парней. Журналистке Юлии Волковой, к тому же, стоит поработать над голосом и интонациями: слух режет малоэмоциональный, откровенно деловитый наговор текста. Впрочем, эта деловитость в итоге оказалась даже к месту, потому что глубоко Волкова не копала, ответов на вопросы «кто виноват и что делать» мы не услышали, и сам материал по сути превратился в пиар популистских высказываний казахстанских депутатов (к которым у «Граней» традиционно нежная любовь). Ну и никаких комментариев от «АрселорМиттал», разумеется.
Ещё шесть человек погибли в аварии в Жамбылской области на железнодорожных путях. Об этом — небольшая заметка. Проблему охраны переезда обозначили, но углубляться опять же не стали.
Далее — внезапный дайджест новостей: в области Абай мужчина с инвалидностью 12 лет провёл в рабстве, в Казахстане растут цены, а чиновники опять угрожают карами производителям, другие чиновники проигрывают деньги в казино.
После чего нам представили блок «хабаровщины» — нам рассказали канцеляритом, что делал на неделе Токаев (встретился с дипломатами и публично подписал шесть законов, «впервые») плюс рубрика «Грани закона», чтобы мы не забывали, что любимые «Первым каналом Евразия» депутаты тоже трудились, не покладая рук (например, они уверены, что казахстанцы сейчас доверяют выборному процессу, а если кто недоволен, то это любители «биг драма шоу», (с) Айдос Сарым). Без комментариев.
Разделавшись наконец за первые полчаса со всем официозом, «Грани» перешли к темам, которые реально близки каждому человеку, а не чиновникам. Большой блок посвящён конфликтам между потребителями услуг и теми, кто их поставляет, — владельцами кафе и магазинов и службами такси. Айгерим Муздыбаева провела большую работу и выдала качественный сбалансированный сюжет, причём с ценной практической информацией.
После ставшей уже постоянной рубрики про самые популярные видео недели авторы «Граней» выдали сомнительный с научной точки зрения сюжет про то, как некие события в космосе («коридор затмений») якобы влияют на жизнь на Земле. Начался материал с рассказа о трагедии в Сеуле на Хэллоуин, затеи рассказали про обрушение подвесного моста в Индии, шторме на Филиппинах, и с этической точки зрения привязывать эти события даже косвенно к неким «астрологическим явлениям» кощунственно. Мягко говоря. А если говорить прямо, это явный хайп, недостойный итоговой программы республиканского канала. Пусть даже потом нам представили мнение учёного, который опровергает всё это мракобесие.
Apta также начинается с трагедии в шахте. О ней сделали большой сюжет. Вспомнили и о том, как 16 лет назад из-за взрыва метана в этой самой шахте из-за грубых нарушений техники безопасности погиб 41 шахтёр. Вообще за 17 лет в шахтах «АрселорМиттал» погибли 110 человек. Тему дополнили комментариями депутатов Кайрата Кожамжарова и Ерлана Саирова. Был один интересный момент. Саиров заявил, что правительство, включая Министерство экологии, Министерство индустрии «кажутся бессильными», когда речь заходит об «АрселорМиттал». Надеемся, Apta получит ответ от этих министерств, так как заявление депутата довольно серьёзное.
На днях президент Токаев встретился с главами иностранных дипломатических миссий. Это стало поводом для чисто протокольного сюжета.
По мнению экспертов, в следующем году Казахстан может столкнуться с дефицитом газа. В последние пять лет спрос на него увеличился на 35 процентов, тогда как за 20 лет не было разработано ни одно новое месторождение. Ещё одна проблема: газ в регионы не проводят из-за бюрократических проволочек. Обо всём этом рассказали в большом сюжете. В нём много историй, есть комментарии представителей акиматов, министерств и экспертов с мрачными прогнозами.
10 месяцев январской трагедии. Погибли 238 человек. Тысячи людей попали в тюрьму. На этой неделе глава государства подписал закон «Об амнистии». Ей подлежит более 1,5 тысячи человек. Общественный активист Жанболат Мамай вышел из тюрьмы — точнее, его до суда отправили под домашний арест. Обо всём этом кратко рассказали из студии и дополнили лишь комментарием прокурора. Главная итоговая программа национального телеканала до этого игнорировала тему Жанболата Мамая. А его задержали ещё в феврале, потом в марте перевели в СИЗО. И вот теперь вдруг рассказали про домашний арест, сопроводив информацию манипулятивным заголовком «Общественный активист Жанболат Мамай вышел из тюрьмы» («Қоғам белсендісі Жанболат Мамай қамаудан шықты»).
Apta сделала большой сюжет о монополии в нефтяной сфере и перекупщиках топлива. Поводом стало высказывание Токаева во время встречи с главами иностранных дипмиссий и законопроект, который должен будет регулировать этот рынок. Получился хороший информативный материал с интересными деталями, примерами, комментариями представителей министерств, агентств, депутатов, экспертов.
Страны G7 и Австралия договорились ввести потолок цен на нефть РФ. Об этом сообщили из студии и перешли к теме войны в Украине. В обзорном сюжете рассказали о ситуации в Херсоне, атаке российских вооружённых сил ракетами и беспилотниками на инфраструктуру Украины, признании Тегерана в продаже России беспилотников-камикадзе, спутниковом снимке поезда, следующего из Северной Кореи в Россию впервые за много лет, возвращении России к зерновому соглашению. Напоминаем также, что Apta — единственная итоговая программа на казахстанском телевидении, которая регулярно рассказывает своим зрителям о войне в Украине.
В прошлом году более 1000 учёных и исследователей ушли из профессии. Источник: данные Нацстатбюро. Они стали поводом для сюжета с многочисленными комментариями самих учёных.
До внеочередных выборов президента Казахстана осталось две недели. Apta рассказала о работе предвыборных штабов и встречах с кандидатами, уделив равное время каждому из них.
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.
Какие у вас воспоминания о школе? Запах мела? Перекусы на переменах? Светлые коридоры, цветы на окнах? А, может быть, вам видится холодное уличное здание школьного туалета, разбитые бачки и двери, которые невозможно закрыть? Такая картина — реальность многих казахстанских школьников сегодня. Реальность, которую нужно менять.
1 ноября 2022 года команда Peremena.media, специализированного медиа об образовании и воспитании в Казахстане, запустила уникальный проект Toile. Toile — это информационная кампания о качестве школьных туалетов в Казахстане.
Весной 2022 года Peremena.media получило грант Internews на создание контента с вовлечением аудитории. Несколько месяцев авторам проекта понадобилось на разработку стратегии и плана кампании, подготовку визуальных материалов, взаимодействие с экспертами.
— В самом начале мы планировали запустить масштабный медиапроект «Виртуальный музей детства в Казахстане». Создать онлайн-галерею из реальных фотографий, которые демонстрируют, в каких условиях учатся дети. Мы хотели охватить питание, туалеты и детские площадки. Показать уровень реального оснащения и школьной инфраструктуры, которая, к сожалению, далека от идеала. Однако во время работы с менторами Internews наша команда приняла решение начать с одной и самой закрытой темы — с темы туалетов, — рассказывает Айжан Мадиходжаева, главный редактор Peremena.media.
Так появилось название проекта — Toile, оно объединяет английское слово toilet («туалет») и казахское «сөйле» («говорить»): проект честно и открыто говорит о теме, которая считается табуированной и неудобной.
Перед запуском Toile команда Peremena.media связалась с детскими правозащитницами, школьницами Фатимой и Мединой Майсар:
— Чтобы помочь детям улучшить условия в школах, мы решили объездить с проверкой небольшие города Казахстана. Мы были в Шу, Арысе, Отаре, Саркане, Талдыкоргане, Конаеве, Ушарале, Акши, объездили несколько сёл. До этой поездки мы даже не представляли, как много школ, в которых до сих пор есть уличные туалеты.
Фатима и Медина подготовили серию фотографий, которые сейчас выложены на сайте специального проекта. Важная часть кампании и инструмент вовлечения аудитории — открытый конкурс на фотографию самого худшего школьного туалета в Казахстане. Авторы проекта приглашают всех казахстанцев присылать фотографии не соответствующих нормам школьных туалетов и голосовать за самые худшие из них на сайте.
Дия Батенова, редактор Peremena.media:
— Мы запустили не просто конкурс худших туалетов, а полноценную информационную кампанию о качестве школьных туалетов Toile. Мы показываем прежде всего родителям, в какие туалеты вынуждены ходить их дети. И речь не только про уличные туалеты, но и про внутренние санузлы в городских школах, где нет перегородок, нормальных унитазов, воды, мыла и бумаги. Большинство туалетов не отвечают нормам санитарии, безопасности и элементарного удобства.
В ближайшие месяцы мы будем вместе с экспертами разбираться в том, кто ответственен за состояние туалетов, и как их можно улучшить. Каждый может прислать нам фотографию своего школьного туалета. А в конце мы сохраним все эти сведения: фотографии, рекомендации экспертов, юристов, и каждый желающий сможет найти их на нашем сайте. Мы надеемся, что этим воспользуются прежде всего чиновники от образования.
Мнения и рекомендации специалистов о том, как можно начать решать проблему, размещены на сайте проекта, в рамках кампании подготовлены специальные памятки «Что можно сделать, если вам не нравится школьный туалет».
— Мы хотим, чтобы родители поняли: проблема школьных туалетов должна и может решаться на уровне школы. Для этого есть все инструменты. Не надо бояться огласки, не надо бояться руководства. Достоинство и самоуважение наших детей — самое главное.
А ещё Peremena.media ищет партнёра, который сможет поддержать одну или несколько школ и помочь им с ремонтом или оснащением школьного туалета.
— Мы убеждены, что проблему надо решать, а не прятать за грязной дверью. Поэтому проект Toile ищет партнёра, чтобы создать важный прецедент. Мы хотим показать, что иногда решение проблемы нужно брать в свои руки, потому что дети прямо сейчас ходят в эти небезопасные, негигиеничные и противные туалеты. Это отличная практика, когда бизнес поддерживает реальные социальные инициативы. Если вы хотите поддержать детей, не обязательно дарить школе новые компьютеры или интерактивные доски. Иногда лучше отремонтировать туалет, — считает Дия Батенова, редактор Peremena.media.
За три дня после запуска проекта Peremena.media получило около 100 комментариев в социальных сетях, тему стали поднимать другие республиканские медиа, команде пишут и звонят представители государственных служб. С объяснениями, вопросами, требованиями.
Если у вас есть идеи, вопросы или предложения к авторам проекта, вы можете написать на почту ask@peremena.media. Если вы также хотели бы создать собственный проект с вовлечением аудитории, вы можете принять участие в конкурсе Internews на производство контента «Малый формат-2023».
В Кыргызстане во второй половине октября начала накаляться ситуация в связи с запланированной передачей узбекской стороне акватории водохранилища Кемпир-Абад, называемое в Узбекистане Андижанским и расположенного на юге КР. Власти Кыргызстана считают решение выгодным, а оппозиция — предательством национальных интересов. Противники этой самой власти ещё больше взволнованы реакцией руководства страны на протесты. Если раньше в Кыргызстане по сравнению с другими республиками региона соблюдалась свобода слова и свобода собраний, на этот раз оппозиционеров, протестующих против передачи водохранилища, обвинили в попытке захвата власти и отправили под арест.
Медиакритик Умида Маниязова проанализировала материалы в государственных и независимых медиа Кыргызстана и Узбекистана, опубликованные в период с 20 по 30 октября, и пришла к выводу, что государственные СМИ в обеих странах предпочитают замалчивать ситуацию. А среди независимых медиа только кыргызстанские издания, несмотря на усиливающееся на них давление за последнее время, продолжают освещать ситуацию, предоставляя площадку для выражения мнений как властям, так и оппозиции.
Кыргызстан
С точки зрения официального Бишкека, передача водохранилища никак не угрожает национальным интересам, даже более того — выгодно. «Кемпир-Абад передавали не мы. Мы, наоборот, возвращаем, — заявил президент Жапаров государственному агентству «Кабар». — С 60-х годов плотиной управляли они (Узбекистан)».
Политики, обвиняющие президента Жапарова в сдаче национальных интересов, создали комитет по защите Кемпир-Абада, на что власти отреагировали задержанием более 20 активистов на 48 часов. По данным МВД КР, задержанные готовились «к массовым беспорядкам с последующим противозаконным захватом власти», что уже стало основанием для уголовного дела.
Сотрудники правоохранительных органов КР начали обыски в домах ряда политиков и активистов, создавших комитет по защите Кемпирабадского водохранилища.
Издание «Кактус медиа» — одно из независимых изданий Кыргызстана, детально информировало своих читателей о ситуации вокруг Кемпирабадского водохранилища, начиная со дня первых народных волнений (21 октября), публиковало по этой теме в среднем по 10 новостей ежедневно. Также издание привело комментарий бывшего президента КР Алмазбека Атамбаева, который передал обращение через сына — Кадыра Атамбаева. Экс-президент Кыргызстана призвал «немедленно освободить арестованных и извиниться перед ними», а также «поблагодарить местное население, оппозицию, активистов и журналистов за то, что хотят уберечь от поспешных шагов». Алмазбек Атамбаев считает, что лучшим вариантом на сегодняшний день было бы отложить дату принятия решения по Кемпирабадскому водохранилищу и дать возможность людям на основе документов не спеша всё обсудить и оценить. По его словам, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев «поймёт эту отсрочку», так как он «мудрый человек и друг нашего народа».
Нынешний президент КР Садыр Жапаров также отреагировал на массовые аресты оппозиционеров. В материале от 24 октября «Кактус медиа» опубликовало его комментарий, в котором президент отмечает, что задержанных людей «не интересовала судьба Кемпирабадского водохранилища», и «многие из них надеются, что в стране на этом фоне что-то произойдёт, и впоследствии они смогут уцепиться за власть».
Государственное агентство Кыргызстана «Кабар» по сравнению с независимым «Кактус медиа» сильно уступает по объёму освещения ситуации, оно опубликовало за 10 дней лишь два материала на русском языке и ни одной статьи на кыргызском. 22 октября издание разместило интервью президента Садыра Жапарова, в котором глава государства ответил на вопросы о передаче территории Кемпирабадского водохранилища Узбекистану, а также заявил, что «знает, кто стоит за организацией маршей и митингов». По словам президента, нынешнее решение, наоборот, означает частичный возврат Кыргызстану контроля над водохранилищем, так как с 1960-х годов сооружением, по его словам, управлял Узбекистан. «Если опираться на архивные документы, в 1965 году плотину строила узбекская сторона, мы деньги не вкладывали. За земли, которые остались под водой, в том же 1965 году узбекская сторона выделила 4127 гектаров в приграничных районах Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областей. То есть тот участок, что сейчас находится под водой, перешел узбекской стороне ещё тогда», — сказал президент КР.
Вторым материалом в этом издании по теме водохранилища стала статья, опубликованная 21 октября, в которой отмечается, что оппозиция «пыталась сорвать подписание договора о границе с Узбекистаном». Применяя «язык вражды», автор называет членов оппозиции «вечно недовольными», которые «пытались превратить важное заседание в цирк». Действия активистов в статье описывают как «клоунаду», «балаган» и «неадекватные поступки так называемой оппозиции».
В статье упоминаются возможные последствия срыва договорённостей с Узбекистаном, в частности по реализации проекта железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан и экономических последствий, которые «могут оказаться для Кыргызстана очень неприятными». Единственным выходом из ситуации автор статьи видит «не поддаваться на провокации, сохраняя спокойствие и единство».
Узбекистан
СМИ Узбекистана за последние 10 дней опубликовали всего пару материалов по ситуации вокруг Кемпирабадского водохранилища. Негосударственное издание «Хабар.уз» 24 октября, ссылаясь на кыргызское агентство «Кабар», приводит слова президента Садыра Жапарова о том, что «Кыргызстан не отдаёт Кемпирабадское водохранилище Узбекистану, а забирает его обратно». Также издание добавляет: согласно архивным документам, президент Кыргызстана сообщил, что плотина была построена Узбекистаном в 1965 году.
В то же время ни одно государственное издание Узбекистана не осветило ситуацию вокруг Кемпирабадского водохранилища, поэтому в обзор мы включили агентство podrobno.uz, которое хоть и является независимым, но в основном отражает официальную точку зрения Узбекистана на происходящие события.
Издание 24 октября разместило на русском и узбекском языках комментарий директора Центра исследовательских инициатив «Мано» Бахтиёра Эргашева, который был опубликован в его Telegram-канале. В комментарии эксперт заявляет: «Вопрос решения узбекско-кыргызских пограничных проблем в Кыргызстане стал предметом внутриэлитных разборок». По его словам, «Узбекистан от многого отказался для Кыргызстана, приняв невыгодные для себя условия. Однако это не устраивает кыргызскую оппозицию, которая хочет забрать 100 процентов спорных территорий».
Эргашев добавляет, что это может быть срежиссированная постановка нынешних властей Кыргызстана. «А может, эти выступления организованы нынешней властью в Бишкеке, чтобы выбить у Узбекистана последнюю уступку? Чтобы Узбекистан отказался и от Кампирабадского водохранилища?» — написал эксперт. «Они уже поняли, что Узбекистан готов уступать в вопросе урегулирования спорных участков. И сейчас додавливают ситуацию. По мне так это вполне возможный сценарий, который реализует нынешнее правительство в Бишкеке. И меня здесь интересует не события в Кыргызстане. Там всё понятно. Меня интересует позиция правительства Узбекистана», — заключил он.
Это, пожалуй, два единственных материала в СМИ Узбекистана за последние две недели по ситуации вокруг Кампирабадского водохранилища и происходящих на этом фоне протестов в соседнем Кыргызстане из-за передачи водного объекта узбекской стороне. Принимая во внимание, что один из материалов — это перепечатка на узбекском языке интервью президента Кыргызстана, опубликованное государственным информагентством Кыргызстана, а второй материал — это перепечатка комментария эксперта, можно понять, что ни одно СМИ Узбекистана не осмелилось или не удосужилось обратить внимание на разгорающийся в соседней стране конфликт между оппозицией и властями. При том что ситуация, хотя и косвенно, но всё же касается Узбекистана.
Официальные средства массовой Узбекистана предпочитают не освещать и не комментировать ситуацию вокруг водохранилища, не говоря уже об аналитических материалах на эту тему, и это ещё раз доказывает, что узбекистанские медиа продолжают оставаться инертными, избегают «острых углов», предпочитают перепечатки готовых комментариев вместо того, чтобы дать слово политикам, гражданским активистам, историкам и т. п.
История вопроса
Участки кыргызско-узбекистанской границы, включая зону водохранилища, оставались спорными на протяжении 30 лет после развала СССР, и Кемпир-Абад был одной из наиболее напряжённых точек на линии разграничения.
Протокол, дающий старт процедуре согласования участка границы, который послужил пусковым механизмом для событий, описанных выше в СМИ, был подписан 26 сентября текущего года во время визита в Бишкек премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова. После этого документ должны были предварительно согласовать депутаты, но сделать это ещё не удалось именно из-за реакции населения и оппозиции. Вскоре после подписания протокола, 6 октября, жители Кыргызстана в знак протеста установили у водохранилища юрты. На место прибыли около 50 милиционеров, которые снесли временные жилища.
В частности, против документа выступил бывший глава МИД КР (а ныне председатель парламентского комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции) Чингиз Айдарбеков. После этого его лишили звания чрезвычайного и полномочного посла «ввиду открывшихся обстоятельств, дискредитирующих высокое звание дипломата в бытность им сотрудником заграничных учреждений».
15 октября в селе Кызыл-Октябрь Узгенского района Ошской области состоялся народный курултай по вопросу Кемпирабадского водохранилища, в котором приняли участие около тысячи человек. Согласно резолюции курултая, был создан комитет по защите Кемпирабадского водохранилища. 21–22 октября в Узгенском районе Ошской области жители некоторых сёл вышли на марш с требованием не передавать Узбекистану территорию водохранилища.
В МВД КР заявили, что в отношении членов комитета по защите водохранилища возбуждено дело о подготовке к массовым беспорядкам (статья 36-278 УК КР). Расследованием дела занимаются 36 следователей из Нарынского, Чуйского УВД, Бишкекского ГУВД и ГСУ МВД. В ведомстве добавили, что в ходе расследования «были получены доказательства того, что отдельные лица имеют отношение к подготовке и организации массовых беспорядков, а также к мероприятиям по незаконному захвату власти в дальнейшем».
Кемпирабадское водохранилище расположено на стыке Ошской и Джалал-Абадской областей Кыргызстана и Андижанской области Узбекистана. Водохранилище было построено в 1983 году на территории Кыргызстана. В 1973 году со стороны Узбекистана была предоставлена компенсация — Кыргызстану передали 4100 гектаров. Ташиев в прошлом году сообщил, что Кыргызстан до сих пор получает возмещение.
Узбекистан называет Кемпир-Абад Андижанским водохранилищем. Туда стекаются воды рек Тар, Кара-Кульджа и Кара-Дарья. Водохранилище относится к Кыргызстану. В своё время его отдавали в аренду Узбекистану. Водохранилище занимает площадь 4400 гектаров. Его полный объём — 1,9 кубических километра. Воды Ферганского канала начинаются с водохранилища Кемпир-Абад и через Араванский район поступают в Узбекистан.
За четыре года реализации проекта «Гражданские журналисты» партнёрами Internews стали 25 медиа из двух стран. Больше 200 журналистов из самых удалённых населённых пунктов Казахстана и Таджикистана создали больше 1200 историй. Многие из них оказали ключевое влияние на изменение условий жизни сообществ в регионах. Прямо сейчас проходит конкурс на создание сети гражданских журналистов.
О том, как медиа может создать свою сеть гражданских журналистов, рассказали кураторы проекта Анна Сухачёва, Лилия Гайсина и Дмитрий Ким на MediaCAMP Fest 2022. «Новый репортёр» записал выступление экспертов и делится полной записью выступления.
Несколько интересных тезисов из выступления экспертов:
Кто такие гражданские журналисты? По опыту нашего проекта, это люди без профессионального образования и опыта в медиа, однако неравнодушные к событиям и явлениям. При отборе и анализе мы проверяем активный аккаунт в соцсетях (Facebook, Instagram, др.). Может ли человек писать? Снимать фото и видео? Что он выкладывает?
Как понять, каких и для чего гражданских журналистов отбирать?
Какие тематические направления интересуют вашу редакцию?
Какая аудитория и где?
География
Фото, видео
Блогеры, колумнисты
Проекты
Дивиденды для медиа:
Дополнительные человеческие ресурсы
Новые тематические направления
Новая аудитория
Новый поворот в развитии медиа
Три шага отбора гражданских журналистов:
Объявление о конкурсе в соцсетях и на сайтах. Сбор заявок.
Изучение заявок и формирование шорт-листа потенциальных кандидатов.
Собеседование, выполнение заданий и формирование окончательного пула.
Паровоз под названием «Команда ГЖ» не поедет без локомотива.
Во-первых, нужен куратор (ментор, наставник) — его роль чрезвычайно важна.
Во-вторых, ГЖ нужно прокачать знаниями:
▪️ этика;
▪️ темы и повороты;
▪️ как снимать фото и видео;
▪️ жанры.
В-третьих, немного денег на гонорары.
В-четвертых, ГЖ нужно управлять.
Как управлять командой гражданских журналистов?
Команда Internews разработала методику. Онлайн-планёрки, обучающие вебинары, внутренний конкурс для гражданских журналистов, встречи с экспертами. Мы готовы поделиться этими методиками с вами.
Выступление кураторов проекта «Гражданские журналисты» прошло в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, которая проводится при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Мнение спикеров не обязательно отражает позицию USAID или правительства США.
Журналистские расследования — тема, о которой можно говорить бесконечно. Кажется, что она никогда не потеряет своей популярности и будет притягивать к себе всё больше заинтересованных медиаспециалистов не только в Центральной Азии, но и в мире.
Мы считаем так: если интересно, надо пробовать! О том, как сделать свои первые шаги в новом жанре, на MediaCAMP Fest 2022 рассказал Ёкуб Халимов, опытный журналист-расследователь из Таджикистана. «Новый репортёр» делится полной записью выступления.
Несколько тезисов из выступления спикера:
В расследовании другие правила и сроки. Если в других жанрах можно утром получить тему, а вечером её сдать, то расследование занимает от месяца до нескольких лет. Золотой стандарт — три месяца. Это требует терпения, психологической готовности. Какие этапы входят в создание журналистского расследования?
Идея. Если она покажется интересной и важной, пора приступать к следующему этапу.
Гипотеза. Мысль, которую мы и будем расследовать. Например: компания, связанная с государством, выиграла тендер, но не сдаёт работу — в результате страдают люди.
Питчинг. В основном редакции не справляются с финансированием расследований. На помощь приходят всевозможные гранты, которые в основном проходят через питчинг. Нужно к нему подготовиться.
Список возможных источников. Люди, места, порталы — нужно составить список, пусть даже некоторые строки из них гипотетические.
План работы. Это нужно, чтобы понимать примерные сроки расследования и не выбиваться из графика.
Кабинетная работа. Это этап, когда никуда не нужно ходить: гугл, звонки, извучение документов.
Полевая работа. Как вы уже поняли из предыдущего пункта, это работа, которая требует передвижений: выездные интервью, городские библиотеки, эксперименты.
Черновик. Финализируем собранную информацию.
Генеральное интервью с антигероем. Это в том числе и вопрос соблюдения этичности. У человека должно быть право на ответ.
Выступление Ёкуба Халимова прошло в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, которая проводится при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Мнение спикеров не обязательно отражает позицию USAID или правительства США.
UPD: Дорогие друзья, важная информация по STORYCRAFT2023!
Некоторые отправленные вами заявки до нас не дошли. После внутренней проверки выяснилось, что произошёл технический сбой, из-за которого мы действительно получили не все письма. В связи с этим мы продлеваем дедлайн для подачи заявок на участие в региональной лаборатории STORYCRAFT2023 до 10 ноября 23:59 по вашему местному времени.
Мы просим вас:
Продублировать ваши заявки по адресу Central-Asia-REVIVE-Info@internews.org и для бОльшей надёжности поставить в копию адрес ntoganbayeva@internews.eu. Пожалуйста, укажите, что эта заявка финальная, на случай если мы получили от вас обе и вы вносили правки.
В течение суток мы вручную отправим вам ответное сообщение, в котором подтвердим получение письма.
Если вы отправили сообщение и не получили подтверждение, пожалуйста, напишите письмо на ntoganbayeva@internews.eu, чтобы мы смогли рассмотреть ситуацию отдельно.
Поскольку дедлайн продлён, вы можете использовать это время для доработки ваших заявок. Претенденты, которые не успели отправить свою заявку, также могут воспользоваться новой возможностью и сделать это.
Команда #REVIVE_CA приносит вам извинения за доставленные неудобства.
Internews объявляет открытый конкурс идей межстрановых проектов для производителей контента из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.
По результатам конкурса мы отберём восемь самых интересных, креативных и актуальных проектов и пригласим команды-авторов принять участие в четырёхдневной инновационной лаборатории StoryCraft2023. При поддержке менторов и организаторов у команд будет возможность доработать проекты и выиграть на реализацию своей идеи грант размером до 20 тысяч евро.
Субгранты будут выдаваться для реализации идеи, включая расходы на персонал, операционные расходы, программное обеспечение и оборудование, поездки по стране и другие расходы, связанные с производством контента. Все активности, результаты и требования к отчётности будут оговорены в соглашении о субгранте.
Что такое REVIVE?
C 1 августа 2022 года в Центральной Азии стартовал региональный проект «Устойчивость и взаимодействие с разнообразной информацией для динамичной среды» (REVIVE), который финансируется Европейским Союзом. Он направлен на содействие созданию здоровой информационной среды, позволяющей гражданам стран Центральной Азии противостоять дезинформации и принимать обоснованные решения.
Проект ориентирован на два результата:
Журналисты и создатели контента повышают свой потенциал в области производства и продвижения качественного контента и участия в совместных региональных проектах.
Гражданские активисты и молодые люди повышают свою медиаграмотность и взаимодействуют с качественной информацией.
Мы ожидаем, что произведённый в рамках проекта контент улучшит для жителей стран Центральной Азии доступ к качественной информации по политическим, экономическим, социальным темам, вопросам безопасности, образования и культуры, а также будет способствовать анализу потребления информации и изменению образа жизни в связи с событиями, происходящими в стране, регионе и мире.
Цель этой программы — содействие совместным новаторским решениям, которые будут помогать аудитории Центральной Азии в осознанном принятии решений, основанных на качественном контенте, который заставляет задуматься. Программа, в частности, приведёт к созданию высококачественного, основанного на фактах регионального контента для аудитории в Центральной Азии.
Какие проекты мы ищем?
Мы ожидаем получить заявки на производство актуального межстранового высококачественного контента. Изготовленные материалы должны помочь аудитории:
получить доступ к достоверной информации о происходящих/произошедших событиях в Центральной Азии и в мире;
расширить своё понимание того, как эти события влияют на регион в целом и на каждую страну в частности;
развить критичный взгляд на тему, поднимаемую в изготовленном контенте;
принимать важные решения о своей жизни, основываясь на достоверной информации из надёжных источников;
Команда:
Мы принимаем только командные заявки. Есть несколько условий.
Во-первых, команда должна быть межстрановой — т. е. объединять профессионалов, проживающих в разных странах Центральной Азии (из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана). Минимум две страны в одной команде.
Во-вторых, команда должна состоять из профессионалов в разных сферах, готовых, объединившись, создать инновационный медиапроект, включая производителей контента, таких как представители СМИ, медиа, инфлюенсеры.
Максимум на StoryCraft2023 могут поехать пять человек от команды, но фактический состав команды мы не ограничиваем: он будет зависеть от вашей идеи и вашего подхода. Один человек может совмещать несколько функций. Мы ожидаем, что в вашей команде точно будут:
лидер команды — человек, который будет принимать финальные решения по проекту;
продюсер — человек, ответственный за создание и распространение контента;
художник/иллюстратор/дизайнер — человек, ответственный за визуальную составляющую проекта;
другие специалисты, необходимые для успешного создания вашего проекта.
ВАЖНО! На StoryCraft2023 команды должны приехать с готовым прототипом проекта! Четыре дня лаборатории — доработка проекта при поддержке менторов и помощи организаторов.
Проекты могут быть представлены в жанре/формате:
Internews будет рад рассмотреть межстрановые проекты различных жанров/форм/форматов. Вы можете предложить аналитику, журналистские расследования, лонгриды, арт-контент (клипы, короткометражные художественные фильмы, социальные ролики), сторителлинг, фактчекинг, документалистику, интервью, ток-шоу и многое другое.
Этапы отбора:
Создать межстрановую команду, обсудить идею и сформулировать свой проект.
Посетить вспомогательные сессии от команды Internews, на которых мы подробно расскажем о проекте и наших ожиданиях от проектов, а также получить советы по правильному заполнению заявки и бюджета.
Подать командную заявку и бюджет до 1 ноября 2022 года. Обратите внимание: в этом конкурсе не предусмотрен питчинг, поэтому мы попросим вас приложить к заявке видеовизитку длительностью до трёх минут, в которой у вас будет возможность представить свой проект. Заполненные заявки и видеовизитки необходимо отправить по адресу электронной почты Central-Asia-REVIVE-Info@internews.org с темой письма «STORYCRAFT2023».
Пройти отбор, состоящий из двух этапов: первичный, на котором члены жюри проверят заявку на соответствие целям проекта, и финальный, на котором члены жюри выберут лучшие проекты для участия в лаборатории. Всего жюри выберет восемь команд-победителей и две команды резервистов. Все 10 команд примут участие в StoryCraft2023.
Обратите внимание: в ноябре 2022 года Internews получит предварительные результаты регионального исследования по медиапотреблению в странах Центральной Азии. Команды, которые пройдут отбор, должны будут доработать свои заявки с учётом результатов исследования и наставлений экспертов. Если команда по каким-то причинам не сможет внести изменения в свой проект, она может быть исключена из участия в лаборатории. В таком случае место выбывшей команды займёт команда-резервист.
Посещать образовательные встречи от экспертов и менторов лаборатории, которые помогут вам в разработке идеи. Среди тем, которые будут затронуты во время экспертных сессий, — фактчек, визуализация данных, мультимедийные форматы и многое другое.
Принять участие в презентации исследования, проведённого по заказу Internews, и быть готовым адаптировать и доработать свои проекты в соответствии с презентованными результатами. Обратите внимание: после этого этапа состав команды фиксируется и изменить его будет уже невозможно.
Представить прототип адаптированной идеи проекта.
Принять участие в четырёхдневной лаборатории StoryCraft2023, которая пройдёт ориентировочно в январе 2023 года, довести свою заявку до совершенства и получить грант на реализацию идеи.
Создание проекта, его продвижение и сдача отчётов (в общей сложности ваш проект должен занимать от 6 до 10 месяцев).
Для чего продолжать участие командам-резервистам?
На StoryCraft2023 предусмотрено восемь грантов по 20 тысяч евро. Мы предполагаем, что после доработки своих идей и участия в лаборатории эти гранты получат команды-победители конкурса. В ходе работы над проектом могут возникнуть обстоятельства, из-за которых одна или несколько команд не смогут продолжить участие в конкурсе. В этом случае их место займёт команда-резервист. В любом случае у обеих команд из резервного списка будет возможность принять участие в лаборатории, доработать свои проекты и, возможно, подать уже готовые заявки на участие в других конкурсах.
О чём ещё важно знать?
Участие в лаборатории абсолютно бесплатно. Организаторы покрывают расходы на проживание, питание и транспорт для отобранных в результате конкурса участников StoryCraft2023.
Все команды, которые подали свои заявки на участие, получат ответ не позднее 30 ноября 2022 года. К сожалению, из-за большого числа заявок у Internews не будет возможности объяснить причину отклонения заявки.
Все дополнительные вопросы по лаборатории (сроки, комплектация команд, график прохождения этапов и пр.) можно отправлять по адресу электронной почты Central-Asia-REVIVE-Info@internews.org. Мы не сможем дать ответы или прокомментировать ваши обращения по телефону/лично, только в письменной форме онлайн.
Региональная лаборатория инноваций: STORYCRAFT2023 проводится в рамках проекта «Устойчивость и взаимодействие с разнообразной информацией для динамичной среды (REVIVE)», реализуемого Internews при финансовой поддержке Европейского Союза.
На этой неделе «Грани» не удивили: они продолжают занимать нишу «Хабара» и гнать официоз прямо с первых минут выпуска. Вот и на этот раз они решили, что неделю назад ещё недостаточно восторженно объяснили, как надо любить День республики: мы все получили добавку.
Зато «Хабар» начинает выпуск с трагедии в Сеуле, где погибла в том числе гражданка Казахстана. «Первый канал Евразия» по этому поводу вообще не волновался.
Важная тема недели — пшеница и хлеб. «Грани» больше говорили о хлебе, Apta подняла тему экспорта пшеницы.
Ну и, конечно, все рассказали про встречу лидеров стран Центральной Азии в Астане.
На этой неделе команда «7 кун» поразила команду медиакритиков: выпуск начался с событий в Сеуле. В это воскресенье, в день, когда программа выходит в эфир, в столице Южной Кореи произошла трагедия — во время празднования Хэллоуина из-за давки погибло больше 150 человек. Погибла одна казахстанка. Это было очень оперативно: спасибо, коллеги.
Лидеры пяти стран Центральной Азии встретились в Астане с главой Европейского совета. Дмитрий Двойнев отследил тенденцию — это уже не первая встреча в столице Казахстана в формате 5+1, да и вообще к нам зачастили мировые лидеры. Подробнее тему рассмотрели в сюжете «Строим мосты». Авторы сюжета рассказали, конечно, как для нас важно партнёрство с Евросоюзом. И вроде видимы попытки отойти от привычных стратегий (говорящего президента) и разукрасить сюжет (многочисленными экспертами), но пока суть не сильно изменилась. В голове у зрителя не остаётся ничего, кроме идеи, что ЕС — это хорошо. Что такое 40 % инвестиций, зачем нужен «средний коридор» и как вообще это влияет на «простых смертных» — всё еще непонятно.
Кратко рассказали о прошедшей встрече министров Казахстана и перешли к теме предвыборной гонки. Здесь Дмитрий Двойнев вдоволь поупражнялся в красноречии: «Для политтехнологов и политэкспертов, пиарщиков и журналистов тоже настала жаркая пора: выборы для них — как сафра для рубщиков тростника: работы много и она кипит».
«Все кандидаты начали с места в карьер: буквально на следующий день после старта предвыборной агитации врассыпную разъехались по городам и весям собирать по крупицам народное доверие».
«Все штабы работают в режиме придворовых аптек: 24/7 практически каждый день генЕрят (так произнёс Двойнев — прим. ред.) информационные поводы и стараются давить на креатив».
О «калейдоскопе предвыборной мозаики» подробно рассказали в сюжете. Каждому кандидату уделили ровно по 1 минуте 30 секунд времени.
Завершилось строительство микрорайона в Костанайской области — дома в нём предназначены для погорельцев сентябрьских пожаров. «7 кун» рассказал, как семьи возвращаются к нормальной жизни. Качественный сюжет с историями людей омрачать критикой не хочется, но всё же: как всего за полтора месяца построили столько домов? Какие есть нормативы при строительстве домов? Наверняка есть какие-то минусы, чем-то пришлось пожертвовать, чем? Насколько крепкие такие дома и, если это адекватное строительство, почему с такими скоростями не строят всё остальное социальное жилье? Словом, сюжет про людей, но без баланса мнений.
Следующая тема выпуска — криптовалюта, а именно — попытка регулирования этой сферы, из-за которой больше половины ферм Казахстана предпочли уйти с рынка. Корреспондент съездил на крупнейшую в мире криптоферму в Экибастузе и уже только ради этой экскурсии стоит посмотреть сюжет. Но это не единственный плюс: об одной из самых непонятных для казахстанцев тем рассказали достаточно просто, понятно и интересно, с героями и экспертами, интересными стендапами и любопытными кейсами из мировой практики. Отличный сюжет!
В последние полторы минуты выпуска рассказали о прошедшей Astana Media Week и премии Urker. Тема, конечно, не раскрыта, но и цели такой, видимо, не было.
«Грани», «Первый канал Евразия»
Выпуск начался с темы реанимированного недавно президентом Дня Республики.
«По ощущению и общему настроению будто и не расставались никогда с этой датой», — говорил ведущий Алибек Рзабаев, подводя к обзору о праздновании в разных регионах страны и даже о поздравлении от космонавтов с МКС. Авторы не забыли упомянуть и зарубежные перформансы — например, игру казахстанца на домбре в Нью-Йорке (видео опубликовал в своей инсте сам мэр мегаполиса), рассказали об открытии школ и детских площадок, получении погорельцами в Костанайской области новых домов, о патриотического содержания роликах, кочующих по соцсетям и мессенджерам. Зачем-то вспомнили солнечное затмение, показали салют. Материал показан в начале выпуска вопреки ожиданиям — обычно «бантики» идут в конце. Тем более что неделю назад нам «Грани» вроде всё уже рассказали о своей преданности этому празднику. Но нет, оказалось — мало.
Далее ведущий напомнил о месяце предвыборной агитации. «Самое важное — прийти в этот день на участок», — напутствовал он зрителя. Последовал сюжет — о предвыборной агитации и о деятельности кандидатов на неделе: рассказывали о них в порядке их регистрации Центризбиркомом. Начали с Токаева, который посетил предвыборный штаб и рассказал о главных принципах своей программы, а также о сборе предложений казахстанцев. Бросилось в глаза: описания кандидатских похождений получились неравноценными — тому же Жигули Дайрабаеву посвятили очень мало времени (дескать, он отмечал день рождения, но про агитацию не забыл и встречался с аграриями, а также поднимает вопросы экологии). Возможно, у создателей «Граней» не было какого-то умысла, просто деятельность потенциальных президентов получалась сама по себе неравноценной с точки зрения эффективности пиара.
Про январские события авторы казахстанских итоговых программ не забывают. В небольшом обзоре зрителю рассказали о событиях недели — парламент одобрил законопроект об амнистии для некоторых участников январских событий. Упомянули и о том, что Кайрат Кудайберген и Дикий Арман под амнистию не подпадут.
После подводки на пустыре о простаивающих участках в черте города (кстати, выход за пределы студии — фирменный почерк ведущего «Граней») в эфир пошёл сюжет об упрощении получения казахстанцами участков благодаря новой кадастровой карте. Здесь же напомнили о скандале вокруг незаконной, как выяснилось, приватизации части территории КазНУ им. аль-Фараби в Алматы и рассказали о новом законопроекте, благодаря которому можно будет объединить земельный и правовой кадастр в единый. Обнадеживающий синхрон юриста с оценкой готовящихся изменений показался несколько бессмысленным: дескать, если будет всё реализовано хорошо, будет хорошо, а если нет — нет.
Очередное креативное выступление Алибека Рзабаева началось с рассуждения: должность акима — это испытание, которое не все проходят. «И если у одного чистые помыслы, желание помочь, любовь к Родине дают свои плоды, то у другого на должности, где вокруг крутятся миллиарды и каждое слово стоит миллионы, внутри только жажда наживы и мысли о своём обогащении», — говорил ведущий в камеру, расстёгивая рубашку и показывая анимированную графику на месте груди, вернее, сердца: на словах об акиме-патриоте показывался государственный флаг и Золотой человек с Монумента независимости, при упоминании о бесчестном градоначальнике — монеты, банкноты и значок процента, по задумке синонимичный алчности.
Так Рзабаев подошёл к традиционному опросу депутатов: как те оценивают работу акимов и столичного градоначальника в частности. Небольшая журналистская удача: удалось застать вопросом врасплох парламентария Жанболата Жонгербаева, который от ответа о Кульгинове старательно и в явном смятении уходил. Следующий вопрос традиционной рубрики («по каким параметрам мы должны оценивать акимов?») спровоцировал долгие рассуждения двух опрошенных депутатов об очевидном. В очередной раз приходим к мысли, что эта рубрика — хитроумный способ добрать хронометраж программы до необходимой полноты, но не более того.
Следующий материал авторы программы посвятили общественному транспорту, озвучив вечные проблемы. Нестабильность графика, поведение водителей, дефицит квалифицированных кадров, состояние техники, субсидии, которые в полном объёме не всегда до адресатов доходят. Кстати, сюжет начался с опроса пассажиров на остановках. Один из немногих случаев, когда блиц оказался по делу.
Далее настал черёд 16-минутного отделения Светланы Пеньковой про то, как аграрии успели убрать рекордный урожай до холодов, но зерно, несмотря на это, не подешевеет: растёт себестоимость. Также о том, что государство поддерживает наших сельхозпроизводителей, покупая продукт по «справедливой» цене, об ажиотажном спросе на зерно в мире, о новой помощи государства, которое помогло по просьбе мукомолов дать скидку. Понятный, хороший материал, который через студию переходил к новым темам — себестоимости хлеба из хлебопекарни, ценам на социальный хлеб и в лучших традициях «Первого канала Евразия» работающих на имидж «народного» телеканала — о ситуации с продуктом на местах, через частный случай сельской семьи из Карагандинской области — добрый сюжет с ламповой атмосферой, появлениями Пеньковой в супермаркетах и пекарнях.
После обзора позитивных видеороликов из Сети авторы программы расточительно отдали семиминутку информационной поддержке нового сезона проекта «X-фактор».
Программа началась с официального визита президента Европейского совета Шарля Мишеля. Он провёл переговоры с президентом Токаевым и принял участие во встрече глав государств Центральной Азии. На эту тему подготовили большой сюжет с комментариями разных экспертов. Получился «паркет» с элементами аналитики.
Тысячи тонн пшеницы в стране вот-вот сгниют, так как нет возможности зерно экспортировать, не хватает вагонов. Проблема стала поводом для большого сюжета с многочисленными комментариями и фермеров, и перевозчиков, в общем, слово дали всем.
Москва объявила о выходе из июльского соглашения о перевозке украинского зерна. В обзорном сюжете о войне в Украине много внимания уделили рискам остановки этого соглашения и взаимным упрёкам обеих сторон.
Краткий обзор других важных новостей недели состоял из четырёх тем:
страны СНГ договорились об экстрадиции беглых коррупционеров,
вынесен приговор суда в отношении бывшего министра здравоохранения Елжана Биртанова и его заместителя Олжаса Абишева,
в сентябре стоимость авиаперевозок в Казахстане увеличилась на 20 процентов,
процентная ставка будет увеличена для людей, которые вложили свои деньги в тенге.
Возможно, про Биртанова было бы лучше сделать полноценный сюжет. А так возникло ощущение, что суд над бывшим главой Минздрава не очень интересен программе Aptа.
В Сеуле 151 человек погиб в результате давки во время празднования Хэллоуина. Около 100 человек получили ранения. Об этом рассказали подробно и сообщили, что Касым-Жомарт Токаев направил телеграмму соболезнования президенту Республики Корея.
Около 70 % оборудования ТЭЦ Казахстана изношено. На днях в Темиртау произошла авария на новой теплотрассе, десятки многоквартирных домов остались без тепла. Автору сюжета Аманкелды Сейтхану удалось сделать хороший аналитический сюжет, где много комментариев, много информации. Вывод: пока нам трудно построить новые ТЭЦ, поэтому придется довольствоваться старыми.
Об энергетическом кризисе в европейских странах и ожидаемых трудностях отопительного сезона рассказали подробно, вышли на прямую связь с корреспондентом в Бельгии, где она рассказала, как там обстоят дела. Получилось информативно и интересно.
До внеочередных президентских выборов осталось три недели. Программа завершилась сюжетом о работе предвыборных штатов кандидатов, об их встречах, поездках в регионы. У Apta вообще хорошо получается делать дежурные сюжеты о выборах.
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.
С 6 октября в кинотеатрах страны идёт фильм «Голиаф» Адильхана Ержанова, которого российская кинокритика называет главным и лучшим казахстанским режиссёром современности. Как и практически все работы Ержанова, последняя уже получила международное признание. На 79-м Венецианском международном кинофестивале (31 августа — 10 сентября), где состоялась мировая премьера фильма, актеры Берик Айтжанов и Данияр Алшинов получили за работу в «Голиафе» Premiobisatod’oro 2022 BestActors — специальную награду от независимых кинокритиков.
Каким в «Голиафе» предстал Каратас — постоянное место событий всех фильмов Ержанова, из чего «выросли» герои и идеи картины, в чем её своеобразие — в рецензии медиакритика «Нового репортёра» Лауры Копжасаровой.
Библейская история в казахском ауле
В фильме «Голиаф» рассказана история Арзу (Берик Айтжанов), жену которого убивает криминальный авторитет Пошаев (Данияр Алшинов), под чьей безграничной и жестокой властью живёт весь поселок Каратас. Карина (Альмира Турсын) расплатилась жизнью за то, что заявила в полицию о царящем здесь произволе и тотальном беспределе. После расправы убийца устраивает оставшегося с маленькой дочерью вдовца на работу и берёт под свою опеку. Будет ли в таких обстоятельствах разбитый горем Арзу ему мстить? Этот вопрос составляет интригу повествования.
Впрочем, положительный ответ на него предопределён. Название фильма, отсылающее к ветхозаветному мифу о Давиде и Голиафе (о победе явной слабости над очевидной силой), — «авторский спойлер» финала. При этом сомнения всё же одолевают зрителя едва ли не до конца фильма.
Хотя параллели Пошаев-Голиаф и Арзу-Давид очевидны, выполнимость миссии последним вызывает большие вопросы. Арзу показан абсолютно не подходящим для этого ни физически, ни внутренне. В нём нет ни веры, ни ловкости библейского прообраза. Хромой, контуженный, заикающийся и еле выговаривающий слова герой находится в подавленном состоянии, на его лице словно застыла скорбь. Арзу прилюдно жмёт руку убийце, говорит, что прощает его, не думает о мести, отказывается брать для этого пистолет. Такой человек кажется не способным на борьбу. Но это только кажется.
Когда в конце фильма он всё-таки убивает «всесильного» каратаского Голиафа, зритель по принципу «обратной перемотки» ленты начинает заново воспроизводить в памяти события картины. И становится понятным, что Арзу готовился и просто ждал момента, когда сможет запустить свою «пращу». Ведь притча о Давиде и Голиафе — это метафора кажущейся невероятной победы слабого над сильным. И она учит тому, что людские представления о силе и слабости поверхностны, стереотипны и зачастую ошибочны. Образ Арзу содержит в себе не только библейский притчевый посыл. Это ещё и маленький человек, поднявшийся на бунт. Сопротивляющийся несоизмеримо большей силе — власти, системе и т. д. — это типичный герой фильмов Ержанова.
Макиавеллист Пошаев
Образ правителя Каратаса Пошаева, помимо мифологической, имеет ещё одну составляющую — трактат Макиавелли «Государь», который называют любимой книгой всех тиранов. В титрах картины три раза приведены прямые цитаты из трактата — они идут как резюме изображаемых ситуаций и вынесены в отдельные кадры, выступая таким образом одновременно содержательным и структурным компонентом произведения.
Сам Пошаев в своём «программном» монологе приводит совет мыслителя о том, что правитель должен быть дерзким, как лев, и хитрым, как лиса. По задумке Ержанова, одновременно сценариста фильма, Пошаев в прошлом был учителем истории, и «Государь» Макиавелли был его настольной книгой. Правда, эта часть биографии, как и прошлое других героев, в фильме не показана.
Пошаев правит Каратасом по принципам трактата и являет собой пример господина с безграничной властью. Немаловажная деталь — его говорящая фамилия. Хотя в комментариях режиссер отметил, что она имела единственный вариант написания, на слух «ПОшаев» звучит как «ПАшаев». А это вызывает у тюркоязычного человека прямую ассоциацию со словом «паша» (патша), означающим «падишах, правитель, царь». Впрочем, на это может подтолкнуть и фигурирующее в титрах название «Государя» на казахском — «Патша».
Решая все вопросы в Каратасе, Пошаев сосредоточивает в себе все ветви власти. «Пошаев — это порядок, — говорит он Арзу. — …Чтобы нормально двигались, ровно ходили, зарабатывали, нужен Пошаев… Ты думаешь, в Америке и Европе по-другому?.. У них — армия, полиция, налоговая. А у нас всё это в одном лице. По-другому не получится. Они тоже жёстко делают, просто не показывают. А я — открыто. Зато честно». «Власть всегда и везде одинакова», — афористически резюмирует он, дважды повторяя эту фразу.
Как истинный макиавеллист, Пошаев строит власть на насилии и жестокости, пренебрежении нормами морали. Собственно этим — отделением Макиавелли политики от морали — режиссёр пояснял своё обращение к «Государю» как к одному из источников идей картины. Показательно, что в гнетущую атмосферу насилия автор погружает в первой же сцене: Пошаев безжалостно, разными способами избивает нескольких мужчин, которые и не думают сопротивляться. И крупным планом в кадре появляется оружие, которое потом фигурирует повсюду.
В фильме много крови и насилия. Кровь часто брызжет в кадрах и даже «вписана» в титры красными буквами. Но нельзя не отметить лично мне импонирующую деликатность и отстранённость изображения: непосредственно сцены убийства опускаются.
В пресс-релизе фильма приводятся слова режиссёра о том, что ему давно была интересна природа власти и подчинения. Как он считает, власть тиранов держится на двух китах — насилии и конформизме. И Ержанов иллюстрирует эту мысль на примере жителей Каратаса. Пришедшие к Арзу односельчане во главе с «мудрой» старухой гневно отчитывают его, избивают и требуют покинуть Каратас, чтобы он не смог что-то сделать против Пошаева. Люди горой за беспредельщика, потому что считают его своим кормильцем и благодаря ему имеют работу.
Однако, несмотря на силу и народную поддержку, тиран был повергнут. Он забыл или пренебрёг одним из советов Макиавелли, который усвоил Арзу: «Я учил государей становиться тиранами, а их подданных — избавляться от них».
В «Голиафе» действительно можно найти явные признаки этого жанра: типичный антураж — изолированное пространство и степные пейзажи, стрельба, погони, фигуры всадников на конях, дуэль протагонистов и неизбежная победа добра. В финале и вовсе — типичный штамп: перед смертью Арзу даёт врагу возможность выкурить сигарету. Кстати, эту сцену можно назвать зеркальной — то же самое Пошаев позволил сделать Карине.
С царящим в Каратасе беззаконием и фактическим отсутствием социальных институтов коррелирует идея «револьверного правосудия» вестерна. Режиссёр признавался, что использует этот жанр, потому что в его основе лежит абсолютный имморализм: «Герой вынужден решать всё сам и определять, что хорошо, а что плохо. Нет ни церкви, ни полиции, ни суда, которые тебе подскажут верное решение. Поэтому вестерн — идеальный формат для того, чтобы порассуждать на тему морали и её природы».
Один из основных сюжетов классического вестерна — месть. И о мести в «Голиафе» говорят много. Одни уговаривают и требуют от Арзу отказаться от таких планов. Другие, наоборот, подталкивают к мести и даже дают оружие. Имам, к которому Арзу повезли на перевоспитание, говорит о пагубности мести и что, согласно исламскому праву, нельзя отвечать злом на зло. Однако, оставшись один с перевоспитываемым, продолжил: «Также Аллах всевышний говорит в Коране: возданием за зло является равноценное зло. Воистину Аллах не любит беззаконников!»
«Голиаф» — это не просто история мести. Для Арзу убийство Пошаева — дело чести. Им движет память об убитой жене. Воспоминание о знакомстве с ней связано с образом падавшего и не таявшего на волосах белого снега — символа чистоты.
Режиссёр вкладывал в повествование о мести глубокий философский смысл: «Я не хотел рассказывать о мести в этом фильме, поэтому сценарий и переписывался несколько раз. За местью должна была быть иная цель, в данном случае — почти гамлетовская: а надо ли уничтожать Голиафа, а не остаться ли в комфорте, в конформизме и с Голиафом?»
Киносело Каратас
Действие картины происходит в вымышленном посёлке Каратас. Это условное место, которое называют киновселенной режиссёра Ержанова, — своего рода художественный плацдарм, поле, где автор разыграет значимые для него истории и ситуации.
Элементы реализма в этом мире есть — к примеру, угадываются приметы 90-х годов, вообще постсоветской реальности. В одной из рецензий «Голиаф» даже позиционируют как первую художественную картину о президенте Казахстана Касым-Жомарте Токаеве и транзите власти в Казахстане.
Думаю, что в фильме нет каких-то конкретных политических аллюзий и намеков. Одна из ключевых особенностей киноязыка Ержанова как раз и состоит в притчевости. Каратас — это не только и не сколько казахский аул. Это обобщённый образ, модель авторитарного режима, черты которого можно увидеть во многих странах. Оторванный от внешнего мира, городов, цивилизации, забытый государственной властью уголок, живущий по своим законам, лишён чётких географических и временных идентификаторов. Рассказанная в картине история могла произойти где угодно и когда угодно.
В продолжение цепочки обобщений (к слову, «Власть всегда и везде одинакова» — из той же категории) просятся вытекающие из просмотра фильма афористичные выводы: везде есть свой Каратас, у каждого есть свой Голиаф, и на каждого Голиафа найдётся свой Давид.
Отсылки к вечным темам, образам, сюжетам, реминисценции и цитаты из других произведений — одна из характерных особенностей стиля начитанного и насмотренного сценариста и режиссёра Ержанова. Она сочетается с одновременной наполненностью фильма собственными авторскими символами, что присуще аллегорическим повествованиям.
Так, в первом кадре, когда зритель «попадает» в Каратас, он видит высокий холм, заграждающий солнце и внешнюю жизнь: это знак закрытого пространства. В конце же фильма предстаёт нарезка степных пейзажей — открытых пространств, что можно воспринять как знак освобождения. По принципу противопоставления выстроены также образы двух деревьев, символизирующих Пошаева и Арзу. В начале картины показаны рядом большое и маленькое, обломанное дерево, в конце фильма остаётся только последнее.
Одиноко стоящий в степи полицейский участок подчёркивает оторванность «стражей порядка» от народа. В последней части фильма появляется мчащийся по одноколейке поезд — кстати, это тоже шаблонный образ вестерна. Он врывается в пространство изолированного от внешнего мира посёлка, словно напоминая о существовании совсем другой жизни. С одной стороны, поезд — традиционный образ перемен, движения, изменений. С другой, он разделяет границы — как пространства, так и морали. Сначала антиподы находятся по разные стороны, потом — по одну.
Глубокий подтекст плоского жанра
Герои фильма «Голиаф» неоднозначны. Имам вслух и громко говорит одно, а тихо Арзу — противоположное. Злодей Пошаев добивается от иностранных инвесторов стопроцентного местного содержания кадров, не пускает в свою «зону» наркотики, достойно принимает смерть. Но самая большая загадка, сюрприз — сам Арзу. Тихо, молча, не сопротивляясь на словах, он смог обмануть бдящего врага. Знаком полного доверия к нему Пошаева служит снятый бронежилет, сделавший Голиафа уязвимым.
Ради своей цели Арзу обхитрил врага, став лисой, шакалом — по определению Пошаева, и даже кратковременным его напарником, когда помогал убивать других. Одолеть тирана Арзу пришлось его же способом — насилием. Чтобы победить Голиафа, иногда приходится на время стать им. Вот ещё один порождённый фильмом афоризм. И здесь возникают вечные философские вопросы, моральная дилемма, проблема выбора. Оправданно ли насилие ради благих целей, допустимо ли оно в борьбе добра со злом, и если да, то может ли потом добро оставаться добром, где вообще границы добра и зла?
Многогранность и многослойность в целом свойственны всей картине. Массовый зритель может увидеть в ней просто историю о мести, то есть поверхностный слой. Но вестерн — казалось бы, простейший и непритязательный жанр масскультуры, — оказался в «Голиафе» этикеткой, обёрткой, под которой кроется мощная социально-философская драма, авторское кино. Жанр, в формате которого представлена современная вариация библейской притчи в придуманном ауле Каратасе, послужил некоей схемой, «рамкой», внутри которой автор поднимает вечно современные вопросы о добре и зле, природе власти и подчинения, истинной силе, насилиии свободе.
Обращение к бессмертным мировым сюжетам и образам, притчевость, интертекстуальность, универсальный киноязык, несомненно, обеспечат картине дальнейшую успешную фестивальную судьбу. Маркетинг-менеджер фильма «Голиаф» Анна Дармодехина подтвердила обширные планы по участию картины в международных кинофестивалях.
Радует, что, в отличие от многих фестивальных картин, «Голиаф» дошёл до широкого зрителя. Фильм ещё можно посмотреть в кинотеатрах — в Казахстане показ запланирован до 4 ноября. После окончания кинотеатрального проката у нас, а также в России, где он начался 29 сентября, фильм будет доступен в онлайн-кинотеатре START.
Канал Airan — одно из новых предложений в YouTube. В целом пока что он на стадии раскрутки и интересен скорее авансом: проект притягивает внимание прежде всего составом участников (которые сплошь профессиональные телевизионщики, в частности, из КТК) и непрекращающимся поиском перспективных форматов. Кроме новостных дайджестов, на канале Airan выходят и проекты с внушительным хронометражем, вобравшие в себя черты спецрепортажа и журналистской документалистики. Я посмотрел первый такой полновесный выпуск о проблеме синтетических наркотиков и нашёл его интересным по ряду причин. Но к команде Airan остался по крайней мере один вопрос.
Фильм представляет собой нарезку из комментариев наркозависимых, их родственников, психологов, руководителей реабилитационных центров. Стягивает узлом эту россыпь реплик ведущая Адель Оразалинова, которая время от времени врезается в поток откровений героев и из студии корректирует направление повествования. Технически — правильный ход, потому что, как мы уже поняли из заголовка, авторы пытаются охватить множество больших и подчинённых им проблем поменьше. Значительное количество героев, внушительный хронометраж — эти вводные часто обеспечивают риск выдать на-гора нечто невнятное, плохо структурированное и лишённое логики (как это однажды случилось с фильмом про Семипалатинский полигон от «Vласти»). В случае с айрановской работой наличие ведущей, дробящей сюжет на понятные части, выглядит одним из действенных способов упростить жизнь зрителя.
Вообще телевизионный профессиональный подход к делу угадывается здесь с самой первой минуты. Синхроны точно отмерены и информативны не в ущерб их яркости и эмоциональности. Школа видна в самом объёме сырого материала, из которого шёл отсев нужных комментариев. В отсутствие закадрового текста (задачи которого иногда берёт на себя ведущая, но в основном синхроны клеятся стык в стык) сценарная и монтажная работа обретают интересные особенности, и авторы хорошо с составлением повествовательного каркаса справились: лишних, выбивающихся по смыслу, уводящих главную мысль в сторону или не попадающих в ритм комментариев в фильме нет.
Несколько противоречит хорошему тону попеременный показ одного из спикеров в разной одежде и локациях с эффектом плохого визуального трюкачества (при этом смысла в этой чехарде не наблюдается, а остальных героев снимали одним интервью). Причины угадываются: возможно, при черновой сборке первоначально накопленного массива данных образовались «дыры», которые нужно было быстро, к дедлайну, залатать. Но в целом основательность в сборе информации, которая всегда больше половины успеха работы, не может не нравиться. Тем более что указанный выше недостаток как раз свидетельствует о скрупулёзном подходе если не к форме, то к содержанию фильма.
Ещё лучше, что количество не сказалось на качестве. Авторы поднимают проблему взрывообразного распространения синтетических наркотиков, которые в последние годы активно вытесняют кокаин и героин, а ввиду новых, трудно обнаруживаемых способов доставки этого товара и возможной заинтересованности полицейских в том, чтобы поддерживать курицу, несущую золотые яйца, в состоянии сознания — проблему трудно преодолимую.
Главные спикеры — это сами зависимые, а также сотрудники частных клиник и реабилитационных центров, которые очень сомневаются в эффективности государственно-чиновничьего подхода к борьбе со злом. Структурирован фильм логически оправданно. Сначала наркозависимые и эксперты рассказывают о разновидностях модных «дизайнерских» наркотиков, а также об их пагубном воздействии на психику. После проблема актуализируется: зрителю объясняют, как драматически велики её масштабы.
Затем приходит черёд историй из жизни — герои рассказывают о том, как пробовали запрещённые вещества впервые, как это меняло их жизнь и отношения с окружающими. Удивляет откровенность рассказчиков, большинство из которых не скрывает лиц и открыто делится старыми прегрешениями. Думается, именно это — главный ингредиент айрановского фильма: герои с заблюренными овалами лиц, как это принято в полицейских хрониках, гарантированно были бы гораздо менее убедительными. Кстати, кажется, авторы сознательно не перекрывали цифровым эффектом даже тех, кто просил телевизионной маскировки: вместо этого они выбрали нетипичный приём, скрывая часть лиц с помощью ракурса и крупности плана. Возможно, они так осознанно пытались избежать приёма, за долгие годы использования ставшего шаблоном.
Напоследок — ответ на вопросы «кто виноват» и «что делать». Здесь порция критики, как уже говорилось, достаётся государственному подходу к делу, когда статистика оказывается важнее реального эффекта, а спасение наркозависимых оказывается уделом немногочисленных энтузиастов.
Одним словом, с точки зрения журналистки этот выпуск получился в лучших традициях старого телевидения (на современном ТВ работы такой степени откровенности сейчас большая редкость). Но у фильма есть небольшая, но заметная, на мой взгляд, проблема.
Тинейджерам не смотреть!
Я уже неоднократно писал, что телевизионные деятели, оказавшиеся в YouTube, склонны к своеобразному пониманию проблем видеохостинга. Этот фильм о синтетических наркотиках — яркое тому подтверждение, а его авторы обеспечили сами себя необязательными условиями.
На протяжении всего фильма зритель видит на экранах значок «18+», который предполагает, что зрителю младше он не рекомендован. Однако, учитывая явную пропагандистскую интенцию этой большой и крепко сбитой работы (пропагандистскую в хорошем смысле слова), остаётся недосказанность. Она хорошо формулируется в вопросе: кому адресуется месседж о вреде наркотиков и буксующем на одном месте государстве, если авторы сознательно пытаются отсечь часть аудитории, находящейся в зоне риска: в фильме неоднократно говорится о том, что «синтетика» особенно популярна у молодёжи, в том числе школьного возраста.
Отсюда вытекает сопутствующая проблема, потому что в том виде, в котором фильм опубликован, указанное возрастное ограничение действительно необходимо. Нецензурная лексика буквально льётся из уст одного из самых ярких и красноречивых героев, кроме того, в фильм помещены любительские кадры с шокирующим поведением людей под действием наркотиков (например, показаны как кадры суицида, так и кадры членовредительства с помощью ножа).
Дело не в том, что ярлыки «18+» на экране в YouTube хорошо работают сами по себе, без ограничения самой платформы. Я лишь о том, что, заглушив матерные словечки и убрав из фильма особенно «чернушные» фрагменты, вполне можно было не наступать на горло собственной песне, да и вообще определиться — нужно ли намекать на недоступность своего очень полезного контента особо уязвимым тинейджерам. Тем более, по некоторым признакам фильм создавался и для них тоже.
«Солевой наркоман делает всё, чтобы его не “спалили”», — например, в одном из студийных эпизодов говорит ведущая Оразалинова, употребляя сленг безо всяких ремарок, будто пытаясь заручиться симпатией непривычной для себя аудитории.
Конечно, в целом на восприятие фильма это замечание не влияет. Это очень актуальная и впечатляющая журналистская работа, авторы которой пытаются охватить множество граней большой проблемы. И пока что это лучший продукт на канале, подтверждающий высокие амбиции и журналистскую хватку коллектива Airan.
И на момент написания этого материала это не единственный фильм о язвах общества: недавно на канале появилась картина об алматинских трущобах и их обитателях — хорошая, но не дотягивающая до уровня обсуждаемого выпуска работа, главный недостаток которой — отсутствие понятной драматургии. Он представляет собой череду историй малообеспеченных семей, вынужденно живущих в крайне некомфортных условиях. Разбавляют эти свидетельства комментарии экспертов (два депутата и неожиданный финансовый аналитик), однако фильм сводится преимущественно к какой-то «описательной аналитике», недалеко ушедшей от сугубо информационного освещения проблемы. Тем более авторы даже не пытаются сфокусироваться на истинных её причинах (вроде отсутствия государственной стратегии в вопросах внутренней миграции и неэффективной экономики, приведшей аулы в упадок). Таким образом, качество флагманского продукта YouTube-канала Airan пока нельзя назвать стабильным. Возможно, это признаки роста и творческого поиска.