В журналистике зачастую есть распределение тем: кто-то специализируется на социалке, кто-то на экономике, а кто-то военный корреспондент… Но иногда случаются чрезвычайные ситуации, когда журналиста, который не имеет подготовки для работы в горячей точке, отправляют в самое пекло событий. На минувшей неделе в такой ситуации оказались многие алматинские и казахстанские журналисты — по долгу службы они писали, снимали о попытке госпереворота в Казахстане.
«Новый репортёр» обратился к психологу за рекомендациями для тех журналистов, которые не по своей воле стали военными корреспондентами и сейчас могут испытывать психологические проблемы из-за увиденного, услышанного, пережитого. Вместе с психологом Элиной Беляевой мы подготовили три карточки с рекомендациями для журналистов.
Вам нужна помощь психолога, если…
Чрезвычайная ситуация — это большое количество стресса или внезапно разрушенный привычный уклад жизни и возникшие сложности. Когда люди переживают такое событие, многие испытывают естественный физиологический ответ от тела: страх, тоску, грусть или ощущение полной безысходности. Также бывает, что вообще ничего не испытывают и находятся как бы в оцепенении.
Есть физиологическая причина для таких разных реакций. Эволюционно мы созданы, чтобы выживать в ситуациях, угрожающих жизни. Поэтому, если нам грозит опасность или мы думаем, что нам грозит опасность, наше тело реагирует мобилизацией. Это неосознанный процесс. Например, ускоренное сердцебиение, напряжённость, подавленность и т. д. Эти реакции помогают нам или убежать, или бороться или замереть. Чаще всего такие реакции пройдут сами собой со временем. Но у некоторых людей в силу индивидуальных особенностей реакция на стресс остаётся в теле намного дольше и может привести к серьёзным изменениям в жизни.
Такие стрессовые состояния наступают не только у людей, которые непосредственно переживают травматические события, но также у прямых или косвенных свидетелей. Например, врачи, пожарные, журналисты, психологи — те люди, которые по долгу своей работы должны находиться в горячих точках и помогать другим. В психологии есть специальный термин для этого — «травма свидетеля».
Наш мозг, с одной стороны, очень продвинутый, с другой стороны — достаточно примитивно устроен. Он может подменять фотографиями и образами реальные события и думать, что так, как он видит, может произойти и с ним.
Если вы заметили, что какие-то мысли или картинки постоянно возвращаются и крутятся у вас в голове, или вы перестали нормально спать, или начались изменения в привычках питания, я рекомендую сразу же обращаться за помощью к специалистам. Из-за того, что наша психика невидима, многие люди не считают психологические сложности проблемами. Но стресс влияет на наши эмоции, эмоции связаны с гормональной системой, гормональная система влияет на всё тело и наше здоровье. Также лучше сразу обратиться к психологу, если возникли панические атаки. Грамотный специалист на начальных этапах может помочь вам за несколько сессий.
Как позаботиться о себе самостоятельно?
Чтобы продолжать работать в стрессовой ситуации, специалисту нужна способность тела к быстрому восстановлению. Например, Уинстон Черчиль обладал таким типом нервной системы: мог работать в крайне стрессовых ситуациях, и при этом у него не нарушались сон или аппетит, он мог легко переключаться с одной задачи на другую. За такие способности чаще всего отвечает наша генетика. Одним людям достаётся устойчивый тип нервной системы, другие более чувствительны.
Если же вы реагируете на стресс сильно, то на помощь могут прийти тренированные навыки саморегуляции: умение «быть в здесь и сейчас», способность чутко реагировать на свои телесные потребности, умение активировать свои ресурсные состояния, запрашивать помощь и получать поддержку.
Очень важно отслеживать, чтобы вы не справлялись со стрессом ухудшающими здоровье защитными механизмами. Например, многие люди в стрессе начинают употреблять алкоголь в надежде расслабиться, или ходить на вечеринки, чтобы отвлечься, вместо того, чтобы организовать себе покой и хороший сон. Также в стрессе могут стартовать наши хронические болезни, ухудшаться отношения с коллегами или родными или усиливаться психологические сложности.
В теле человека есть ещё одни волшебные двери, которые помогают переживать такие события. Это наше дыхание. Недаром говорят: дух, душа, дыхание. Дыхание — это единственное, что управляется и симпатической, и парасимпатической нервной системой одновременно. Симпатическая нервная система связана с нашей волей. Парасимпатическая же нервная система скорее управляет нами без нашего ведома. У нас бьётся сердце, расширяются зрачки, выделяются гормоны, и ещё мы дышим. Управлять сердцем и гормонами вряд ли получится, а вот дыханием — достаточно легко. Это прямой путь к саморегуляции и стабилизации себя.
Попробуйте сейчас сосредоточиться на дыхании так, чтобы почувствовать движение воздуха у ваших губ. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Это простое упражнение может значительно помочь вашему телу перерабатывать стрессовые впечатления, а мозгу — осознать разницу между вами и событиями. Это первое.
Основная рекомендация — это осознавать, что ваша жизнь и здоровье — самое ценное, и сейчас всё, что поступает внутрь вас и находится вокруг вас, может либо ещё больше добавлять стресса, а может, наоборот, стабилизировать. То есть вам необходимо создать противовес стрессу.
Это больше движения: спорт, ходьба.
Здоровый сон: можно использовать тяжёлое одеяло для засыпания, проветривать комнату.
Качественная еда: следить за количеством белка в день, витаминами.
Отношения с близкими: голос близкого человека успокаивает, объятия — помогают, важна эмоциональная поддержка и понимание того, что вам может быть нелегко.
Один из главных принципов проживания стресса и восстановления для человека — объединяться с другими людьми. Важно живое общение, поддержка, голос. Поэтому лучше всего активно искать помощи, быть с другими людьми, запрашивать помощь у специалистов. Её сейчас активно предлагают психологи-волонтёры, мои коллеги-психотерапевты и разные службы.
Что послушать/посмотреть/почитать по теме проживания стрессовых ситуаций?
В понедельник, 17 января, с 16:00 до 17:30 пройдёт семинар для психологов «Психология и психотерапия чрезвычайных ситуаций» С Надеждой Зуйковой (врач-психотерапевт, pTSTA-p-ЕАТА), которая имеет большой опыт оказания помощи населению в чрезвычайных ситуациях. На семинаре также можно будет задать вопросы. Зарегистрироваться на Zoom-семинар можно здесь.
Международное информационное агентство КазТАГ обратилось к правительству по поводу продолжающейся блокировки сайта Orda.kz и преследования журналистов, сообщается 13 января на сайте Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз».
«Мы считаем, что блокировка СМИ и преследование журналистов — это путь к новым конфликтам и несправедливости, потому что журналисты — это единственный мост между обществом и властью.
СМИ — это единственная пока возможность граждан донести до правительства информацию о своих проблемах и заботах. СМИ — это публичная площадка для выражения мыслей и предложений при отсутствии нормальных выборных органов.
Просим вас обратить внимание и помнить, что СМИ — это ваши друзья, а не враги. У казахов есть мудрая поговорка: «Дос жылатып, жау күлдіріп айтады». В СМИ работают патриоты, которые думают о своей стране», — говорится в обращении.
КазТАГ предлагает другим СМИ поддержать Обращение. Фонд «Адил соз» присоединяется.
7 января на Facebook казахстанский журналист Данияр Адилбеков сообщил: «Вчера в Алматы мародёры застрелили моего друга — Сакена Битаева. Пуля попала в лёгкое, Сакен умер мгновенно, не дождавшись скорой помощи. По словам друга, который был с ним, у них хотели забрать автомобиль, в котором они сидели и разговаривали. Толпа подошла сзади и начала вскрывать двери. Пацаны дали по газам, а мародёры начали стрелять вслед уезжающей машине. Одна пуля пробила Сакену лёгкое, и Сакена больше нет с нами. Сакен был одним из талантливейших режиссёров. Отец казахского хип-хопа. Нет ни одного рэпера в Казахстане, кто не знает Salamalec sound — его детище. Режиссёр от Бога — снимал разные вещи для Салема, в том числе и «Пацанские истории»».
«Новый репортёр» записал воспоминания друзей и коллег Сакена Битаева, мы выражаем глубокие соболезнования всем его близким.
Асан Мажит, актёр театра и кино:
— Тяжело и обидно до боли, когда уходят лучшие, близкие, родные. Больно писать о Саке (Сакен) в прошедшем времени. Саке был светлым, добрым, талантливым человеком. Он был образцом человеколюбия и преданности делу. Примером для всех нас. Сак основал музыкальный лейбл Salamalec sound, вложил много труда и душу. Сак никогда не преследовал цель как-то заработать, он мог ночами просиживать в студии с молодыми талантливыми ребятами. Доказательством этому — ветераны казахского хип-хопа, группа G.H.A.D. Он стоял у истоков становления этой группы. Около 20 лет я знал Сакена гениальным битмейкером, одарённым музыкантом, талантливым оператором и режиссёром, а самое главное — верным другом. Это, без сомнения, огромная утрата для нас всех.
— Я познакомился с Сакеном больше 10 лет назад. Тогда меня пригласили сняться в клипе Kicha «Поздно или рано», режиссёром которого был Сакен. Сакен уже тогда был крутым режиссёром. Посмотрите этот клип, и вы не поверите, что он так давно снят.
С тех пор мы стали общаться, подружились. Сакен всегда удивлял меня своим кругозором. Немногословный. Умный. Разносторонний. Я не встречал людей, лучше его разбирающихся в рэпе, в истории, в режиссуре и операторском деле.
Когда я решил снимать первый свой веб-сериал «Всемогущий», пригласил Сакена в проект оператором-постановщиком. До Нового года списывался с Сакеном. Планировали встретиться. Хотел снять вместе с ним свой следующий проект. Судьба распорядилась иначе…
Ербол Жумагул, кинорежиссёр:
— Сакена я знаю с 2013 года, я как раз пришёл в кино, снял первый полнометражный фильм. И после этого решил создавать свою студию. Сакен был оператором, который мне помогал. Мы сдружились, очень близки стали, все эти годы общаемся ежедневно. Сакен был больше чем оператором, он был режиссёром. Он не был оператором из дружбы. Я постигал нюансы в профессии рядом с ним. Я как режиссёр пришел в эту профессию, но как директор студии я не разбирался во многих вопросах, Сакен мне помогал. По мере того, как студия росла, мы встречались, когда нужна была помощь, я его приглашал на отдельные проекты. На постоянной основе оператором он не мог быть, он был больше чем оператором. Он был режиссёром, он был композитором, он был клипмейкером. Ему уже надо было на международный уровень выйти, он к этому шёл.
Он был чистейший человек, очень чистый, очень бескорыстный, очень отзывчивый. В то же время очень храбрый. В нём было и мужское в правильном сочетании, и человеческое в нужном сочетании. Это был человек настолько открытый, безотказный в хорошем смысле. Даже когда у него не было возможности, он никогда, как японцы, не говорил «нет». «Надо подумать»… Он был очень компанейский, очень обаятельный. Я на него не мог никогда обижаться. Он мог проспать на съёмки, приехать через три часа, я мог — мы никогда друг на друга не обижались, не повышали голос, не ссорились. Очень коммуникабельный. Я видел его другим, в драках — он был очень храбрый, отчаянный. В то же время я знаю его семью, дома у него несколько раз был. Конечно, в последние три-четыре года общались меньше, когда в разъездах.
Я благодарю Всевышнего, что я приехал из Астаны, мне нужно было сделать монтаж, поденная работа, друзьям помочь, немного подзаработать. А компьютер мой с монтажным столом в Астане остался. И, естественно, кому я ещё позвоню, ближайшему другу, соратнику, брату — Сакену. И он мне открыл двери студии, посадил за монтажный стол. Я два дня из трёх последних дней сидел, монтировал, он сидел рядом в интернете, ещё был интернет — мы обсуждали, что происходит, вокруг все эти разговоры. После этого ехали к нашим общим друзьям, сидели, пока не было комендантского часа. В день смерти у меня были свои дела, у него свои… Он говорил, что со своего окна видел, как на площади акимат горит или резиденция. Потом я не доехал до наших общих друзей, а он там был, потом уехал домой. Друзья говорят, что звонили ему — были слышны детские голоса. И вроде как мы успокоились…
И мне наутро позвонили 7 января и ошарашили. Честно говоря, эта новость выбила землю из-под ног. Наверное, ему будет легче, если мы отпустим, покоримся воле Всевышнего. Как-то так. Мы похоронили его три дня назад, сегодня семь дней. Огромная утрата. Это не только мы потеряли друга, это вся страна потеряла… Нас и так мало. Каждый талантливый казахстанец. Мы должны лелеять таких людей, беречь, давать им возможность реализовывать свой потенциал на мировом уровне. Мы видим — и Иманбек, и Скриптонит, — мы можем на мировом уровне что-то делать. И Сакен из их числа.
Он сделал очень много. Он для казахоязычного рэпа писал первые биты, писал клипы на них. G.H.A.D — одна из первых рэп-команд, Сакен имеет непосредственное отношение. Он был знатоком казахской литературы. Хотя этого было не видно в общении, он был очень скромен. Был очень преданным поклонником хип-хопа, знал всю подноготную историю, собраны все интервью Тупака… Он сам в некотором смысле, как Тупак ушёл. Я думаю, Сакен останется не только в памяти друзей, его помнить будет вся страна. Что-то он для «Пацанских историй» снимал, был оператором на полнометражных картинах. С ним вместе и рекламу снимали, и документальные фильмы, и фильмы без бюджета. Три года снимали про музыкальную школу им. А. Жубанова, просто ходили и снимали, 40 съёмочных дней. Очень мало людей, которые на такое пойдут из любви к искусству, из уважения к другу. Мы друг у друга вызывали восхищение человеческое, это очень важно. Я рад, что я при жизни ему всё это высказал, что это не осталось недоговорённым. Последние два дня, когда мы виделись, он очень много рассказывал. Это был бенефис. Он молчун, а тут много говорил, мы смеялись…
В еженедельной новостной программе «Ахбори ВКД» («Новости МВД»), которую готовит пресс-центр Министерства внутренних дел Таджикистана, есть кровь, трупы и чистосердечные признания, в которых задержанные в подробностях рассказывают о совершённых преступлениях. Эта передача выходит в эфире государственного телеканала «Точикистон», а также на каналах в YouTube. Мы посмотрели несколько выпусков программы «Ахбори ВКД» за два месяца и пришли к выводу, что сам факт её показа — явное нарушение презумпции невиновности и права граждан Таджикистана на конфиденциальность личной информации. Кстати, некоторые кадры из разных выпусков этой передачи могут произвести тяжёлое впечатление на чувствительную аудиторию, так что будьте осторожны.
Итак, у YouTube-канала МВД «Ахбори ВКД», куда пресс-служба выкладывает свои новостные выпуски, почти два миллиона просмотров, но количество подписчиков не указано. Второй канал, где также размещается контент министерства, — это «Пайки Сугд», у которого 219 тысяч подписчиков и почти 50 миллионов просмотров. На обоих каналах контент дублируется. Диктора программы — молодую девушку — никогда не показывают крупным планом. Её речь звучит монотонно, а лицо не выражает никаких эмоций. В программе немало крови, трупов и подробных описаний деталей жестоких преступлений. Ведущая программы и голос за кадром тоном, не допускающим возражения, называют подозреваемых «преступниками», хотя суда над ними ещё не было и в момент выхода программы ведётся лишь предварительное расследование. Только изредка задержанные люди называются подозреваемыми, иногда можно услышать и такие интересные выражения, как «подозреваемые совершили преступление».
За редким исключением задержанные «чистосердечно» признаются в преступлениях, а некоторые и со слезами на глазах раскаиваются. Что касается адвокатов, то они в программе не участвуют и о них даже не упоминается.
Например, в выпуске от 3 ноября 2021 года речь идёт об изъятии 164 килограммов наркотиков у двух задержанных. Крупным планом показывают обоих задержанных. Голос за кадром говорит: «Стремление найти лёгкие деньги толкает корыстных людей на преступления». Оба подозреваемых называются «преступниками» на стадии предварительного расследования и до вынесения судебного приговора. Более того, называются их имена и фамилии и даже места жительства. При этом никаких адвокатов рядом с ними нет. Возникает вопрос: когда в Таджикистане отменили презумпцию невиновности?
https://www.youtube.com/watch?v=cY27ji5qUFQ
Также в этом выпуске говорится о проведении сотрудниками милиции рейда по «проверке» студентов в Дангаринском районе. Зритель может подумать, что правоохранители ищут среди молодёжи подозреваемых в преступлениях. Но выясняется, что блюстители порядка больше озабочены одеждой студентов, а также их длинными волосами и щетиной. Разве следить за внешностью молодёжи — задача доблестной таджикской милиции?
В другом сюжете этого выпуска речь идёт о задержании группы людей, подозреваемых в незаконном обороте наркотических средств. Голос за кадром говорит, что приобретённые у гражданина Афганистана более шести килограммов наркотиков они хотели продать в Душанбе. Двое из них дают на камеру признательные показания. Задержанных называют «членами организованной преступной группировки». Хотя в самой передаче отмечается, что ведётся лишь предварительное расследование. Имена и фамилии всех задержанных, а также места их жительства тоже называются.
Кстати, сюжеты о незаконном обороте наркотиков в этой передаче появляются часто. Так, в выпуске от 13 октября показали группу лиц, у которой было изъято почти полтонны наркотиков стоимостью шесть миллионов долларов. Голос за кадром сообщил, что эта транснациональная преступная группировка доставляла наркотики из Афганистана и затем через соседние страны переправляла их в Европу. Далее говорится о том, что у одного из подозреваемых, который считается лидером группировки, имеется восемь фешенебельных домов, одна дача, шесть квартир, кирпичное предприятие, автостоянка и другие объекты стоимостью свыше 18 миллионов сомони.
В программе от 20 октября есть сюжет об изъятии у другой группы лиц около 55 килограммов наркотиков в Согдийской области. Как обычно, задержанные жители Душанбе и района Рудаки дают признательные показания. Голос за кадром отмечает, что двое из подозреваемых ранее совершали хадж в Мекку и являются «ходжи». И задаётся вопросом: мол, разве дозволено людям, ранее покаявшимся в своих грехах, заниматься незаконным оборотом наркотиков?
https://www.youtube.com/watch?v=ZcRMDlOf7wo
Иногда в выпусках «Ахбори ВКД» диктор отмечает, что эта программа направлена на то, чтобы те, кто совершает противоправные действия, и те, кто только намерен совершать преступления, знали о последствиях своих деяний. Также, по её словам, программа содействует повышению уровня правовых знаний граждан.
В выпуске от 24 ноября говорится о преступлении в районе Джалолиддина Балхи Хатлонской области. В сюжете показывают следственный эксперимент, во время которого подозреваемая с большим топором в руках имитирует убийство своего супруга. Манекена нет, но на полу расстелен окровавленный матрац, на котором лежит шапка. После эксперимента женщина плачет и говорит, что сама не понимает, как совершила это преступление, также она рассказывает, что постоянно страдала от домашнего насилия.
В другом сюжете рассказали о молодом человеке, который украл на рынке полиэтиленовые пакеты. Голос за кадром говорит, что особое сожаление вызывает то, что парень тратил ворованные деньги в ресторанах и барах.
В следующем сюжете мужчина из Спитаменского района Согдийской области рассказывает, как по дороге домой в результате возникшей ссоры убил свою жену, нанеся ей многочисленные удары камнем. По словам подозреваемого, он с большим трудом поместил тело супруги в мешок и выбросил в реку. В сюжете была показана фотография окровавленного трупа женщины.
27 октября 2021-го года на канале YouTube был размещён сюжет, в котором говорится о том, как гражданин Ирана, проживающий в Таджикистане, убил в Яванском районе свою бывшую жену. Отмечается, что он облил её голову, лицо и другие части тела кислотой, а также ударил её топором. Крупным планом показали фотографии обугленных частей тела девушки. Также показали эту девушку в больнице с обожжённой частью лица и забинтованными руками.
В этой передаче подводят и итоги — например, в получасовом фильме «Верность родине» рассказывается о достижениях таджикской милиции в период независимости страны. Показываются сюжеты о грабежах и убийствах в разных районах Таджикистана. В сюжете об одном преступлении в Бободжонгафуровском районе Согдийской области крупным планом показали трупы убитых супругов. Голос за кадром говорит, что профессионализм сотрудников милиции позволяет раскрывать подобные чрезвычайно сложные преступления.
Далее отмечается, что при их раскрытии использовались «психологические методы». В сюжете один из подозреваемых без видимых эмоций очень подробно описывает, как он и его подельники убивали людей, в том числе детей и женщину.
В конце фильма генерал в отставке с воодушевлением говорит, что благодаря президенту Таджикистана с 1992 по 2021 годы в стране произошли очень большие изменения в лучшую сторону. По его словам, вызывает удивление тот факт, что в столице можно гулять даже ночью и никто никого не трогает. По его мнению, всё это заслуга работников милиции, являющейся опорой государства.
Стоит отметить, что заметная часть содержания «Ахбори ВКД» противоречит правовым знаниям многих образованных граждан Таджикистана, которые не понаслышке знают о таких фундаментальных принципах права, как презумпция невиновности и конфиденциальность личной информации. Называть в ходе предварительного расследования и до решения суда подозреваемых преступниками только на основании их признательных показаний никоим образом не соответствует правовым нормам. Приговоры о виновности или невиновности подозреваемых граждан должен выносить суд, а не МВД.
Кроме того, показывать до приговора суда подозреваемых по телевидению и в YouTube, сообщать их имена, фамилии и место жительства является нарушением прав граждан на конфиденциальность личной информации. Отсутствие адвокатов, которые могли бы высказать свои мнения в отношении озвученных в программе обвинений, лишает программу «Ахбори ВКД» объективности. Также ни в одном из выпусков «Ахбори ВКД» за рассматриваемый нами период не говорится о внутренних расследованиях, о преступлениях самих сотрудников милиции или о наказании лиц, причастных к пыткам граждан.
Никто не отрицает достижения таджикской милиции в борьбе с преступностью в стране, а также тот факт, что Душанбе действительно безопасный город. Однако какой ценой всё это достигается — большой вопрос.
Подача факта и особенно его аналитическая оценка — не самые сильные стороны казахстанской журналистики. Медиакритик «Нового репортёра» Газинур Гиздатов внимательно посмотрел программы, вышедшие на казахстанских телеканалах, и зафиксировал симулятивно-провальное в журналистской работе.
Если с ограниченной подачей факта ещё можно смириться, то невнятное и хаотичное осмысление происходящего от официально допущенных к вещанию телеканалов трудно принять. Но даже в таком виде оно запоздало пришло к телезрителям только 6–7 января, на третий и четвёртый день трагедии.
Выразилось оно, это осмысление, в единственно возможном варианте — публичном проговаривании ситуации. Комментарии, ответы от экспертов и очевидцев происходящего в этом случае трудно отнести к реальной аналитике: мешает статус «избранных», будь то пресс-секретарь президента Берик Уали (телеканал «Хабар») или новоиспечённый госсекретарь страны Ерлан Карин («Хабар 24») и та целевая установка, с которой они появились на телеэкранах — проинформировать и создать впечатление кипящей работы.
Но, например, на фоне внезапно проявившихся только на четвёртый день некоторых акимов и чиновников разного ранга неожиданно точным и объясняющим стал комментарий очевидца — генерального директора «Первого канала Евразия» Сергея Киселёва о деталях и особенностях нападения на здание, в котором размещался телеканал.
Менее всего удачными и конкретными были разговоры на «Ошакбаев LIVE» — скорее всего, из-за невыразительного набора политологов и излишне лощёных экспертов.
Понятно, что пока невозможно было ожидать прихода в телеэфир военных экспертов. Но привычное кочевание эксперта в ведущего и наоборот (Рахим Ошакбаев и сотоварищи) на разных казахстанских каналах становится фирменным знаком скудного экспертного поля.
Пожалуй, пока было только одно толковое исключение с весьма запоздалым предъявлением 10 января, когда в программу «Студия 7» «7 канала» пригласили экс-сотрудника спецслужб, который дал профессиональный расклад самим действиям и успел проговорить личное видение проблемы. Ему же дали возможность вспомнить о начале протеста, которое потом на казахстанских телеканалах в основном замалчивалось.
Во имя мира, или «Большая неделя»
Первым телеканалом, который предложил нам 6 января и затем ежедневно (7, 8, 9, 10 января) ток-шоу на русском языке, был «Хабар», и следом за ним, на казахском, — QAZAQSTAN, в передачу которого ASHYQ ALAŃ перекочевали некоторые эксперты хабаровского цикла. Создавалось всё в рамках знакомого формата «Большой недели», которая с 8 января стала называться «Во имя мира».
Каждая из программ «Хабара» запоминалась (смотреть какое-то время больше было нечего) дежурным набором разномастных депутатов, политологов (странствующих в эти дни из одной передачи в другую и готовых вещать на любую тему), практическим отсутствием блогеров (ещё вчера априори, в том числе и на этом канале, признаваемых «лидерами мнений», а ныне ставших «врагами народа») и полным отсутствием логики ведения разговора от ведущего Дениса Кривошеева. Меньше всего при обращении к хронике «Алматинской трагедии» пытались осознать, почему это оказалось возможным в нашей стране в наши дни.
В первой и затем второй передаче за 7 января редкие здравомыслящие голоса гостей — например, Марата Башимова, директора Института европейского права и прав человека, пытавшегося вспомнить, что предшествовало трагедии, тонули в неуёмном желании ведущего обвинить во всём некие силы и неких блогеров, приведших (с оговоркой от ведущего «отчасти») к трагедии.
Вообще Кривошеев о них готов теперь вспоминать в каждой своей программе. Так же произошло и в третей передаче, за 8 января, когда никто не слышал Жанар Тулиндинову, политического обозревателя, робко просившую не выбрасывать пока либеральные ценности.
Спикеры ток-шоу, больше похожие на бравую политическую дружину во главе с ведущим, оглянувшись недоумённо на говорившую «неуместные сейчас вещи» девушку, пошли дальше по своей заранее заданной логике осмысления события. В этой логике были только они, обвиняющие неизвестных и некие злые силы. Классическая цепочка «кто, что, зачем и почему», приводящая к истине во все времена, этих ораторов меньше всего волновала.
Фигуры умолчания главенствовали в нынешних казахстанских передачах, претендующих на некое объяснение случившегося. Конечно, Денис Кривошеев и некоторые его визави ещё не достигли ораторских высот российских телепропагандистов, но уже в них в каком-то смысле превращаются. Чего стоят рассуждения телеведущего и некоторых его гостей-депутатов о «двойных стандартах Запада», «праве вмешиваться в чужие дела», «защитниках либеральных свобод» и так далее.
Обсуждение наспех от 9 января, а затем 10 января с депутатами разных партий также трудно отнести к новой социальной реальности, о которой начинают уверенно говорить спикеры-депутаты всего январского цикла.
Пафос и набор заклинаний больше вяжутся с предыдущей эпохой, но депутаты и политологи всё равно торопливо примеряли на себя судейские мантии. А подсчёт от депутата Ирины Смирновой о выделении ежегодно миллиардных сумм на проведение сомнительных в своей полезности уроков самопознания привёл только к одной мысли: неужели для того, чтобы состоялся этот «подсчёт», должно было произойти вот это всё?
Январская трагедия не предложила пока ни новых имен, ни новых мыслей, ни — и тем более от журналистов — точной объективной подачи трагичной и кризисной ситуации, в которой хоть как-то были бы обозначены причинно-следственные отношения. Пока налицо фигуры умолчания и полное отсутствие хоть какой-то критической мысли в привычной, слегка подкрашенной пацанским запалом, словесной упаковке.
Сегодня, 10 января, в Казахстане — общенациональный траур в связи с человеческими жертвами в результате террористических актов. Над государственными зданиями приспущены флаги. Отменены развлекательные телепрограммы.
Всё это время, с первых дней нового года, казахстанские журналисты продолжали работать, несмотря на огромные трудности с интернет-связью: в какой-то момент её просто отключили на всей территории республики.
Тем не менее, продолжали выходить новости — и на телевидении, и на радио, и даже в Сети. Редакция «Нового репортёра» глубоко скорбит вместе со всем Казахстаном и выражает глубокие соболезнования семьям жертв терактов. Наши медиакритики Назира Даримбет, Анна Шабалдина и Лилия Гайсина попытались представить хронологию публикаций материалов в СМИ Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.
Казахстан
Новогодние праздники в Казахстане были нарушены 2 января массовыми протестами по всей стране, которые начались в Жанаозене с возмущения жителей против повышения цен на сжиженный газ в два раза.
После протесты начались в Актау, их поддержали практически во всём западном регионе — Актобе, Атырау, Уральске.
3 и 4 января протесты начались уже в Нур-Султане, Шымкенте, Туркестанской области, Алматы и других регионах. В Алматы и Алматинской области объявлено чрезвычайное положение. Правительство ушло в отставку. Перебои с интернетом, заблокированы мессенджеры и мобильная связь.
Первые несколько дней протестов почти ни один телеканал, включая национальный QAZAQSTAN, не показал ни одного сюжета о том, что происходит. Если до 5 января можно было сослаться на праздники, то уж в первый рабочий день вещание должно было начаться именно с тревожных новостей.
Надо отдать должное телеканалу «Хабар 24», который начал освещать события в режиме лайф практически сразу, несмотря на праздничные дни. Кроме официальных заявлений, выдавались различные видео, в том числе из соцсетей, и мнения экспертов из студии.
Телеканал Atameken Business начал выдавать новости 5 января, собрав всё произошедшее в обзор и добавив свежих деталей.
Вечером 4 января в Казахстане были заблокированы сайты Orda.kz и kaztag.kz (но они продолжили активную работу в своих Telegram-каналах). Главный редактор «Орды» Гульнар Бажкенова написала на своей странице в Facebook:
«Наш сайт Orda.kz заблокировали. Сбои начались два часа назад, постепенно сайт вообще перестал загружаться. Проверили вход через VPN — работает, проверили знакомые в России — работает. Значит, блок.
Зачем? Мы давали только новости. Да, оперативно, подробно, без купюр. В режиме Live обновляли информацию в главном репортаже с запада Казахстана, где сейчас работают три наших корреспондента. Они выехали вчера из Алматы и сейчас находятся на площади в Актау, Жанаозене, Атырау.
Мы давали информацию строго в рамках профессиональной журналистики, никакого активизма и призывов — я принципиально против журналистского активизма.
Так зачем было это делать?! Чтобы радикализировать нас?! Или вы считаете, что таким образом справитесь с протестами?!
Я догадываюсь, что заблокировали нас после того, как мы написали, что протестующие радикализировали свои лозунги и требуют уже не только газа по 50 тенге, но отставки акима, правительства, Токаева, Назарбаева. Но это люди так скандируют на площади! Это не мы, не надо обижаться на прогноз погоды и убивать метеорологов, если вам не нравится снег!
Редакция КазТАГа также выступила с обращением в Facebook:
«Сайт КазТАГ оказался недоступен после отказа удалить статью о протестах по требованию Мининформации. «Подтвердите, что видео с участием полиции не относится к событиям с участием протестующих против повышения цен на газ, которые происходят в Актау. Подтвердите, что не считаете силовым воздействием действия полиции, которые, как видно на кадрах, оттесняют протестующих. Укажите, в чём конкретно заключается заведомо ложная составляющая материала. Уточните подробно, что именно происходит на видео, с точки зрения Министерства информации и общественного развития. С учётом указанных выше деталей мы готовы внести соответствующие правки в уже вышедший текст с соответствующими пометками», — ответил КазТАГ комитету МИОР.
Несмотря на проблемы с доступом на сайт, КазТАГ продолжит освещать волнующие общественность события всеми доступными способами.
МИА КазТАГ считает действия Мининформации актом цензуры, которая официально запрещена в РК.
Просим президента Касым-Жомарта Токаева обратить внимание на данную ситуацию».
После блокировки этих двух сайтов откликнулось журналистское сообщество и, в частности, Общественный комитет по саморегулированию медиа. В закрытой группе «Журналисты Казахстана» появился следующий призыв: «Уважаемые коллеги, выражаем солидарность c коллегами KazTAGГульнар Бажкенова
Министру информации и общественного развития РК
Г-же Балаевой Аиде Галымовне
Генеральному прокурору РК
Г-ну Нурдаулетову Гизату Дауренбековичу
Запрос
Общественный комитет по саморегулированию медиа и независимые казахстанские журналисты обращаются к Вам в связи со следующими обстоятельствами.
В Казахстане 4 января 2022 года на фоне массовых социальных протестов перестали открываться сайты Orda.kz и агентства КазТАГ. В связи с тем, что ограничение должно быть предусмотрено законом, который ясен и доступен каждому (принципы предсказуемости и прозрачности) просим Вас:
Инициировать расследование причин блокировок данных сайтов и дать общественности официальный ответ — кто и на каком основании заблокировал данные ресурсы.
Восстановить конституционные права граждан на получение информации, и журналистов — получать и распространять информацию о происходящем в стране».
За следующие сутки несколько журналистов, которые выполняли свою работу, пострадали физически.
Сотрудники Orda.kz попали под резиновые пули и светошумовые гранаты.
9 января в Актобе задержали журналистку, освещавшую протесты, Ардак Ерубаеву, сообщает опять же Orda.kz.
Вечером 5 января по всему Казахстану исчезла интернет-связь. На несколько часов она появилась в ночь с 5 на 6, однако под утро исчезла опять. Следующие два дня все новости жители страны узнавали в основном из телевизора, преимущественно опять же «Хабар 24», поскольку в этот день остальные каналы перестали работать. Выяснилось, что на их офисы напали террористы и вывели из строя всю аппаратуру, некоторые здания ещё и подожгли.
7 января казахстанцам стали приходить SMS, содержащие некоторую информацию — например, о том, что государство окажет поддержку бизнесменам, пострадавшим от мародёров, а также о том, что президент Токаев выступит с обращением. Это обращение транслировали по телевидению и на некоторых радиоканалах, о нём также писали продолжавшие работать информационные порталы, доступ к ним был обеспечен властями. Это Tengrinews, inform.kz, qazaqstan.kz, 24.kz, baq.kz, baigenews.kz, stopfake.kz. По какому принципу были доступны именно эти СМИ, не сообщалось.
8 января интернет на несколько часов появился у жителей некоторых регионов. Тогда многие СМИ не только из списка смогли возобновить свою работу. К слову, 7 января запустили свои эфиры почти все казахстанские каналы, на КТК и «31 канале» какое-то время не выходили новости в полном смысле слова, однако показывали видео происходящего в стиле «no comments».
Tengrinews.kz передавал все официальные сообщения и новости, в том числе опровержения появлявшихся в интернете фейков. Однако новость о том, что Кыргызстан направил Казахстану ноту протеста в связи с задержанием музыканта Викрама Рузахунова, которого в эфире государственных каналов утром в воскресенье представили участником погромов, вы там не найдёте. Её дал интернет-журнал Vlast.kz. Последний также сделал обзор протестов с первого дня по 4 января.
Azattyq.org сообщал о многочисленных задержаниях в разных регионах Казахстана. «В одном из сёл Алматинской области задержаны более 100 человек. По предварительным данным задержаны граждане соседнего государства», — говорится в сообщении. Какого именно государства — не уточняется, написал azattyq.org.
Фотокорреспондент Tengrinews.kz побывал в районе площади Республики, акимата Алматы и резиденции Президента на следующий день после погромов и зафиксировал последствия погромов, произошедших 5 января.
Словом, новости у всех были примерно одинаковые, но, чтобы не ссылаться только на Tengrinews, приведём несколько примеров того, о чём писали другие СМИ:
Администрация США выразила обеспокоенность в связи с приказом президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева стрелять на поражение при подавлении беспорядков и предупредила, что международное сообщество будет следить за соблюдением прав человека в стране, передаёт inbusiness.kz.
Международная правозащитная организация Human Rights Watch призвала власти Казахстана немедленно отменить отданный силовым структурам приказ «стрелять без предупреждения» в рамках так называемых «антитеррористических операций», которые проводят в ряде городов страны, в том числе в Алматы, с 6 января (Azattyq).
Лукашенко заявил, что поговорил с Назарбаевым по телефону. «Азаттык» написал об этом, ссылаясь госагентство БелТА. По утверждению пресс-службы, в ходе разговора собеседники подробно обсудили положение дел в Казахстане. Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не появлялся на публике с 28 декабря 2021 года. Он никак не комментировал развернувшиеся в стране масштабные протесты, хотя обычно обращался к нации по ключевым темам.
«Азаттык» также взял интервью у бывшего премьер-министра Казахстана Акежана Кажегельдина, и тот попытался проанализировать, «зачем Токаев позвал в страну силы ОДКБ». Вот его версия.
Практически все интернет-издания на казахском, в том числе и сайт Nege.kz, опубликовали обращение Имангали Тасмагамбетова, бывшего посла Казахстана в России, который назвал события в Алматы настоящим преступлением против государства и независимости страны и призвал граждан сплотиться вокруг президента Казахстана. Кстати, такая риторика звучала из уст многих бывших и действующих госслужащих и чиновников.
Интернет-сайт Abai.kz помимо прочих новостей, разместил заявление главного муфтия Наурызбая кажы Таганулы, который привёл цитату из Корана: «Не чините бесчинства своими руками…» — и попросил у Всевышнего мира на земле и в Казахстане.
Портал KZ.MEDIA 4 и 5 января пытался вывешивать новости в режиме live, публиковал мнения блогеров и успел поставить комментарии от экспертов. Но затем основные новости издания переместились на страничку в Telegram.
Таджикистан
Как и в большинстве других стран, журналисты в Таджикистане даже представить себе не могли, чем обернутся региональные митинги в соседнем Казахстане. В праздничные дни на сайтах местных онлайн-СМИ стали появляться первые новостные сообщения о региональных митингах и экономических требованиях митингующих. Впрочем, даже после окончания новогодних выходных (в Таджикистане они длились до 4 января) местные журналисты всё ещё не понимали масштаб происходящего у соседей.
Например, медиагруппа «Азия-Плюс» принялась пристально следить за Казахстаном только 5 января. В этот день СМИ сообщало об отставке правительства, о введении режима ЧП, о виновниках в сложившейся ситуации. Все сообщения журналисты «Азия-Плюс» передавали со ссылкой на казахстанские или российские издания, единственная оригинальная новость касалась только полётов между Душанбе и Алматы (полёты планировали совершать в штатном режиме). Однако уже 6 января, когда ситуация накалилась до такой степени, что президент Казахстана обратился к ОДКБ за помощью, «Азия-Плюс» активизировалась и стала выпускать не только контент со ссылкой на зарубежных коллег, но и свой собственный — как новостной, например, заявление местного МИД о готовности принять участие в операции Организации, — так и аналитический — о последствиях нестабильности в Казахстане для Таджикистана.
Позже журналисты «Азии-Плюс» вместе с местными и кыргызстанскими экспертами принялись обсуждать причины случившегося в Казахстане (причинами назывались внутренние социальные проблемы), а также рассуждать о том, должны ли были силы ОДКБ вмешиваться в эту ситуацию. К слову, эксперты «Азии-Плюс» называли это вмешательство «дурным примером». Кроме того, это издание поделилось на своём сайте и текстом российского издания «Медуза» о законности действий Организации договора о коллективной безопасности.
7 января «Азия-Плюс» сообщила об отправке таджикистанских военнослужащих в Казахстан, а в начале новой рабочей недели — о количестве жертв беспорядков в соседней стране.
Другое популярное онлайн-издание «Радио Озоди» (таджикский офис «Радио Свобода») также внимательно следило за развитием событий. И так же, как и «Азия-Плюс», сначала посвящало соседям только новостной контент, затем принялось рассуждать о том, какие выводы из ситуации следует сделать Таджикистану.
Так, в материале «Не надо ждать народного бунта. Взгляд из Таджикистана на события в Казахстане» журналисты «Радио Озоди» расспросили своих местных экспертов о причинах произошедшего в Казахстане. Независимые респонденты, среди прочего, называли бедственное положение простых жителей Казахстана, несменяемость власти, тогда как собеседники, близкие к официальной власти Таджикистана, цитировали версию о том, что беспорядки были организованы третьими силами. Кроме того, на сайте «Радио Озоди» появился материал, в котором автор задался вопросом, какими могут быть последствия после ввода войск ОДКБ в Казахстан и вместе с экспертами пришёл к выводу, что ни к чему хорошему это не приведёт.
Раскладом ситуации в Казахстане делилось и онлайн-издание Your.tj. После того, как стало известно, что таджикистанские силы в составе ОДКБ также отправятся в соседнюю страну, на этом сайте появился обзор происходящего. Кроме того, журналисты Your.tj собрали в один материал самые популярные экспертные мнения из разных источников, рассказали о том, что собой представляют силы ОДКБ, а также подготовили сообщение о сбое в банковской системе Таджикистана из-за событий в Казахстане.
О событиях в Казахстане говорили и государственные СМИ Таджикистана. Более того, о беспорядках рассказали даже в новостях государственных телеканалов, которые, как правило, игнорируют происшествия у ближайших соседей, предпочитая рассказывать о событиях в Африке.
Национальное информационное агентство «Ховар» со ссылкой на российские СМИ принялось рассказывать о Казахстане 5 января, затем цитировало Касым-Жомарта Токаева и его обращение к ОДКБ, передавало сообщения о телефонных переговорах президента Таджикистана Эмомали Рахмона со своим казахстанским коллегой, а также с президентами других государств, входящих в состав Организации Договора.
«Sputnik Таджикистан» в основном публиковал только новостной контент, касающийся участия республики в силах ОДКБ, и сообщал о переговорах президента Таджикистана Рахмона и президента Армении Николы Пашиняна, в которых они решали, «как помочь Казахстану». В выходные дни на сайте издания появился текст под заголовком: «Таджики могли участвовать в беспорядках в Казахстане», в котором журналисты рассказали про задержанного кыргызстанца, рассказавшего, что беспорядки вместе с ним готовили и граждане Таджикистана. О том, что в Кыргызстане в этом задержанном узнали джазового музыканта, отправившегося накануне в Алматы на концерт, «Spuntik Таджикистан» не сообщил.
Узбекистан
Важная ремарка: большинство упомянутых в этой части СМИ юридически не могут считаться узбекскими. Речь лишь о том, что их контент посвящён Узбекистану.
В отличие от своих таджикских коллег, «Sputnik Узбекистан» не только следил за новостями, но и анализировал ситуацию — например, с помощью местных экспертов рассказывал о том, чем грозят всему региону события в Казахстане. Эксперты называли участников беспорядков «радикально настроенными силами» и говорили, что «вероятна массированная дестабилизация всего региона Центральной Азии». Кроме того, и «Sputnik Узбекистан», и другие издания в этой стране обращали внимание на то, что происходит на узбекско-казахской границе.
Журналисты «Радио Озодлик» (узбекский офис «Радио Свобода») начали освещение ситуации в Казахстане с сообщения об отмене регулярных авиарейсов по маршруту Ташкент-Алматы-Ташкент, затем передали новость о телефонном разговоре президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с Касым-Жомартом Токаевым, а позже обеспокоились влиянием беспорядков, происходящих в Казахстане, на экономику в Узбекистане. По мнению респондентов издания, узбекский бизнес тесно связан с казахстанским, и негативного влияния произошедшего вряд ли удастся избежать. Кроме того, в тексте отмечено, что президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, который находился в отпуске во время произошедшего в Казахстане, дал распоряжение не повышать цены на продукты первой необходимости в своей стране во избежание повторения того, что случилось у соседей.
Вопросом о влиянии событий в Казахстане на экономику Узбекистана задалось и онлайн-издание Gazeta.uz, в своём материале журналисты дают подробную информацию о том, как устроены торгово-экономические отношения между двумя странами, и говорят о том, что уже меняется на рынке.
Очень активно за событиями в Казахстане следило и международное издание «Фергана», которое зарегистрировано в России, но специализируется на новостях из Центральной Азии. Журналисты рассказывали о главных событиях в соседней стране, пытались давать объяснения происходящему. 7 января за авторством главного редактора Даниила Кислова здесь вышел материал под заголовком «Террористический транзит», в котором автор рассказывает о причинах наступившего в Казахстане хаоса. По его мнению, причинами стали не протесты, начавшиеся на западе страны, а отчаянная борьба за власть между кланами, точнее — между племянниками экс-президента Нурсултана Назарбаева и действующей властью.
На медиарынке Таджикистана в прошлом году ещё громче обсуждали гендерную повестку; вернее, аудитория стала обращать внимание на то, как эти болезненные и актуальные темы освещают СМИ. Не всегда журналисты оказывались достаточно чувствительны при диалоге с аудиторией, однако говорили медиа о гендерных проблемах регулярно.
Что ещё стало актуальным для медиарынка в Таджикистане — в нашем материале.
Гендерная повестка
Вообще о гендерных проблемах начали говорить буквально несколько лет назад. Например, о том, что каждой женщине в стране известно о харассменте со стороны посторонних мужчин, журналисты стали писать всего лишь в 2018-м. Естественно, пока в контенте местных журналистов, в том числе и журналистов из авторитетных международных изданий присутствуют перекосы, но на них уже обращают внимание.
Например, когда во время кампании «16 дней против гендерного насилия» популярное издание «Азия-Плюс» процитировало психолога и блогера Нигину Мамаджанову, которая сказала, что «источником домашнего насилия являются сами женщины» поднялся скандал, на который журналисты издания были вынуждены реагировать хотя бы и в комментариях под постом с этой цитатой.
Впрочем, эта цитата оказалась «цветочком» по сравнению к тем, что говорят на тему домашнего насилия в других изданиях. Например, респонденты онлайн-СМИ «Оила» вообще открыто признаются в том, что бьют своих жён. Слово мужчинам, которые бьют женщин, даёт и «Радио Озоди». То же самое делают и другие СМИ.
Например, проблему многоженства — уголовно наказуемое явление — журналисты часто описывают, выбирая игривый, шутливый тон.
В интервью изданию «Sputnik Таджикистан» россиянка, которая вышла замуж за таджика, рассказывала, как она будет участвовать в выборе второй жены для своего супруга. Многожёнство, несмотря на его запреты, представлялось здесь как абсолютная норма. Об этом журналисты сообщили прямо в заголовке материала: «Российская телеведущая о браке с таджиком: вторую жену выберем вместе». О том, что многоженство допустимо и даже может принести счастье большой семье, писала в прошлом году и медиагруппа «Азия-Плюс». Героиня материала этого издания признавалась: «У меня четверо детей, у неё (второй жены — прим. ред. ) двое детей, и они зовут нас старшая мама и младшая мама. Мы очень счастливы, и муж тоже доволен».
В конце года другой муж, который тоже решил поиграть в многожёнца, счастливую семью построить не смог. Первая жена избила вторую, от чего 32-летняя женщина, три месяца пролежав в коме, скончалась, так и не придя в сознание. Виновница её смерти получила 11 лет лишения свободы, муж — восемь. Когда вся эта история ещё не дошла до такого трагического финала, журналисты, освещая её, в упор не замечали причины произошедшего. Они не называли пострадавшую женщину второй женой, не напоминали своей аудитории о том, что многожёнство для Таджикистана за последние годы превратилось в очень серьёзную социальную проблему. «Новый репортёр» обращал на это внимание. Чуть позже о проблеме многожёнства с попыткой объяснить его причины и рассказать о тяжёлых последствиях всё-таки заговорила медиагруппа «Азия-Плюс».
Кстати, в прошлом году аудитория обращала внимание не только на то, как женщины преподносятся в СМИ, но и на то, как журналисты рассказывают и показывают несовершеннолетних детей. Летом одно из самых массовых онлайн-изданий в Таджикистане — «Оила» — выпустило сюжет о 10-летнем мальчике, который пережил изнасилование. Эту историю перед камерой в подробностях рассказывают сам ребёнок и его мама. Журналисты считают, что таким образом они помогают жертвам добиться справедливости. Аудитория «Оилы» обрушилась на редакцию с гневной критикой.
Документальные фильмы на государственных телеканалах
Тренд государственных телеканалов Таджикистана рассказывать о чём-то с помощью контента, закамуфлированного под документальное кино, к сожалению, наблюдался и в 2021 году. Происходит это так: по всем государственным телеканалам, зачастую включая и детские, вдруг начинается показ одного и того же фильма, главными героями которого, как правило, становятся враги всего таджикского народа, желающие гибели стране и пьющие кровь младенцев по ночам. Этот контент показывают не только в эфире госканалов, его демонстрируют и на широком экране перед большой аудиторией в различных госучреждениях, в том числе в университетах и школах.
Героями становятся представители духовенства, беглые оппозиционеры или ситуативные персонажи, которые по каким-либо причинам не угодили властям.
Например, в начале 2021 года на всех государственных телеканалов вышла картина «Бешарафи» («Бесчестие» — тадж.), героями которой стали два представителя таджикской оппозиции, базирующейся в Европе. Первый герой — отец, второй — сын, обоим в фильме приписали пристрастия к зоофилии и принадлежность к ЛГБТИ-сообществу.
«Один из видов психопатии — это однополые связи. Однополые отношения появляются в сознании больного, больной сначала с этим борется, но потом со временем эти чувства полностью овладевают больным, и он больше не может контролировать свои поступки», — комментировали поведение героя эксперты-психологи в этом фильме.
Свой второй «шедевр» государственные телеканалы выпустили к концу года, после того, как в Горно-Бадахшанской автономной области прошли митинги, вызванные смертью одного из жителей региона, погибшего при задержании милицией. Фильм получился похожим на расширенный отчёт правоохранительных органов о проделанной расследовательской работе, в нём были приведены фамилии «преступников», хотя решение суда ещё не было вынесено, их приглашали сотрудничать со следствием, чтобы облегчить свою участь.
Кроме того, авторы картины вставили отрывок интервью с дальнобойщиком из Куляба, пострадавшим от перекрытия дорог в Хороге.
«Это разве по-мужски? Народ Памира, не совершайте подобных поступков, ведь вы тоже проезжаете через Куляб! Мы тоже можем ожидать вас у АвтоВАЗа и отбирать ваши вещи, мучить вас», — возмущался водитель.
Ожидаемая реакция жителей Куляба последовала через два дня после того, как фильм вышел в эфир госканала. Очевидцы сообщили редакции «Азия-Плюс», что 20 молодых людей останавливали машины с номерами ГБАО на выезде из Куляба и угрожали водителям и их пассажирам расправой.
Авторское кино
Более приятным трендом в прошлом году стало авторское кино. Молодые режиссёры, иногда даже начинающие, снимали классные картины, в которых рассказывали о событиях и людях, важных для страны. Например, летом прошлого года режиссёр Аниса Сабири выпустила фильм «Ритмы утраченного времени» (Rhythms of Lost Time), над которым работала аж с 2018 года. После его душанбинской премьеры даже далёкой от кинематографа публике стало понятно, что произошло что-то очень важное. В своей картине Аниса рассказала про Маддо — ритуальную музыку, под которую горные таджики хоронят своих близких. Она ни на что не похожа, и её не все знают даже в самом Таджикистане. Эти ритмы остались только очень высоко в горах, где чаще бывают иностранные туристы, чем таджики из городов, и куда в поисках забытых традиций отправилась съёмочная группа Анисы Сабири несколько лет назад. Итогом их путешествия и стал документальный фильм «Ритмы утраченного времени». Фактически в этой работе запечатлены исчезающие традиции таджикского народа, которые могут просто не дожить до следующего поколения.
Такую же тёплую реакцию аудитории вызвал и фильм «Ман»
(«Я» — тадж.), который снял режиссёр Хамро Розиков, приехавший в Таджикистан из США и застрявший здесь во время пандемии. Это картина про актёра театра и кино Хошима Гадо, по которому когда-то сходил с ума весь Советский Союз, а теперь его не всегда узнают на улицах собственного города. Весь фильм состоит из семи дней, которые режиссёр проводит с Хошимом Гадо. Они вместе приходят в театр Лохути, где актёр сыграл более сотни ролей, вместе едут на малую родину героя, где он не был 30 лет. В фильме полно юмора и драмы, которые зрители тотчас признали и пережили вместе с героями. Картины пока нет в открытом доступе, но её очень живо обсуждают.
Аудитория в Таджикистане очень благодарная и с удовольствием принимает локальный контент. Ведь государственные телеканалы, которые всё ещё держат охваты, и почти единственные в стране СМИ, которые имеют стабильные бюджеты, не отвечают на вопросы жителей страны, а всего несколько независимых медиа — не успевают из-за весьма ограниченных ресурсов. Впрочем, несмотря на все сложности медиарынка Таджикистана, в прошлом году были темы для обсуждения и далеко не всегда контент-производители заслуживали критику.
Общественное объединение «Казахстанская Медиасеть/KazMediaNetwork» подводит итоги уходящего 2021 года.
Ровно год назад была завершена работа по созданию Базовых принципов медиа и Положения об органе саморегулирования СМИ. Документ носит рекомендательный характер, позволяет аудитории провести чёткий водораздел между качественной и жёлтой прессой и предотвратить этические нарушения. В работе принимали участие известные медиаперсоны, лидеры общественного мнения, главные редакторы и журналисты.
В обсуждении Базовых принципов работы медиа приняли участие сотрудники республиканских и региональных медиа, активно отозвалось сообщество преподавателей журналистики факультетов и кафедр журналистики университетов Казахстана. Студенты активно принимали участие в онлайн-конференциях, говорили о необходимости понятных и современных этических правил для того, чтобы журналистика стала качественнее. В конкурсе медиаэссе на тему «Медиаэтика» приняли участие свыше шестидесяти студентов из вузов Казахстана и России.
За один год Базовые принципы медиа (разработаны под редакцией известного лидера мнений в медиасообществе, члена НСОД при президенте РК, ныне покойного нашего коллеги Михаила Дорофеева) поддержали 473 представителя медиасообщества, в том числе журналисты, редакторы, фрилансеры, медиаэксперты.
Новым шагом в развитии стало создание в 2021 году Общественного комитета по саморегулированию. В мире это распространённая практика — члены таких советов или комиссий регулируют вопросы, связанные с жалобами на СМИ в связи с нарушениями медиаэтики, не доводя дела до судебных разбирательств. Юридической силы решения не имеют — это площадка для медиации, где обе стороны могут высказаться и получить совет от экспертов. Инициатором создания Общественного комитета в Казахстане выступило медиасообщество страны. Выдвижение кандидатур и выборы первого состава комитета прошли прозрачно в онлайн-режиме, в выборах приняли участие 254 представителя медиасообщества, а также несколько представителей других сфер. Первые заседания Общественного комитета прошли в период широких обсуждений вопросов освещения тем насилия и суицидов. Наши эксперты дали свои рекомендации, которые опубликованы на нашем сайте.
Kazakhstan Media Network провела серию вебинаров, посвящённых медиаэтике. Их участники познакомились с зарубежным опытом саморегулирования работы медиа (в Японии, Кыргызстане, Украине, России, Литве).
Очень актуальна проблема освещения самоубийств. В Казахстане эта тема не регламентируется законом. Каждая редакция делает материалы, руководствуясь собственными представлениями об этике. Нарушения этических принципов при освещении тем, касающихся прав жертв насильственных действий, а также при освещении суицидов стали одной из самых острых тем на заседаниях Общественного комитета. Было решено провести для казахстанского медиасообщества встречи с экспертами — Гражиной Раманаускайте, омбудсменом по этике журналистов Литвы, и Светланой Богатырёвой, магистром психологии, исполнительным директором фонда Just Support (Казахстан).
На следующий год запланированы обучающие тренинги по медиаэтике для разных аудиторий — от студентов до уже работающих журналистов, преподавателей кафедр журналистики и сотрудников пресс-служб. Формат (офлайн или онлайн) будет зависеть от эпидемиологической ситуации в стране.
Вы всегда можете ознакомиться и поддержать Базовые принципы медиа на сайте по этой ссылке или можете подать обращение по нарушениям этических принципов, заполнив простую форму по другой ссылке. Контакты: руководитель проекта Ольга Настюкова +7 707 700 0439, исполнительный директор Бактыгуль Бурбаева +7 777 213 13 67; e-mail: media.principles.kz@gmail.com.
В последнее время на казахстанском ТВ активно растёт количество разнообразных телесериалов отечественного производства. Местные производители упорно пытаются вытеснить зарубежные шоу, которые заполонили экраны и умы наших соотечественников.
Медиакритик «Нового репортёра» Назира Даримбет представляет топ-10* казахстанских сериалов, которые показывали на телеканалах в период с сентября по декабрь 2021-го.
В топ-100 сериалов за анализируемый период входят лишь пять шоу казахстанского производства. Несмотря на то, что основная масса снимается на казахском языке, самым рейтинговым оказался комедийный сериал «Патруль» на русском. Он выходит на канале НТК, но лидеры по количеству представленных сериалов — телеканалы QAZAQSTAN и КТК.
1. Комедийный сериал о буднях полицейских «Патруль» идёт на канале НТК с понедельника по четверг, в прайм-тайм, в 20.00 часов (1,95**).
«Кто такие полицейские? Кто-то говорит, что они ленивые бездельники, а кто-то заявляет, что полицейские сами нарушают закон. Но на самом деле они занимаются важным делом — защитой мирных граждан от преступников! Серик и Берик патрулируют целый район, и эта работа приносит им удовольствие! А когда есть любимая работа… можно и пообедать подольше!» — гласит описание сериала на сайте телеканала.
Незатейливые истории о буднях патрульной полиции, которые авторы шоу постарались показать максимально приближенными к действительности, начали показывать ещё с 2015 года. Здесь есть всё, что в принципе казахстанцы знают о полиции: суровые начальники, сотрудники-взяточники, «тупые» полицейские и другое. Хотя сериал снят на русском языке, не обошлось без вкрапления фраз на казахском. Сложно сказать, почему зритель так полюбил это телепроизведение, что оно оказалось на вершине рейтинга. Возможно, потому, что тема эта всегда актуальна. И, скорее всего, будет ещё долго таковой, сейчас идёт уже шестой сезон. В каждом — 20 серий.
2. Телесериал «Ақжауын» на канале QAZAQSTAN транслировался с 10 октября по 15 ноября в 21.30 (1,7**) с понедельника по пятницу. Продолжительность каждой серии — один час. В 23 сериях мелодрамы зрители могли наблюдать за историей любви молодого бизнесмена и девушки-экоактивистки. Их лав стори начинается с противостояния, так как изначально они были по разные стороны баррикад. Строительство нового отеля в одном из урочищ Алматы (история напоминает события с Кок Жайлау) встречает сопротивление экоактивистов, у молодых людей разные ценности, но в итоге они проявляют симпатию друг к другу.
После неудачной презентации девушка-активистка теряет работу и по иронии судьбы оказывается в компании бизнесмена, намеревающегося строить отель в горах. И почему-то на позиции сотрудника отдела по связям с общественностью. А всё благодаря подруге, парень которой занимает должность заместителя в той же компании, что хочет строить отель.
В целом сериал выглядит слишком гламурно — сплошь красивые и высокие, словно модели, сотрудницы, ухоженные мужчины, живущие в элитных квартирах, сын крутого агашки, играючи занимающийся бизнесом, и так далее. На мой взгляд, сериалу не хватает жизненности. Уж слишком всё гладко и красиво. Но, видимо, иногда казахстанскому зрителю не хватает этой самой «дольче вита» — возможно, поэтому сериал оказался на второй позиции рейтинга.
3. Сериал «Күйеу бала» («Зять») на QAZAQSTAN (1,67**) идёт с 16 ноября
в 21.30. Он из разряда «аульных» сериалов, коих сейчас немало на отечественном ТВ.
Мелодрама погружает зрителя в сельскую жизнь казахстанской глубинки и рассказывает о приключениях молодого мужчины, бывшего тамады, который теперь живёт в родном ауле своей молодой супруги и работает водителем.
В сериале действие происходит во время пандемийного карантина — опустевшие рестораны, оставшиеся без заработка представители той-бизнеса, в том числе главный герой.
С одной стороны, современность, а с другой — будто авторы мелодрамы пытались напомнить о национальных традициях — негоже зятю жить у родственников жены. Но, тем менее, не одного, а целых двух зятьёв по сюжету приютил этот аул, а родственники жён героев постоянно пытаются им напоминать, кто в доме хозяин. Зять воспринимается как мальчик на побегушках: его уважают, но своеобразно.
Что касается реальности, то почему-то все аулы в подобных сериалах уж больно аккуратные — у подножия гор, с красивой природой, сельчане как на подбор — ухоженные и весёлые. Здесь вы не увидите депрессивные пейзажи, покосившиеся дома, улицы без асфальта, озабоченных тяжёлым бытом людей — сплошь позитив. Возможно, такие сериалы содержат посыл «как сегодня на селе жить хорошо».
4. Сериал «Келінжан» на телеканале «Хабар», который шёл с 6 по 17 сентября (1,23**) в будние дни в 21.30, похож на предыдущий. Но тут уже речь идёт о невестках одной сельской семьи.
Трое сыновей с жёнами сначала живут в одном доме, потом старший отделяется. Ежедневный быт с традиционным поведением строгой казахской свекровки и трёх снох привлекает зрителей похожестью на их собственный.
Этот сериал так же, как и вышеупомянутый, украшает актриса Дарига Бадыкова, уж очень она хорошо и естественно играет роли и снохи, и дочери. Но и в этой мелодраме опять проскальзывает тот же неприкрытый гламур — пожилая глава семейства, оставшаяся без мужа, — с идеальными бровями; невестки, замученные домашними хлопотами, — с профессиональным макияжем.
5. Лидер по количеству сериалов телеканал QAZAQSTAN показывал также «Замандастар» (1,2**). 100-серийная история одноклассников — пожалуй, рекордная по количеству серий если не среди всех отечественных сериалов, то в этом рейтинге точно. Действие в мелодраме начинается в советские времена — судя по всему, в конце 70-х-начале 80-х годов прошлого столетия. И заканчивается уже в наши дни. Создатели шоу постарались максимально правдиво показать и начинающийся кризис советского периода, и суровые 90-е, и «благодать нулевых».
«Мыло» с претензией на серьёзную, качественную картинку, видимо, поэтому и нашло отклик в сердцах зрителей. В сериале есть как бы линия преемственности поколений, поэтому он заинтересовал и более зрелую аудиторию, и молодых, которым было интересно узнать, что было раньше.
6. Ещё один сериал телеканала QAZAQSTAN — «Самалмен сырласу» — прошёл с 13 сентября по 8 октября (1,16**). Мелодрама демонстрировалась каждый будний вечер в 21.30.
Жизнь вполне благополучной семьи главной героини сериала Самал резко меняется после загадочной смерти мужа. Она ищет виновных и справедливости. А до этого всё было лучше некуда: муж — высокопоставленный чиновник, она — успешная бизнесвумен, сын-оболтус, которому подарили ночной клуб.
Хотя некоторые сцены в сериале выглядели до безобразия банальными и примитивными, прослеживается некая отсылка в наши реалии, но в то же время присутствует какая-то неестественность. К примеру, подруги главной героини, предлагающие просто так взять и слетать на Мальдивы «на неделе». Предложение звучало как «сходить в баню». Другой пример: Самал открывает новый салон красоты, и для этого ей обязательно нужен оркестр. И все герои фильма непременно живут в коттеджах с прислугой.
7.«Таншолпан», идущий на телеканале QAZAQSTAN с 29 ноября (0,88**), — плохая калька с известного американского Morning show («Утреннее шоу»). Здесь рассказывается о рабочих буднях утренней программы, реально существующей на канале. Присутствуют все узнаваемые лейблы телекомпании и прочие атрибуты.
Интриги, зависть коллег, журналистские штучки и так далее. Но нет главного — драйва, который есть в Morning show. И это несмотря на вроде лихо закручивающийся сюжет — молодой человек в погоне за хард-диском случайно попадает на телеканал, становится его сотрудником.
Роль продюсера программы в исполнении актрисы Гулназ Жолановой слишком «причёсана» — дива изображает из себя сурового профессионала. Хотя, ради справедливости, нужно сказать, что по сравнению с другими сериалами игра актёров в роли журналистов выглядит более убедительно.
8. Конкурирующий с национальным телеканалом по части сериалов КТК показал с 15 по 24 ноября «Бақыт жолында» («Путь к счастью»). Сериал шёл в будни на казахском языке, но с русскими субтитрами (0,85**).
«Мелодрама «Бақыт жолында» — это история дружбы трёх девушек-студенток. Они абсолютно разные, но каждая мечтает об одном — стать счастливой», — говорится в описании сериала.
К этому мало что можно добавить, кроме того, что в сериале есть тема журналистики. Поклонник одной из героинь — журналист, а она сама просится на стажировку на телеканал к ведущей Дине Тулепберген, и это камео.
Впоследствии судьбы девушек складываются по-разному. В сериале явно прослеживаются линии из «Москва слезам не верит». Одна из подруг — «книжный червь», у другой — муж-пьяница, ну и так далее.
https://www.youtube.com/watch?v=2LuKB0xtVTc
9. На смену предыдущему сериалу на КТК пришла «Доктор Лейла», её канал также показывает с русскими субтитрами с 25 ноября по будням (0,81**).
Главная героиня — молодой специалист больницы, доктор Лейла с детства мечтает стать хирургом. Она влюбляется в своего пациента, молодого мажора, ставшего виновником автокатастрофы. Два года назад у девушки в ДТП погибла мама. А её пациент благодаря деньгам и связям ушёл от ответственности. Узнав страшную тайну своего пациента, доктор Лейла оказывается перед сложным выбором.
И снова. Скромный врач, молодой специалист, живёт в красивой элитной квартире, а её пациент — сын богатого папочки, естественно, в огромном коттедже с садом и прочим. Зритель может наслаждаться пусть не правдивым сюжетом и хорошей игрой актёров, зато чужой красивой жизнью с тремя авто в гаражах или дизайнерским интерьером городской квартиры.
10. Сериал «Шын жүректен» («От всего сердца») на телеканале КТК показали в начале ноября (0,49**). В нём тоже затрагивается тема журналистики. Студенты журфака поневоле становятся волонтёрами. Изначально получив наказание в виде исправительных работ — уборки на территории университета (КазНУ), — ребята втягиваются и находят волонтёрство полезным для общества делом.
Как и положено в студенческой среде, здесь есть свои отличники и активисты, двоечники и прогульщики, любовь и другие страсти.
Новые казахстанские сериалы в целом воодушевляют: есть надежда, что когда-нибудь она станут популярнее, чем российские полицейские детективы или индийские и турецкие мелодрамы. Но когда наступит это светлое будущее, сейчас сказать сложно.
* Здесь и далее использованы данные выборки, подготовленной International Media Service на основе телевизионных измерений Kantar. ** Рейтинг — потенциальная аудитория программы, выраженная в процентах от общего числа жителей страны, имеющих телевизор. Имеет принципиальное значение для рекламодателей.
Близится к завершению 2021 год, трудный, непростой, с большими потерями и меньшими приобретениями. Время итогов. Как их подводили и как об этом рассказали, посмотрела медиакритик Алия Нагорнюк.
Сюжеты итогов кем бы то ни было и по какому-то ни было поводу стали в новостном контенте лишь перечислением «великих» достижений в исключительно позитивном ключе. Хотя по определению такие материалы предполагают сравнительный анализ (планы и обязательства в начале года — их выполнение в конце; показатели прошлого года — показатели уходящего и т. д.).
Особое место в этой тематической рубрике занимают отчёты акимов. И зритель вправе рассчитывать пусть не на аналитический обзор, но хотя бы на добросовестное перечисление: что сделано, а что нет.
Скучно, господа!
На «Информбюро», рассказывая о предварительных итогах развития Алматы, предпочли «зайти» с медицинской службы, привязав материал почему-то к омикрону.
«Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев сегодня подвёл предварительные итоги года», — первое предложение сюжета. Казалось бы, далее совершенно логичен рассказ об этих самых итогах. Но следом: «Одной из самых злободневных тем (чего? итогов?) стала, конечно, угроза нового штамма омикрон».
Далее следуют два синхрона акима встык, что профессионализма журналисту не прибавляет, конечно. Речь акима изобилует цифрами — для отчётной речи извинительно, если не естественно, но дальнейший АВТОРСКИЙ текст — просто данные статбюро.
«Построены три государственных сада на 360 мест и более 40 частных, которые примут более четырёх с половиной тысяч детей. Таким образом, детсадами охватят почти 90 % малышей. Также строятся восемь школ, три из которых планируют сдать уже к концу этого года. Отметил Бакытжан Сагинтаев и успехи малого бизнеса: объёмы кредитования выросли почти в полтора раза, в сфере МСБ создано 55 тысяч новых рабочих мест, а средняя зарплата выросла на 20 %».
Да-а-а… Скука смертная.
Хорошо бы увидеть и услышать, к примеру, алматинцев, для которых всё это открывается, возводится, строится… Сами поленились сделать сравнительный анализ (или времени не было), чего проще — позовите эксперта. Сюжет-то всё равно никакой. В подтверждение абсолютно нелогичное последнее предложение: «Главная цель — попасть в сотню лучших городов мира». Между этим завершающим аккордом и всем тем, что было ДО, должна быть связь, а не логический провал длиною в год. Тогда за основу сюжета можно было взять критерии оценки этих самых городов, если уж озвучили цель усилий горожан.
Это:
доступность товаров,
безопасность жизни,
уровень образования и здравоохранения,
культурная и экологическая привлекательность,
эффективность инфраструктуры.
Вот вам и структура сюжета.
«Какие ещё перемены ждут жителей мегаполиса, расскажут мои коллеги», — уверенно заявила в предсюжетном тексте ведущая, но… коллеги не рассказали. И вообще сомнительное заявление в сюжете о брифинге об ИТОГАХ года. Чтобы написать или дописать подводку к материалу, иногда полезно прочесть текст журналиста.
Зависимость независимого телеканала
«Итоговой» лихорадкой охвачена вся страна. И это не только акиматы крупных городов, но и, к примеру, различные подразделения областных или городских администраций.
Отчёты (одно только слово навевает скуку), конечно, диктуют свою лексику и манеру изложения вообще. Но первый независимый канал Актюбинской области РИКА впал в абсолютную зависимость от пресс-релизно-канцелярских словесных форм. Такое ощущение, что журналисты числятся в штате департамента по связям с общественностью и без устали черпают художественные средства «выразительности» на специальных курсах по омертвению языка.
«Основными направлениями деятельности управления являются государственное регулирование в области лесного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, водного хозяйства и окружающей среды. В сфере лесного хозяйства площадь питомников в этом году увеличена на 117 га, посевные части полностью охвачены системой капельного орошения, в лесных питомниках насчитывается 11 млн саженцев. Урожайность деревьев составила 80 %». И о какой урожайности речь? Ведь на природных территориях произрастают дикорастущие деревья. Шишки, что ли, считали? Или плодовые высадили? Уж поясните.
«В сфере улучшения состояния окружающей среды в текущем году завершено строительство полигонов в Мартукском, Кобдинском, Карауылкелдинском районах». Каких, извините, полигонов? Расскажите (или покажите), ведь зритель не сведущ, как вы. И не лучше ли сказать: «Чтобы улучшить окружающую среду…»
«На сегодняшний день выдано 325 разрешений на пользование животным миром, поступления в бюджет составили 6,8 млн тенге». А кто и как этот животный мир «пользует»?
«По состоянию на 2021 год в области имеется 53 охотничьих угодья, из них 28 охотничьих угодий закреплены за природопользователями…» Что это означает для обычного зрителя, вашего «пользователя», кстати? «…25 охотничьих угодий находятся в Резервном фонде». Что за фонд? Это то, что не раздали?
Такая подача абы как или слизывание пресс-релизов сводят на нет информативную функцию новостей, оказывают медвежью услугу тем, о ком в подобных сюжетах рассказывается. Режиссёры и журналисты создали здесь особый жанр (вслед за живописью, видимо) — портретное видео. Всё бы ничего, да весь, с позволения сказать, сюжет закрыт одной картинкой — говорящим чиновником. А где же тот самый лесной и животный мир?
Всегда ли краткость — сестра таланта?
На осведомлённость зрителя рассчитывают и журналисты КТК. Здесь не балуют развёрнутыми материалами обо отчётах чиновников, и правильно в общем-то — такие формы не отвечают стилистике новостей канала. Да и отчёт министра перед президентом — не тот случай. Но с краткостью, несмотря на расхожее мнение классика, переборщили — не назвали даже, какое именно министерство отчитывается. Первое предложение: «Касым-Жомарту Токаеву представили отчёт об итогах работы министерства за текущий год, а также о реализации поручений в рамках Послания». По контексту догадаться можно, да и по фамилии министра.
Но, учитывая довольно частые кадровые перестановки (вот и министр Шапкенов на посту не более года), не грех бы назвать Министерство труда и социальной защиты населения, тем более что оно «профильное» для канала, позиционирующего себя народным.
Отчёты чиновников, а вслед за ними и многочисленные брифинги, проходят гораздо чаще, чем раз в году — перед Новым годом, к этому руководителей разных уровней обязывает закон. Задача же журналиста — объективно передать суть события, и в данном случае это не зеркальное отображение статистических данных и других показателей, а рассказ о том, как от этого лучше (или хуже) стало простому человеку.
Сейчас практикуется прямое включение отчётов акимов на информационной площадке Службы информационных коммуникаций.
Форма вполне отработанная и соответствует своему содержанию и задачам.
И именно к такого рода отчётам сейчас приближены материалы (большие и маленькие, развёрнутые и краткие, с разнообразным видео или просто картинкой-портретом) новостного контента.
В начале года нас ждут годовые отчёты акиматов и министерств. Посмотрим…