Домой Блог Страница 10

Объявлены победители MediaCAMP Award 2023

2 июля в Алматы наградили победителей пятого регионального конкурса для журналистов и медиаспециалистов Центральной Азии MediaCAMP Award 2023. Конкурс прошёл в рамках завершающего медиафестиваля, который Internews при поддержке USAID проводит с 2019 года.

В этом году на MediaCAMP Award было подано 652 заявки. Из Узбекистана — 168 заявок, из Кыргызстана было получено 113, из Таджикистана — 109 и 39 заявок из Туркменистана. Из Казахстана традиционно поступило больше всего анкет — 223 журналиста отправили свои работы, чтобы побороться с коллегами из других стран за призовые места в одной из номинаций:

«Время молодых», «Время понять», «Время побеждать», «Время созидать», «Тема года. Время и деньги».

Материалы в этих категориях выбирает жюри. Сначала работают национальные комиссии, в которые Internews в каждой из ЦА-республик приглашает известных специалистов, имеющих опыт работы в СМИ и разбирающихся в производстве контента. Национальные комиссии отбирают своих финалистов — не больше трёх в каждой номинации. Затем полный список финалистов передаётся на рассмотрение региональному жюри, куда входят представители каждой из пяти стран. И уже они выбирают победителей конкурса. Финалисты приглашаются на MediaCAMP Fest — для участия в сессиях и мастер-классах, а также для награждения. В этот раз в конкурсе было 70 финалистов из пяти стран.

Также в этом году впервые вручали Премию имени Мананы Асламазян (известнейшая в мире медиаэксперт, лауреат двух премий ТЭФИ и постоянный председатель регионального жюри MediaCAMP Award, трагически погибла в августе 2022 года).

Это гран-при фестиваля. Механизм его вручения таков. Национальные комиссии номинировали две самые сильные работы из списка финалистов от своей страны. Таким образом сформировался лист из 10 материалов от пяти ЦА-республик. Его рассмотрело специально созванное жюри из больших медиапрофессионалов и друзей Мананы, которые знают её, разделяют её мировоззрение и знакомы с её профессиональными взглядами.

После тщательного рассмотрения множества работ на всех этих этапах победители конкурса MediaCAMP Award 2023 наконец объявлены!

Номинация «Время молодых»

Жюри внимательно изучило работы в номинации «Время молодых», но среди представленных материалов, по их мнению, не было такой, которая бы полностью соответствовала первому месту. Поэтому в этой категории присуждены только третье и второе места:

3 МЕСТО: Узбекистан — Зиёда Рамазонова, «Китоб қандай тайёрланади?»

2 МЕСТО: Кыргызстан — Рахатай Абдимиталипкызы, «Что произойдёт с элитными домами в Кыргызстане в случае землетрясения? Мнения экспертов»

Номинация «Время понять»

Номинация «Время побеждать»

3 МЕСТО: Казахстан — Динмухаммед Каликулов, «Симптомы и признаки аутизма. Аутизм в Казахстане. Почему особенных детей становится больше?»

2 МЕСТО: Казахстан — Жанат Тукпиев, «У войны не женское лицо»

1 МЕСТО: Узбекистан — Барно Икрамова, «Ради благого дела»

Номинация «Время созидать»

3 МЕСТО: Кыргызстан — Айбике Адилеткызы, Бекболсун Кайыпов, Айжамал Туголбайкызы, «Жаштарга тил үйрөтүп, ааламга жол ачкан Разак»

2 МЕСТО: Казахстан — Евгения Вологодская, «Расточительная орлица Сарыгуль», или Зачем учёные собирают деньги на GPS-передатчики степным орлам»

1 МЕСТО: Таджикистан — Алия Хамидуллина, «Шведская таджичка в Африке». Как любовь к детям сделала нашу соотечественницу известной»

Номинация «Тема года. Время и деньги»

3 МЕСТО: Казахстан — Ардак Букеева, Лаура Сулейменова, «Как казахстанский экспорт нефти оказался в одной корзине»

2 МЕСТО: Кыргызстан — Мария Пак, «Все яйца в одной корзине. Откуда Кыргызстан получает иностранную валюту?»

1 МЕСТО: Казахстан — Артур Жумабаев, Оксана Ставнийчук, Ануар Нуртазин «Рикошет: как санкции против России привели к росту цен в Казахстане»

Премия имени Мананы Асламазян

Премия имени Мананы Асламазян, которую Internews считает гран-при конкурса этого года, присуждена журналисту из Казахстана Данияру Молдабекову за материал «Сюрреализация сознания». Медиапрофессионалы из разных стран, которые вошли в жюри премии, выбирая эту работу, отметили:

«Это серьёзное журналистское расследование, которое очень важно для сегодняшнего общества. Потому что имитация культурной работы происходит везде. Здесь имитация на высоком уровне и расследование на высоком уровне. У Данияра высокий уровень журналистики».

В MediaCAMP Award есть ещё одна номинация, отдельная — это «Время крупным планом». Она — для фотографий, карикатур и других иллюстраций. В этой категории победителя выбирает не жюри, а аудитория. Из поданных во «Время крупным планом» заявок после техотбора Internews опубликовал на сайте MediaCAMP Fest 36 работ. Голосование шло до 25 июня. Все материалы суммарно получили 5075 голосов.

Номинация «Время крупным планом»

Победителем стал Алихан Сариев из Казахстана. Его фото «Возраст любви» победило с огромным отрывом: набрало 2243 голоса, то есть практически половину от всех отданных голосов.

Конкурс и фестиваль MediaCAMP уже пятый год становятся площадкой для вдохновения, обсуждения трендов в журналистике и открытия новых талантов в Центральной Азии. Насколько это важно для медиа в регионе, показывает динамика в статистике конкурса. На MediaCAMP Award 2019 года было подано 470 заявок во все номинации из всех стран, в 2020-м мы получили 314 заявок, а в 2021 году — уже 690. Рекордным стал 2022-й — 823 заявки. В этом году на конкурс подали 652 заявки.

Член регионального жюри MediaCAMP Award-2023 от Казахстана Асия Акишева проанализировала ситуацию и работы за пять лет и дала такой отзыв:

«Наверное, я могу похвастаться тем, что являюсь одним из «старожилов» в жюри
(Асия была в составе отборочных комиссий все пять лет конкурса — прим.
 Internews). И за все эти годы лично я могла наблюдать не только за тем, как
живут наши страны и что происходит в наших странах (из материалов коллег),
но и за тем, как развиваются журналисты наших стран… К сожалению, за последние
пять лет мы наблюдаем и за тем, насколько ужесточилась государственная политика
относительно СМИ в наших странах.

Тем не менее, журналисты ЦА продолжают «держать оборону», преодолевают
различные тематические барьеры. Становится больше материалов о семейно-бытовом
насилии, о защите и поддержке женщин (это не могло не отразиться и на обществе
в целом, наши страны наконец созрели для принятия или ужесточение законов в этом
направлений). Появились более профессиональные суждения о таком явлении, как
трудовая миграция.

Cейчас можно наблюдать за тем, как журналисты пытаются научить людей быть более 
милосердными к домашним животным, к окружающей среде. Воспитание, просвещение — 
журналисты пытаются взять на себя и такого рода обязанности.

А ведь сегодня в работе самих журналистов достаточно много преград, и не только 
связанных со свободой слова. Зачастую журналистам приходится конкурировать на
рынке медиа с недобросовестными блогерами, бороться за лайки, поскольку 
руководство/собственник требует расширения аудитории, как можно больше 
репостов и т. д.

На мой взгляд, этот конкурс даёт возможность журналистам наших стран не только
 узнавать напрямую друг о друге, но и учиться друг у друга. Так же, как и нам — 
членам жюри. Лично я получила большое удовольствие, работая в составе комиссии».

MediaCAMP Fest и MediaCAMP Award стали возможными благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) и проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Internews несёт ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или правительства США.

В этом году генеральным партнёром фестиваля стал Kaspi.kz. Также фестиваль поддержали кафедра Медиа и Коммуникаций Университета KIMEP и Программный офис ОБСЕ в Душанбе.

«Россия тяжело больна. Миссия журналистов — вылечить её». Выступление Андрея Лошака на MediaCAMP Fest 2023

«Вы были битлз от журналистики», — так модератор Зарина Ахматова охарактеризовала работу Андрея Лошака и команды «Намедни» в середине и конце 90-х. Известный кинодокументалист открыл второй день MediaCAMPFest2023 и ответил на вопросы модератора и аудитории о том, что происходит в России, как он создавал фильм «Разрыв связи» и многие другие.

Мы собрали для вас самые интересные тезисы Андрея.

  • Физически бомбы летят в Украину, а разбомбило некоторым образом Россию. От журналистики там фактически ничего и никого не осталось. Первое, что сделала власть после начала войны, — запретила последние независимые издания в России. И журналисты дружно покинули страну — почти все, за редким исключением. Потому что работать там сложно, нужно соблюдать ряд условий, которые мне не подходят: например не называть войну войной. Поэтому я уехал.
  • «Разрыв связи» был создан в сотрудничестве с «Настоящим временем». Почему значительная часть россиян поддерживает этот кошмар? Это предмет серьёзных академических исследований, которые, возможно, уже идут. Как это было с немцами после Второй мировой войны. Мне самому интересно было поговорить с этими людьми, выяснить, почему они верят пропаганде. Но понял, что никаких аргументов особых у них нет, и их картину мира очень легко разрушить, задавая вопросы с подвохом. Но они не отказываются от идей, которые они разделяют, всё равно цепляются за эту веру, потому что принять то, что твоя страна — агрессор, убивает людей, очень сложно. Немцам в своё время тоже понадобились долгие годы переосмыслений.
  • Мы погрузились во внутреннюю повестку после 2014-го, но война — это уже другое. Находятся те, кто против войны, а те, кто поддерживает войну, не понимают, что случилось. «Фашисты», «восемь лет бомбили Донбасс», «естественная линия политики государства», «мы не начинаем войны, мы их заканчиваем». Весь этот набор бреда, который с телеканалов набросали. Для них ничего не изменилось за прошедшие со съёмок «Разрыва связи» полтора года, я слежу за судьбой героев. Это семь пар. Те, кто против, не стали за, а те, кто был за, не стали против.
  • Две пары в ужасных отношениях между собой, они до сих пор вместе: они не живут как муж с женой, но из-за квартирного вопроса они не разъехались. Это типичная история для российских семей. У людей уже всё закончилось, но они живут вместе. Матери не стали лучше понимать своих детей, сестра с братом — это, наверное, самая жёсткая история — он в России, она в Украине. На момент съёмок они в мессенджерах общались, теперь нет. Никакого сближения не происходит. Но так всегда бывает. Война — это такое событие: когда ты живёшь в стране конфликта, ты должен занять какую-то сторону.

  • «Лезть в политику не надо, всё это бесполезно». Выученная беспомощность, которая присуща россиянам, и не только людям из глубинки, но и преуспевающим жителя столицы. Я считаю, что это всё и привело к войне, и часть ответственность на этих людях тоже лежит. Остро стоит вопрос, с кем ты. Если ты вне политики, то значит, тебе ок с этим. У меня круг общения сузился. У всех так произошло.
  • Мой главный челлендж — перетащить на сторону разума как можно больше людей. Это для меня что-то из сказок, что происходит с россиянами: они как будто подвержены чёрной магии. Надо расколдовать этих россиян. Тем, кто остался, сложно что-то предпринимать. Пока всё-таки можно что-то доносить до россиян, пока YouTube работает, пока в принципе интернет доступен. Я считаю, что я должен это делать для россиян. А зачем мы тогда ещё? Рассказывать европейцам? Важно дотягиваться до российской аудитории. В комментариях большинство людей из России, которые говорят: у меня такая же ситуация, и я один. Так бывает, что целое общество сходит с ума; это, к сожалению, произошло с Россией. Но есть те, кто не подвергся этой магии, и наши миссия — поддерживать этих людей.
  • Почему так легко заколдовать людей? Российские пропагандисты научились это делать. Машины и телефоны не научились производить, а манипулировать массами и стадом научились. У людей в целом существуют дефолтные настройки, кредит доверия к тому, что им рассказывает телевизор. Телевизор говорит то, что говорит государство. Телевизор с тобой общается — это с тобой общаются власть и государство. И сложно жить с идеей, что государство на самом деле враг. Что оно не желает тебе добра, оно преследует только корыстные цели.
  • Я заканчиваю фильм про маленький город на границе с Казахстаном, где люди живут в чудовищных условиях. 20 % населения России живёт за чертой бедности — их мы и снимали. У них нет внутреннего ресурса погружаться политику, они забиты, погружены в проблему выживания, не уверены в том, что завтра у них будут деньги на доширак, школьную одежду. Я хотел показать, почему люди у нас вот такие. Смешно, когда украинцы говорят: а чего вы не выйдете на Красную площадь и не свергнете Путина. А это всё объясняет: потому что людей сознательно держат в полускотском состоянии. Мы видим, сколько денег тратят на войну. А этих людей государство ничем не поддерживает. Говорят, русские — рабский народ. А его просто специально держат в рабском состоянии. Чтобы с голода не сдохли, но и ни в коем случае не зажили хорошо.

  • Вторая чеченская война — фундамент, на котором Путин построил свою диктатуру, когда россияне почувствовали «сильную руку» и захотели припасть к ней. Как будто шахматная партия была разыграна. Журналисты дружно всё это профукали, лишь немногие, типа Политковской, понимали, что Вторая чеченская — это пролог для чего-то большего. А остальные, включая меня, считали это просто региональным конфликтом. Мы недооценили ужас и трагедию чеченской войны. И за это сейчас расплачиваемся.
  • Мир движется к тому, что меньшинства получают равные права, это очень круто. Человечество очень крутое, мы идём по правильной дороге, мы идём к лучшему, и западное общество — это ориентир, потому что они свободные, и мы не должны их терять из вида. И теперь всё, что на западе есть, превратилось в «западные ценности» — это человеческие ценности, базовые ценности. А в России ими пугают детей. С Россией случилась огромная беда. Страна болеет тяжёлой — возможно, смертельной болезнью. Мы должны пытаться кого-то вылечивать. Я вижу миссию журналистов в этом.

MediaCAMP Fest стал возможен благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) и проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Internews несёт ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или правительства США.

В этом году генеральным партнёром фестиваля стал Kaspi.kz. Также фестиваль поддержали кафедра Медиа и Коммуникаций Университета KIMEP и Программный офис ОБСЕ в Душанбе.

Как медиа могут вовлекать аудиторию в свои проекты? Мастер-класс Анны Сухачёвой

Все хотят активную, лояльную, преданную аудиторию, но не все медиа могут создавать сообщество вокруг своих проектов. На своём мастер-классе на MediaCAMP Fest 2023 медиатренер Анна Сухачёва поделилась опытом Internews, который реализовал 50 проектов по вовлечению аудитории в Казахстане и Таджикистане. 

Помимо очевидного увеличения количества подписок, комментариев, перехода по ссылкам и посещения мероприятий, вовлечение аудитории помогает расширить тематики медиа — особенно направленных на социальную сферу. Сообщество помогает создавать контент. Оно даёт обратную связь и поддерживает имидж медиа.

— Если вы объединяете людей, которым важно и действительно интересно то, чем вы занимаетесь, то они обрастают устойчивыми связями. Они общаются, дают советы, помогают, обмениваются опытом. Проекты по вовлечению работают потому, что они человечные. Они оказывают сильное влияние на общественные проблемы и сообщества, которые объединяются для решения этих проблем. Во многих случаях привлечённая аудитория остаётся с изданием надолго даже после окончания проекта, — говорит Анна Сухачёва.

Болевая точка

Примерами таких проектов являются Toile — информационная кампания о качестве школьных туалетов в Казахстане и Движение по защите животных в Таджикистане. В обоих случаях медиа удалось привлечь внимание государства и решать проблемы с качеством туалетов и защитой животных на официальном, законодательном уровне. 

«Вечёрка». Движение по защите животных в Таджикистане

Прежде чем создавать сообщество вокруг СМИ, необходимо ответить на несколько вопросов: «какие у нас ценности, убеждения и особенности?», «какая у нас цель и миссия?», «какая у нас аудитория?» и «какие у них ожидания и потребности?». Также важно определить проблемы и трудности, с которыми сталкивается аудитория.

Попасть в «болевую точку» удалось изданию «Петропавловск News», который провёл эксперимент в формате реалити-шоу, где три семьи тестировали прожиточный минимум. Аудитория издания возросла в несколько раз из-за того, что в Северо-Казахстанской области, где и проводился этот эксперимент, высокие цены на товары и низкие заработные платы. В рамках этого же проекта «Петропавловск News» создало чат, где люди делились креативными способами сэкономить на всём.

Какие ещё бывают форматы вовлечения

— Люди любят быть частью какого-то закрытого клуба. Проводите совместные завтраки и закрытые экспертные встречи, — говорит Анна Сухачёва. — Ещё можно проводить игры, флешмобы, ток-шоу, читать лекции, запускать рассылки, прямые эфиры и записывать подкасты, в которых слушатель будет чувствовать себя частью беседы.

В 2021 году в peremena.media организовали лекторий для детей и взрослых как «новый формат семейного досуга», где молодые исследователи на доступном языке рассказывали о науке. Анонс первой лекции «Большой перемены» сразу охватил более 42 тысяч аккаунтов, организаторам пришлось досрочно закрыть регистрацию. Это ещё один успешный кейс вовлечения аудитории в проекты.

Анна Сухачёва предлагает краткий чек-лист, по которому можно строить сообщества вокруг медиа:

  • Определите боль и найдите пробел знаний или нехватку возможностей у вашей аудитории.
  • Поймите, как люди могут помочь друг другу и дайте им возможность это сделать.
  • Определитесь с форматом вовлекающего проекта, чётко сформулируйте ваш посыл и определитесь с метрикой: какой ответный поступок подтвердит, что вас поняли правильно?

MediaCAMP Fest стал возможен благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) и проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Internews несёт ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или правительства США.

В этом году генеральным партнёром фестиваля стал Kaspi.kz. Также фестиваль поддержали кафедра Медиа и Коммуникаций Университета KIMEP и Программный офис ОБСЕ в Душанбе.

«Центральная Азия — красный регион на карте»: как журналистам избежать преследований за свою работу

«Нам бы хотелось обсуждать будущее профессии и искусственный интеллект, но, увы, мы вынуждены говорить о преследованиях журналистов», — говорит модератор панельной дискуссии «Как избежать преследований за свою работу», журналистка Зарина Ахматова. Эта дискуссия проходит в рамках MediaCAMP Fest 2023, в ней принимают участие представители четырёх республик Центральной Азии, которые рассказывают о самых разных методах давления, которым подвергаются медиа в их странах.

Зарина Ахматова

Казахстан, персональные атаки на журналистов

— Раньше способы давления на журналистов были «вегетарианскими». Меня увольняли несколько раз из-за моих убеждений, однажды закрыли сайт, где я работал. На пятом десятке работы я столкнулся с персональными атаками, — говорит Вадим Борейко, журналист, автор YouTube-канала «Гиперборей» из Казахстана.

В январе прошлого года дверь журналиста была заблокирована монтажной пеной, неизвестные хотели поджечь его дом, но проснулась супруга и подняла шум. Кроме того, на двери в подъезд журналиста было написано название его YouTube-канала и нарисован оскорбительный знак. Чуть позже два автомобиля оператора, с которым работает Вадим Борейко, были сожжены.

Вадим Борейко

— Сначала я не верил в след властей в этом деле, но полиция как-то слишком активно их «отмазывала», убеждая меня в том, что у них нет выгоды. Но потом я подумал: почему властям было бы невыгодно, чтобы независимые журналисты заткнулись? — говорит Вадим Борейко.

Несмотря на то, что полиция быстро разыскала заказчиков преступлений против журналиста, Борейко до сих пор не верит в честность расследования. Он также напоминает, кто кроме его собственных кейсов в Казахстане и другие журналисты сталкиваются с персональными атаками. Например, журналистке, активистке Динаре Егеубаевой в прошлом году тоже сожгли машину.

Кыргызстан, травля журналистов в социальных сетях

Журналистка из Кыргызстана Махинур Ниязова, шеф-редактор издания 24.kg рассказывает о новых законах, которые собираются принять в республике, и которые могут негативно отразиться на развитии гражданского общества.

— Мы, конечно, понимаем, откуда ноги растут. Очень странные совпадения: наш президент едет в Москву и через какое-то время у нас появляются законы. Давление на медиа идёт со стороны государства. Кроме законов, у нас идёт травля в социальных сетях. Мы знаем, что тот, кто руководит травлей в соцсетях, сидит на самом высоком этаже нашего правительства. Самое обидное, что когда-то мы защищали этого человека, — рассказывает Махинур.

Махинур Ниязова

По её словам, в Кыргызстане зачастую давление на независимые медиа оказывают их же коллеги из государственных СМИ. В социальных сетях травят тех журналистов и активистов, которые выступают против закона об иностранных агентах, который хотят принять в Кыргызстане.

— К сожалению, нам пришлось поделиться на два лагеря — на тех, кто за демократию, и тех, кто называет нас «погаными энпэошниками», — говорит журналистка.

Она также рассказывает, что несмотря на давление со стороны государства, независимые медиа выступают в защиту сайта «Радио Азаттык», который заблокирован в Кыргызстане с прошлого года. Перед тем, как началась блокировка, в социальных сетях развернули целую кампанию против этого медиа, а также против журналистов из других независимых изданий.

— Мы продолжим бороться за «Аззатык», потому что если сегодня закроют «Аззатык», завтра закроют нас, — говорит Махинур.

Узбекистан: давление как правовой механизм

«В Узбекистане представителям СМИ закрывают рот более цивильным способом». Сергей Майоров, управляющий партнёр адвокатской фирмы SIMAY KOM, рассказывает, что в стране есть законодательство, которое может заставить замолчать любого журналиста. Он приводит в пример нормы закона, согласно которым информация, негативно отражающаяся на населении, считается незаконной. По словам Сергея Майорова, любую информацию, которую распространяют медиа, можно подвести под эту категорию.

Таджикистан: реальные уголовные сроки

Дильрабо Самадова, правозащитница из Таджикистана, считает, что методы давления в наших странах похожи — все они ограничивают свободу слова и сокращают гражданское общество.

— Но важно то, как мы реагируем на происходящее: мы просто рассказываем о том, что происходит, друг другу или предпринимаем какие-то действия, — говорит она.

Дильрабо напоминает, что в прошлом году в Таджикистане несколько журналистов и блогеров получили реальные уголовные наказания, сроки заключения для них составили от восьми до 21 года.

— Если сравнивать качество давления на медиа, то раньше это были действия, направленные на препятствование деятельности журналистов — аккредитацию не давали, проводили проверки, блокировки, на пресс-конференциях не давали возможность задавать вопросы. Сейчас это открытая атака — нападения, реальные уголовные сроки, — рассказывает Дильрабо.

Дильрабо Самадова

При этом все эти дела проходят за закрытыми дверями, так что остальные представители медиа не знают подробностей и не понимают, за что конкретно были осуждены их коллеги. Это приводит к мысли, что с любым это может произойти, и повышает уровень страха в медиасообществе.

По мнению Дильрабо, медиа необходимо вести диалог с государством, чтобы напоминать ему: обеспечение свободы слова — это задача правительства, и оно не должно наказывать журналистов за то, что они содействуют решению этой задачи. И это их основная работа.

Лайфхаки для обеспечения собственной безопасности от Лукпана Ахмедьярова, журналиста, документалиста из Казахстана

 Никогда не соглашаться на непонятные встречи, во время которых неизвестные хотят что-то передать журналисту.

  • «Законы нужно не только чтить, но и читать».
  • Важна профессиональная консолидация, чтобы журналисты не были одни.

Лукпан Ахмедьяров

MediaCAMP Fest стал возможен благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) и проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Internews несёт ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или правительства США.

В этом году генеральным партнёром фестиваля стал Kaspi.kz. Также фестиваль поддержали кафедра Медиа и Коммуникаций Университета KIMEP и Программный офис ОБСЕ в Душанбе.

Любимые инструменты журналистов-расследователей по версии GIJN

Глобальная сеть журналистов-расследователей (GIJN) широко знакома не только медиаспециалистам, работающим в этом жанре, но и другим людям из сфер медиа. На MediaCAMPFest 2023 Камила Ешалиева, заместительница регионального редактора GIJN по Восточной Европе и Центральной Азии, поделилась с участниками семью самыми любимыми инструментами расследователей. Сохраняйте список себе, пробуйте и делитесь результатами.

Инструмент оценки безопасности журналистов JSAT

Это бесплатный инструмент, который поможет тем странам, в которых участились случаи слежки или преследования журналистов. Он представляет из себя анкету, заполнение которой занимает порядка 30 минут. Вопросы по разным тематикам позволит респондентам выявить уязвимые места в пяти аспектах безопасности:

  • Операционная безопасность.
  • Безопасность устройств.
  • Безопасность учётных записей.
  • Физическая безопасность.
  • Связанные риски.

По результатам оценки вы получите от сервиса персонализированные рекомендации, подходящие именно для вашей ситуации.

Aleph

Интерактивный глобальный архив, где хранится информация из множества официальных баз данных, утечек и расследований. Его создавали журналисты OCCRP специально под нужды журналистов-расследователей. Можно загружать документы, индексировать их, создавать списки, анализировать и визуализировать связи. Платформа представляет компактный поиск различных типов информации. Каждый вид отображается в удобном для пользователя виде.

Wayback Machine

Все, кому есть что скрывать, уже научились удалять информацию о себе в Сети. А журналисты научились сохранять страницы с информацией. Этим и занимается сервис — сохраняет содержимое веб-сайта по адресу URL. Он позволяет найти уже удалённую информацию, версии сайтов до внесения правок и многое другое. Вы можете сами сохранять страницы, которые вам интересны и пригодятся в будущем.

Вы можете сравнивать сохранённые версии, добавлять контекст, выдавать разные уровни доступа коллегам. Есть расширения для браузеров Safari, Firefox и Chrome, а также мобильные приложения для iOS и Android.

Google Pinpoint

Преобразует видео- и аудиофайлы в текст за считанные минуты. Можно загружать до 200 тысяч документов, сканы PDF, рукописные заметки, граффити и многое другое. Изначально он создавался для систематизации файлов.

Ищет имена, названия и любые ключевые слова в документе. Использует оптическое распознавание символов (OCR).

Качество расшифровки, к сожалению, не идеальное, как и во всех других аналогах для транскрибации, но Pinpoint выдаёт один из самых приемлемых для редактуры вариантов, существующих на этот момент. Он ещё не работает с языками стран Центральной Азии, но обновления выходят практически каждый месяц и, возможно, совсем скоро появятся опции и для журналистов, работающих на национальных языках.

Dangerzone

Программа-карантин, которая «очищает» присланные источниками документы и преобразует их в безопасные. Позволяет открывать документы в форматах PDF, Microsoft Office, LibreOffice, а также .jpg, .png и .gif. Он доступен для Mac, Windows и Linux.

Google Word Sniper

Новый инструмент от эксперта по онлайн-поиску Хенка ван Эсса. Сам задаст за вас команду в Google и покажет страницы, на которых встречаются все нужные вам слова. Код для этого инструмента написал ChatGPT. Если этот инструмент окажется полезным для вашей работы, рекомендуем вам изучить многочисленные гайды по эффективному поиску в социальных сетях на портале GIJN.

SecureDrop 

Платформа с открытым исходным кодом для безопасной коммуникации журналистов и информаторов. Если вы работаете с источниками, они присылают вам информацию, и вы хотите их защитить, то этот сервис позволит вам поговорить без имён, фотографий, личных контактов, email и другое. Установить вашего собеседника и отследить вашу коммуникацию будет практически невозможно. На данный момент SecureDrop используют такие организации, как The New Yorker, The Intercept, The Guardian, The Washington Post, ProPublica и другие.

MediaCAMP Fest 2023 стал возможен благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) и проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Internews несёт ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или правительства США.

В этом году генеральным партнёром фестиваля стал Kaspi.kz. Также фестиваль поддержали кафедра Медиа и Коммуникаций Университета KIMEP и Программный офис ОБСЕ в Душанбе.

В Алматы открылся пятый ежегодный MediaCAMP Fest 2023

Итак, пятый ежегодный MediaCAMPFest2023 стартовал! Fest Ashar начался с зажигательного выступления этногруппы The steppe sons.

Затем гостей поприветствовал Марат Бигалиев, глава представительства Internews в Центральной Азии:

— Я рад поприветствовать вас от лица всей большой команды, которая готовила этот фестиваль. На нём мы поговорим о том, как видим прошлое, настоящее и будущее медиа стран Центральной Азии, о деколонизации, безопасности журналистов и о многом другом важном для нашего региона. Завершим мы фестиваль нашим традиционным конкурсом MediaCAMP Award. В этом году мы получили 652 заявки от журналистов. Пятый фестиваль собрал 33 ментора и эксперта, и 31 из них — из стран Центральной Азии. Я вспоминаю первый фестиваль, когда большинство экспертов были из дальнего зарубежья.

Как отметили мои коллеги, наш региональный фестиваль проходит в рамках большой Центральноазиатской программы MediaCAMP и хочу выразить благодарность USAID за поддержку не только этого события, но и многих других, за поддержку медиасообщества и улучшение медиасреды в Центральной Азии.

Робин Мардюс, директор Офиса демократии и здравоохранения USAID в Центральной Азии, во время открытия добавил:

— Знание исторического контента позволит уважать и понимать, анализировать текущее состояние, замечать современные диджитал-тренды. Это поможет медиапрофессионалам подготовиться к вызовам и возможностям будущего.

В пандемию COVID-19 мы увидели разрушительное влияние фейковой информации. Журналисты и новые форматы играют ключевую роль в подготовке и распространении фактов, а не фейков. USAID выступает за развитие медиаграмотности и честной профессиональной журналистики. Вместе мы произведём тысячи материалов о важных событиях.

Маржан Ельшибаева, исполнительный директор Kaspi.kz, призналась:

— Я 12 лет проработала в Internews, а бывших интерньюсовцев не бывает. Журналистика, СМИ — это ремесло, которому необходимо обучаться. В стенах Internews этому ремеслу обучают: как писать заголовки, материалы, делать репортажи.

Сейчас я работаю в бизнесе и хочу отметить: общество чувствительно к каждому слову. Даже запятая может повлиять на ход исторических событий в эпоху дипфейков, технологий, искусственного интеллекта. Хорошо, что есть организации, которые учат этим пользоваться так, чтобы это было полезно для нашей профессии. Ваша профессия очень важна. Информация сегодня — самый ценных ресурс, порой даже дороже денег.

Доктор Милен Филипов, исполняющий обязанности декана факультета социальных наук и заведующий кафедрой Медиа и Коммуникаций, выразил глубочайшее уважение участникам нашего фестиваля. Он обратился к ним:

— Вы помогаете каждому человеку ориентироваться в своей ежедневной жизни и принимать решения. Прошлое — лучший учитель из возможных. Это удивительный опыт — участвовать в фестивале MediaCAMP.

Я много не знал о Центральной Азии, когда приехал сюда в 2017 году из Болгарии. Но от студентов я узнал многое, а главное, какую важную образовательную роль играют медиа, помогают просвещать людей, рассказывать им о мире, учить не попадать в неприятности.

Салтанат Кажимуратова, старший преподаватель кафедры Медиа и Коммуникаций Университета КИМЭП, завершила приветственную часть фестиваля, Fest Ashar:

— КИМЭП — это место, двери которого всегда открыты для самых разных мероприятий. Мы сотрудничаем с Internews уже давно и рады продолжать это сотрудничество. Наша кафедра тоже занимается обучением специалистов медиаиндустрии, причём делаем это с максимальным акцентом на практику. Стараемся приблизить свою программу обучения к тем навыкам и компетенциям, которые востребованы сегодня: это цифровая журналистика, подкастинг, SMM, медиа- и информационная грамотность.

MediaCAMP Fest стал возможен благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) и проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Internews несёт ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или правительства США.

В этом году генеральным партнёром фестиваля стал Kaspi.kz. Также фестиваль поддержали кафедра Медиа и Коммуникаций Университета KIMEP и Программный офис ОБСЕ в Душанбе.

Деколонизация Центральной Азии: где мы находимся, и что будет дальше?

Открыто обсуждать тему деколонизации стали относительно недавно — она всегда была скандальной и немножко неудобной. Но события в Украине показали, что отслеживать и проговаривать процессы формирования собственной идентичности без оглядки на другие страны просто жизненно необходимо.

Жар Зардыхан (PhD), известный историк из Казахстана

Одной из первых эту тему обсудили на MediaCAMPFest 2023. Модерировал дискуссию Жар Зардыхан (PhD), известный историк из Казахстана. «Новый репортёр» побывал на сессии и записал несколько любопытных тезисов спикеров.

Вячеслав Половинко, исполнительный редактор «Новой газеты Европа», Казахстан:

Вячеслав Половинко, исполнительный редактор «Новой газеты Европа», Казахстан

  • По большому счёту процесс деколонизации был запущен ещё во времена перестройки. Сейчас мы находимся в активной её стадии. С начала войны в Украине — я бы даже сказал, в критической. Прежде всего надо понимать, что деколонизация как процесс происходит непосредственно в Казахстане. Российские журналисты продолжают жить в своём мире, и у них нет такого дискурса. А если есть, то для них это проблема: мы с одной проблемной страной разбираемся, а тут другая что-то делать собирается.
  • Казахстанская журналистика начинает пересматривать свои принципы. Как было раньше? Часто в качестве образца для подражания брали российские СМИ. Может, не везде, но это было обычной историей. Казалось, что там всё более развито и хорошо продумана структура развития журналистики. С началом войны подражать российским СМИ стало дурным тоном, в том числе и в каких-то базовых вещах. Я замечаю, что за последний год в казСМИ есть определённые тенденции в изменении стилистики. Это уход в фактологию, расследовательскую журналистику, которая присуща более западным СМИ. Таким образом, деколонизация проходит ударными темпами.
  • Мы находимся в периоде, когда процессы ускоряются. Мы видим, что эти процессы выглядят очень обнадёживающе. Будет и естественный откат, потому что много людей не то что не определились с позицией, они просто находятся в фрустрации и не понимают, что происходит. Российская власть тоже будет наблюдать за этими процессами, и если они будут быстро двигаться и нести антироссийский характер, пропаганда будет ещё сильнее давить, чтобы эти процессы не проходили.
  • У многих из уехавших российских журналистов за полтора года происходит рефлексия. Часть журналистов, которые уехали, находится в состоянии некоего шока и считает пострадавшими в первую очередь себя. Со стороны это выглядит немножко странно. Те журналисты, которые остались, — это может прозвучать несколько грубо, — но кажется, что их психика несколько деформировалась. Им как-то нужно работать в России, привыкать в терминологии, к новоязу. Они выглядят, на мой взгляд, чуть более агрессивно, когда речь заходит о деколонизации.
  • Яркий пример — географические названия. Алматы или Алма-Ата. Киргизия или Кыргызстан. Беларусь или Белоруссия. «На» или «в» Украине. Коллеги, которые уехали и некоторое время прожили вне российского контекста, привыкли к новым для себя названиям. Потихонечку они уходят от старой географический терминологии. В некоторых редакциях появляются редстандарты со словарём, какие термины мы используем в материале. Рефлексия идёт там медленно, к этому нужно относиться с пониманием. Люди находятся в совершенно другом контексте, и то, что для нас сейчас кажется действительно важным, для российских журналистов не является первостепенной проблемой.

Зебо Таджибаева, соучредитель Your.tj, Таджикистан:

Зебо Таджибаева, соучредитель Your.tj, Таджикистан

  • Таджикистан отказался от русского языка полностью. Отказались от всех советских названий. В течение 30 лет мы переименовывали всё. Позже мы отказались от русских окончаний в фамилиях. С началом войны в Таджикистане политика резко изменилась. Если раньше тема деколонизации поднималась несистемно, но мы всё же регулярно к ней возвращались, то сейчас мы как будто вернулись в конец 80-х, потому что сейчас мы пишем о том, какой был прекрасный Советский Союз. Это был большой откат, но и ожидать сейчас многого, когда Таджикистан зависим экономически и политически от России, нельзя.
  • У русскоязычных СМИ в Таджикистане была большая ментальная связь с российскими СМИ. Лично у меня процесс деколонизации закончился в прошлом году, он был долгий — у меня мама россиянка, и мне было сложно понять, кто я. Но интуитивно я к этому шла давно. В какой-то момент меня начала очень сильно раздражать российская риторика: если мигрант — то гастарбайтер, если преступления — обязательно укажут национальность.
  • Я ожидала большего от СМИ, но рефлексии не случилось и не происходит до сих пор. Но при этом она развивается в соцсетях и среди интеллигенции. Среди журналистов этими вопросами задаётся, может, одна десятая часть, и то это происходит не публично. Многие журналисты, которые работают на русском языке, имеют второе российское гражданство, а это — инструмент воздействия.
  • С начала войны в Украине пророссийская риторика очень сильно чувствуется в таджикских медиа. Сейчас я замечаю, как они стали вливать большие деньги, спонсируя блогеров, открывая собственные издания (причём на таджикском языке). Говорят, что мигранты из Таджикистана — это классно, и вообще — мир, дружба, жвачка.
  • Если человек публично поддерживает войну, он никогда не будет на страничках моего издания. А кто-то делит — «он хороший музыкант, ну и что, что он поддерживает войну».

Фарход Толипов, политолог, Узбекистан

Фарход Толипов, политолог, Узбекистан

  • Политико-правовая деколонизация состоялась в 1991 году, тогда же и ментальная. Узбекистан стремился вести относительно независимую политику бывшей метрополии. И, став субъектом международной системы, государство отмежевалось от колониального прошлого. Говоря о ментальной или эмоциональной деколонизации, это сводится к общественному мнению, представлению людей, их симпатиям и антипатиям. Спектр мнений широк. Называть ли это пережитком колониализма? Не знаю. Глубоки корни, которые связывают людей с Россией — это и трудовая миграция, и не только.
  • Узбекистан один из первых принял закон о госязыке и переходе с кириллицы на латиницу. Это нужно рассматривать с двух ракурсов. С политико-правовой позиции это был акт независимости. Мы все начинали учить мировые языки, и латинский алфавит не является незнакомым. Искажающим фактором был только психологический момент. Очень часто из Москвы раздавались критические высказывания по этому поводу, что подобные решения ущемляют права русскоязычного населения. Наш МИД отвечал, что это наше внутреннее дело.
  • Что касается войны в Украине, в Узбекистане тоже чуть ли не семьи перессорились, общество раскололось. В прошлом году я предполагал, что это настолько очевидно: мне казалось, что общество будет осуждать. После соцопросов я с удивлением увидел, что чуть ли не 50 на 50 — значительная часть узбекистанцев поддерживает Россию. Когда ООН ставила на голосование вопрос осуждения акта агрессии, Узбекистан официально занял нейтральную позицию, и люди аргументируют свою поддержку неубедительным доводом — мол, тысячи мигрантов работают в России, и мы должны быть за это благодарны.
  • Мы уже не новые страны. Может, молодые, но не новые. Евразию нужно отделить от Центральной Азии, это самодостаточный регион.

Таисия Мармонтова, политолог, Казахстан

Таисия Мармонтова, политолог, Казахстан

  • Я — лучший пример деколониального сознания, потому что в моём паспорте нет графы «Национальность». Я не знаю, как себя определить, и не хочу определять. В моих жилах течёт несколько кровей. Я не могу себя идентифицировать иначе, кроме как «из Казахстана». Мы действительно казахстанцы. Если праздник — то национальная кухня. Если мероприятия — то одежда с нацэлементами.
  • Будучи человеком, который сделал изучение международных отношений своей специальностью, о процессе деколонизации можно говорить очень много. Я хотела бы добавить грани этому понятия. Мы живём в мире, который имеет много красок, оттенков, мнений. Спектр трудно разделить на две части. Когда мы говорим о том, что происходило на территории Евразии, нужно понимать, что Советский Союз распался — уже 30 лет мы существуем как независимое государство. Как государство, которое идёт по своему пути и строит собственную историю.
  • Сам по себе Кантар стал рубиконом, который заставил нас задуматься, что мы — казахстанцы, и что в независимой республике Казахстан будет строиться наше будущее. После январских событий неказахоязычная часть страны старается вставлять слова и фразы на казахском. Это консолидация, и это будет продолжаться.
  • Не зря модель мирного межнационального патентовалась в ООН, признана успешной. Мы как многонациональное государство избегаем кризисов, связанных с межнациональной рознью.
  • 30 лет — это жизнь одного поколения. Процессы не протекают так быстро. Для того чтобы получить видимые изменения, должна пройти жизнь трёх-пяти поколений. Постепенно, не торопясь, мы движемся по собственному пути.

MediaCAMP Fest 2023 стал возможен благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) и проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Internews несёт ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или правительства США.

В этом году генеральным партнёром фестиваля стал Kaspi.kz. Также фестиваль поддержали кафедра Медиа и Коммуникаций Университета KIMEP и Программный офис ОБСЕ в Душанбе.

#MediaCAMPFest2023

Модуль 7.2. Критическое мышление. Как определять мнения и факты в новостях?

Задачи модуля:

Обучающиеся ознакомятся с понятием критического мышления, в ходе работы получат ответы на следующие вопросы:

  • Что такое критическое мышление?
  • Что такое мнение и факт?
  • Как определять мнения и факты в новостях?
  • Как определять качество новостей?

В ходе изучения модуля обучающиеся овладеют навыками критического мышления, чтобы отделять факты от мнений, критически оценивать и систематизировать информацию.

Модуль направлен на развитие навыков критического чтения, устной и письменной речи, умение анализировать сложные тексты.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Медиа- и информационная грамотность — это не только умение работать с информацией, осознанный выбор медиаконтента, но и критическое осмысление медиаконтента, его интерпретация. Для этого у каждого из нас в распоряжении есть самый совершенный инструмент обработки и анализа информации — человеческий мозг. Чтобы качественно использовать этот инструмент, каждому человеку необходимо развивать критическое мышление. Сегодня критическое мышление находится в первой тройке самых востребованных компетенций, это ключевой soft skill (мягкий навык) современного человека.

«ЭТО ТАК ЧАСТО ПОВТОРЯЛИ, ЧТО МЫ СКЛОННЫ ПОВЕРИТЬ, НО ДАВАЙТЕ ЕЩЁ РАЗ ПОДУМАЕМ», — ДАНИЭЛЬ КАНЕМАН, «ДУМАЙ МЕДЛЕННО… РЕШАЙ БЫСТРО»

Хотя нет единого определения критического мышления, большинство экспертов сходится, что критическое мышление — способность сомневаться во входящей информации и своих убеждениях. Навык помогает мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Основа критического мышлении — умение рассуждать.

Термин «критическое мышление» впервые предложен Джоном Дьюи («Как мы мыслим») в 1910 году: «Активное, настойчивое и тщательное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, которые его поддерживают, и дальнейших выводов, к которым оно стремится» [Dewey J. How we think: a restatement of the relation of reflective thinking to the educative process. Boston: Houghton Mifflin, 1933. Р. 9].

Эдвард Глейзер отмечал, что критическое мышление невозможно без умения определить проблему и найти пути её решения, собрать и упорядочить нужную информацию, истолковать факты и дать им оценку, определить наличие/отсутствие логических связей, сделать правомерные выводы и подвергнуть их сомнению и в итоге перестроить собственную систему убеждений [Edward M. Glaser, An Experiment in the Development of Critical Thinking, Teacher’s College, Columbia University, 1941].

Таким образом, процесс критического мышления невозможен без следующих умений:

Первый этап начинается с сомнения. Человек получает информацию и не принимает её на веру; чтобы прийти к какому-то мнению, он сомневается. На втором этапе, чтобы разрешить сомнения, нужно сформулировать вопросы:

  • Кому это выгодно?
  • Почему информация дана именно в такой формулировке?
  • Все ли заинтересованные стороны представлены в материале?
  • Насколько корректно в информации даются цифры? И т. д.

Формулировка вопроса — важный этап, так как направляет поток мыслей и лежит в основе критического анализа информации.

Следующий этап — получение ответа на вопрос. Он способствует появлению новых вопросов или приводит к выводу, принятию решения, формированию мнения по полученной информации.


Упражнение 1

Шпион подслушивал у дверей секретного завода, чтобы узнать отзыв на пароль. Охранник говорит входящему: «Двадцать два». «Одиннадцать», — отвечает входящий и получает ответ: «Проходи».

— Двадцать шесть.
— Тринадцать.
— Проходи.
— Двадцать восемь.
— Четырнадцать.
— Проходи.

Догадавшись, по какому принципу подбирать отзыв на пароль, он решил проникнуть на территорию завода сам. Охранник говорит: «Сто». Как бы вы ответили на месте шпиона? Почему?

Как вы думаете, существует ли прямая связь между уровнем интеллекта и уровнем критического мышления? Можете ли вы отнести себя к критически мыслящим людям? Скорее всего, каждый ответит «да».

 

Опубликована программа MediaCAMP Fest 2023! Успейте зарегистрироваться

Мы готовы поделиться детальной программой пятого Центральноазиатского медиафестиваля MediaCAMP Fest. Фестиваль пройдёт в Алматы 1–2 июля 2023 года.

Напомним, что регистрация на MediaCAMP Fest проходит на сайте фестиваля. Регистрируйтесь, чтобы участвовать офлайн (расходы на проезд и проживание не оплачиваются) или онлайн в Zoom. Фестиваль также будет транслироваться в Facebook и YouTube, как и в предыдущие годы. Для чего регистрироваться, если вы собираетесь участвовать онлайн? Чтобы получить доступ к презентациям и записям фестиваля, получать рассылку об изменениях в программе и участвовать в дискуссиях через Zoom. Рабочий язык фестиваля — русский.

ВАЖНО! Регистрация для офлайн-участия закроется 26 июня. Регистрация на онлайн-участие автоматическая, ссылка придёт на email. Приглашения на офлайн-участие мы будем отправлять на email, указанный при регистрации с 21 по 28 июня.

Медиа Центральной Азии: прошлое. Настоящее. Будущее

В этом году программа дискуссий фестиваля нацелена на попытку осмыслить прошлое, настоящее и будущее медиа — как в регионе Центральной Азии, так и на более широком пространстве СНГ. Полную программу мы опубликовали на сайте, а здесь расскажем подробнее.

В первый день фестиваля мы обсудим прошлое и настоящее медиапространства региона. Первая сессия после открытия — «Деколонизация и её отражение в массовых коммуникациях». Журналисты и политологи из Центральной Азии обсудят историю региона и новые повороты в дискуссиях о важности деколонизации сознания народов, живших долгое время под имперским притяжением.

Далее — уже ставшая традиционной сессия SNAP TALK. На ней вас ждут честные истории наших партнёров. Журналисты, медиаменеджеры, преподаватели и общественники будут говорить о медиаграмотности, работе в новых медиа, свободе слова, социализации людей с инвалидностью и, конечно же, о мечтах. Cвоими идеями на этот счёт поделится Нодирбек Нортураев, дата-журналист из Узбекистана.

Во второй половине дня начнутся мастер-классы. Их в этом году четыре, в двух параллельных залах. Эксперты расскажут о безопасности, вовлечении аудитории, новых медиа, расследованиях и продвижении в Сети. Обратите внимание на мастер-класс о полезных ресурсах для журналистов-расследователей от Камилы Ешалиевой, заместительницы регионального редактора GIJN по Восточной Европе и Центральной Азии.

В конце дня мы покажем два документальных фильма: «Разрыв связи» (Андрей Лошак, Россия), «Римма и Катя» (Гуля Мирзоева, Таджикистан). После показа «Риммы и Кати» вы сможете задать вопросы автору фильма, Гуле Мизоевой из Таджикистана.

Второй день посвящён будущему медиа в регионе. Он начнётся с гостевой студии с журналистом и режиссёром документального кино Андреем Лошаком. В формате живого интервью Андрей Лошак расскажет о своём видении перспектив евразийского региона. Интервьюером выступит Зарина Ахматова, журналистка, руководительница проекта SCARF (Internews).

Дальше пройдёт мастер-класс Любови Багацкой, редактора цифровых платформ телеканала «Настоящее время». Любовь расскажет, как растить и удерживать аудиторию в Instagram и Telegram.

Во второй половине дня мы подготовили для участников фестиваля интерактивную игру на свежем воздухе — «Медиаквест». Вы сможете встряхнуться и зарядиться на остаток дня.

После активной разминки мы проведём панельную презентацию о монетизации. Медиаменеджеры из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана расскажут о реальных успешных кейсах. Речь пойдёт о развитии YouTube-каналов, подкастах, переходе в онлайн и работе в новых медиа. Одну из презентаций проведёт автор YouTube-канала «Гиперборей» Вадим Борейко.

После мы расскажем об итогах работы в направлении медиакритики на «Новом репортёре». Медиакритики разберут самые яркие случаи нарушения этики и других профессиональных стандартов за пять лет, а также о будущем жанра медиакритики в регионе. Кроме того, на этой сессии вас ждёт интерактивная игра на знание этических принципов и награждение «любимцев» медиакритиков этого года.

И в конце фестиваля наша любимая часть — награждение победителей MediaCAMP Award. В этом году на конкурс мы получили 652 заявки, в финал прошли 70 материалов в пяти основных номинациях; а в номинации «Время крупным планом» — 36 визуальных работ (фотографии, иллюстрации, инфографика и т. д.). Напоминаем, что в этой номинации победителя выбирают онлайн-голосованием, оно проходит на сайте фестиваля.

На этом всё! До встречи на фестивале!

 

MediaCAMP Fest стал возможнен благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) и проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Internews несёт ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или правительства США.

В этом году генеральным партнёром фестиваля стал Kaspi.kz. Также фестиваль поддержали кафедра Медиа и Коммуникаций Университета KIMEP и Программный офис ОБСЕ в Душанбе.

Internews представляет пособие по работе с гражданскими журналистами

Руководство — простая, ёмкая, практическая инструкция для медиа, которые хотели бы запустить (или расширить) собственную сеть гражданских журналистов — непрофессиональных авторов. Каждый раздел пособия включает в себя конкретные советы и рекомендации, основанные на пятилетнем опыте реализации проекта Internews «Сеть гражданских журналистов» в Казахстане и Таджикистане.

Мы постарались ответить на самые важные вопросы: c чего начинается сеть гражданских журналистов? Для чего вообще гражданские журналисты нужны? Что они должны уметь, как их учить, как управлять командой и с помощью чего мотивировать непрофессиональных авторов (которые часто находятся за сотни километров от редакции)?

Где будет сложно, к чему готовиться редакции. И, конечно, главное — почему эта работа становится одним из главных источников вдохновения для всех сотрудников медиа.

Дмитрий Ким, куратор проекта «Гражданские журналисты» в Internews, куратор проекта NewTimes.kz:

«Когда уже завершился проект в NewTimes.kz, через несколько месяцев гражданская журналистка из Восточно-Казахстанской области предложила мне историю о том, как отдыхающие засоряют природу. А у меня в тот момент не было гонорарного бюджета, и я виновато говорю: мол, заметка важная, только заплатить нечем.

На что в ответ получил укор и обиду — дескать, мы ведь гражданские журналисты, мы хотим, чтобы навели порядок. Это один из десятков примеров, когда гражданские журналисты показывали планку, достойную восхищения и уважения.

Истории профессионального взросления и успеха, редакционные кейсы, практические навыки создания и управления командами гражданских журналистов, сотни уникальных репортажей — это настоящее богатство, которое мы нажили за эти пять лет в проекте.

А с учётом того, что за гражданской журналистикой будущее, то это пособие ещё и возможность быть первыми в строительстве фундамента института гражданских журналистов, в создании методологии и практических подходов и стандартов. Это очень ответственно».

Лилия Гайсина, Internews Таджикистан:

«Фактически это пособие было собрано за пять лет. Именно столько лет длился проект. Тенденции и особенности работы с гражданскими журналистами, проблемы и успехи, которые описаны в нём, — это реальные события из жизни проекта. Здесь всё по-настоящему: возможно, открытия, которые мы сделали во время работы с гражданскими журналистами, давно описаны, но мы протестировали их на практике, плюс в довольно специфических условиях медиарынков Казахстана и Таджикистана. В этом, на мой взгляд, главная ценность этого пособия».

Пособие доступно по ссылке.

Если у вас есть вопросы, которые касаются возможности создания сети гражданских журналистов, пожалуйста, обращайтесь к нам — пишите на asukhachyova@internews.org или lgaisina@internews.org.

Проект «Гражданские журналисты» стал возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID), и проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Internews несёт ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США.