Домой Блог Страница 7

ТЕСТ. Солидарный ли вы журналист?

Этические нормы журналистов Таджикистана требуют от медиасообщества придерживаться профессиональной солидарности. Однако далеко не всегда представители медиа понимают, в чём заключается профессиональная солидарность.

С помощью нашего теста вы сможете разобраться — солидарный ли вы журналист?


«Экспертиза сейчас самый ходовой товар»: как развивать медиабизнес в Таджикистане

«Журналисты — пессимисты, бизнесмены тем временем что-то придумывают, и у них получается», — говорит Зебо Таджибаева, руководительница Your.tj из Таджикистана, которая две недели назад стала первым обладателем степени МВА среди таджикских медиаменеджеров.

«Новый репортёр» поговорил с Зебо о медиабизнесе и возможностях рынка в Таджикистане.

Зебо, как изменилось твоё видение медиарынка после того, как ты получила степень МВА?

— Пока я всё ещё продолжаю «выдавливать» из себя журналиста, чтобы посадить туда бизнесмена. Становлюсь менее импульсивной, взвешиваю решения. Например, раньше мне хотелось присутствовать в каждой соцсети, а сейчас я сто раз подумаю — нужна ли мне та или иная площадка, если нужна, то зачем, почему, стоит ли игра свеч. Стала больше изучать рынок, провела даже исследование небольшое. Мне всё ещё очень хочется писать классные истории, тем более на рынке их почти не осталось, но людям не нужны большие истории, людям нужны быстрые новости и видео. Чтобы было уникальное предложение, истории нужно сохранять, но не отказываться от новостей. Раньше я думала, что не потяну новости, что у меня нет ресурсов, и я даже не пыталась изменить эту ситуацию. Теперь из-за того, что моему потребителю нужен именно этот продукт, я намерена его делать. Мы сейчас делаем короткие новости — иногда это публикации из других площадок, иногда мы делаем их сами. Если это нужно моей аудитории, то мы это делаем. Причём мы заботимся о своём потребителе, о его времени, стараемся, чтобы не было «мусора». Контент я стала рассматривать не с точки зрения журналиста, а с точки зрения производства той продукции, в которой заинтересован мой потребитель. То есть я даже аудиторию стала называть потребителями. Потребитель — это больше про бизнес.

Зебо Таджибаева

У тебя появился список того, что тебе нужно изменить в своём медиа в ближайшее время?

— У меня появился стратегический план на три года. Моя диссертация строилась на разработке этого плана. Я изучила наши стратегические возможности — как зайти на рынок, остаться здесь, — провела SWOT-анализ, исследование. Во время работы над диссертацией пришла к пониманию, что нам нужно делать новостной контент, и соответственно набрала ребят, которые уже делают новости. До полноценной новостной редакции далеко, я больше думаю о развитии продакшена, где у нас более выгодные позиции. По продукту «новости» мы довольно слабые, мы в самом углу, а вот по продакшену дела обстоят лучше, мы можем конкурировать с крупными производителями. Например, те же подкасты, по производству которых мы лидеры в Таджикистане, я могу рассматривать как продакшен. Но терять нишу новостей тоже не могу себе позволить, её надо поддерживать, потому что она интересна потребителям.

Можешь коротко рассказать, каким ты видишь Your.tj в своей стратегии?

— Я себя вижу лидером по производству цифрового контента в стране. Конечно, запуск приложений — это не медиа, но хочется развиваться в этом направлении. Я много думаю о том, как развиваться и искать новые ниши, не всегда связанные с медиа. Например, наш продакшен приносит прибыль, в отличие от сайта. Или маркетинг, которым мы занимаемся для компаний, это тоже не медиа. Но если я уберу медиа из этой истории, то проиграю. Несмотря на то, что медиаплощадка не монетизирована, тебя берут, потому что она есть.

Кроме того, я очень хочу развивать Sales House в Таджикистане. То есть создать агентство, которое будет выступать не на стороне рекламодателя, а на стороне медиа. Сейчас если у тебя нет собственных продажников, то ты продавать не можешь, а если будут работать Sales Hoses, то медиа не нужно бегать самим за рекламой, им найдут рекламодателя. В Казахстане эта схема хорошо работает, особенно она выгодна для мелких медиа, которые не в состоянии содержать собственный отдел продаж.

Ещё я планирую работать в направлении развития человеческого потенциала, создавать сообщество вокруг нашего медиа. И к концу третьего года хочу полностью отказаться от грантов.

Почему?

— Потому что на грантах невозможно заработать. Ты получаешь средства на производство контента, очень много тратишь ресурсов — человеческих и временных, но как бизнесмен ты ничего не получаешь. Я не говорю, что гранты — это плохо. Кстати, моё исследование показало, что потребитель тоже не против грантов, ему вообще всё равно, но гранты расслабляют медиа. Ты перестаёшь искать новые возможности.

Какие возможности есть на таджикском рынке?

— Экспертиза сейчас — самый ходовой товар. Например, за образовательный уникальный контент люди готовы платить. Бизнес тоже что-то начинает улавливать и тоже готов платить за такой контент. Наши подкасты носят просветительскую и образовательную функцию, мы не продвигаем товары и услуги, эксперты объясняют, зачем нужны те или иные услуги. Например, приходят специалисты и говорят, как лучше провести аудит, кто такие оценщики, зачем они нужны. Это полезный и интересный контент для аудитории, и он проплачен со стороны рекламодателя. Медиа должны облегчать жизнь своей аудитории — это ценится, это востребовано.

Помню, как несколько лет тому назад Юрий Петрович Пургин (медиаменеджер из России, прим. авт.) во время резиденции в «Азия-Плюс» очень удивился, когда узнал, что среди таджикских медиаменеджеров нет обладателей степени МВА. Ты сейчас разделяешь его удивление?

— Разделяю. Мы, журналисты часто живем в каких-то серых облаках. Журналисты — пессимисты, бизнесмены тем временем что-то придумывают, и у них получается. Наши преподаватели — все из Центральной Азии, все действующие бизнесмены — рассказывали про такие кейсы, которые можно применять на практике и добиваться успехов. Конечно, у меня пока состояние эйфории после защиты, я перевариваю этот кайф от новых знаний, казахстанского диплома, сертифицированного в Великобритании, но надеюсь, что сохраню это состояние и смогу добиться поставленных целей.

Какое медиа в Таджикистане, на твой взгляд, наиболее успешно развивается именно как бизнес-структура?

— «Азия-Плюс». Это, пожалуй, единственный удачный пример. Можно было бы назвать ещё и покойного Акбара (Акбар Сатторов, медиаменеджер, руководитель холдинга «Чархи Гардун», прим. авт.), но непонятно, как бы он пережил цифровизацию.

В чём фишка «Азии-Плюс»? Почему у них получилось, а у остальных нет?

— Потому что у «Азии-Плюс» есть история. За каждым брендом стоит своя история. Можно любой продукт продать, но для этого нужна история. Умед Бабаханов (руководитель «Азии-Плюс», прим. авт.) умеет рассказывать историю. «Азия-Плюс» — это первое медиа независимого Таджикистана, первое радио, газета во всём первая. Причём этот бренд продавался прежде всего сотрудникам, они его покупали и хотели быть частью этой истории.

Какая история у Your.tj?

— Мы собрали журналистов из самых отдалённых регионов и рассказываем о тех, до кого не добираются центральные медиа. Мы создали полностью окупаемые подкасты, хотя в этот формат никто не верил. Мы начали свою историю в самое сложное время, и у нас получилось.

История также в том, что ребята, с которыми мы всё начинали, были с личным брендом, личной экспертизой и личной историей, которые стали общей историей компании.

Но главное — мы когда только сами для себя создавали историю своего будущего медиа, решили, что мы будем писать понятно, доступно, интересно и полезно как на русском, так и на таджикском. Очень хотелось делать медиа для людей о людях.

Конечно, тогда во мне говорил только журналист: мне казалось, делать медиа — это исключительно про журналистику. Но несмотря на то, что я сейчас больше думаю о том, как медиа сделать полноценным бизнесом, это не значит, что мы отказались от первоначальной идеи — делать медиа для людей.

Центральноазиатская программа MediaCAMP подвела итоги пятилетней работы

15 cентября в Алматы и Душанбе собрались бенефициары и партнёры Центральноазиатской программы MediaCAMP, финансируемой USAID, чтобы подвести итоги проекта. Конкурс MediaCAMP Award, MediaCAMP Fest, гранты на производство контента, тренинги и Эдьютон по медиаграмотности — вот лишь некоторые из многочисленных мероприятий, которыми проект известен в регионе. Программа стартовала в октябре 2018 года и завершится 30 сентября 2023 года.

В своей приветственной речи заместитель директора региональной миссии USAID Моник Мосолф отметила: «Содействуя развитию медийной и информационной грамотности, программа даёт гражданам возможность стать разборчивыми потребителями и производителями контента. Несмотря на то, что Центральноазиатская программа MediaCAMP завершается, наши обязательства перед регионом остаются неизменными. USAID по-прежнему намерен продолжать оказывать поддержку в создании надёжных и качественных информационных экосистем в Центральной Азии».

За пять лет в рамках MediaCAMP были подготовлены 3375 специалистов, поддержано 337 проектов по производству местного контента, создана сеть из 282 гражданских журналистов, оказано 1404 юридических консультаций для СМИ и производителей контента. Программа стремилась помочь жителям Казахстана, Таджикистана и Узбекистана создавать и потреблять более сбалансированную информационную среду, что крайне важно для благополучия региона. MediaCAMP поддерживал различные образовательные и творческие проекты, в том числе книги по медиаграмотности, мюзиклы, документальные фильмы, запуск новых независимых медиа и т. д.

«За эти пять лет многое изменилось. Все мы должны были сохранять гибкость и адаптироваться к новым обстоятельствам. Мы видим, как сильно выросли наши партнёры и бенифициары, и гордимся тем, что являемся частью этого процесса. Для нас будет большой честью продолжить совместную работу», — сказал Марат Бигалиев, глава представительства Internews в Центральной Азии.

Несмотря на то, что Центральноазиатская программа MediaCAMP завершена, USAID и Internews продолжают свою работу в регионе. Поддержка независимых СМИ и противодействие дезинформации останутся одними из основных задач организаций. Следите за обновлениями, чтобы узнать о новых возможностях из первых рук.

Центральноазиатская программа MediaCAMP финансируется Агентством США по международному развитию (USAID) и реализуется Internews. Программа нацелена на развитие сбалансированной информационной среды в Центральной Азии, которая поможет развить у молодёжи и более старшего населения открытость к обмену идеями, к отличным мнениям и точкам зрения, а также вовлечь как можно больше граждан в жизнь общества.

USAID является ведущим международным агентством развития и выступает катализатором достижения устойчивого развития. Больше информации на сайте USAID в Центральной Азии и на странице USAID в Центральной Азии в Facebook.

Как в Таджикистане продвигают медиаграмотность в инклюзивной среде

Три последних года Дом медиаграмотности в Худжанде, на севере Таджикистана, проводил образовательные тренинги по базовым навыкам работы с информацией. К своим сессиям они старались привлекать молодёжь, которой не всегда доступна информация на эту тему. Например, среди их участников были студенты профтехучилищ или люди с нарушениями слуха. Последней категории информация о медиаграмотности почти недоступна, хотя именно они нуждаются в ней больше остальных.

О том, как активисты пытаются продвигать идеи медийной и цифровой грамотности в инклюзивной среде, рассказывает «Новый репортёр».

Люди с нарушениями слуха очень сильно зависят от интернета. Для них это единственная возможность получить информацию, а также площадка, на которой они могут общаться. В последнее время в социальных сетях появляются различные группы, участниками которых являются слабослышащие люди, здесь они обмениваются информацией.

— К сожалению, в этих группах часто распространяется недостоверная информация, но люди с нарушениями слуха не всегда могут её проверить. Часто они принимают решения, полагаясь на непроверенные факты, и это очень большая проблема, — говорит Сухроб Собиров, руководитель Дома медиаграмотности в Худжанде, который был открыт при поддержке Internews.

Сухроб работает с этой категорией слушателей уже несколько лет — он вместе со своими коллегами проводит для них тренинги, посвящённые правам людей с инвалидностью. Во время тренингов использует услуги переводчика на жестовый язык. На тренингах для слабослышащих людей невозможно использовать только письменные презентации или титры под видео, нужен именно перевод на жестовый язык. Дело в том, что у большинства людей с нарушениями слуха довольно небольшой словарный запас, и они нуждаются в интерпретации смыслов, чем и занимается переводчик.

— Вообще люди с нарушениями слуха и зрения наиболее уязвимы к некачественной информации, — объясняет Сухроб. — При физической инвалидности нет нужды в дополнительных усилиях, чтобы получить информацию. Тогда как слабовидящие люди нуждаются в книгах Брайля, а слабослышащие — в переводе на жестовый язык.

Дом медиаграмотности открылся в Худжанде в 2021 году, и в течение трёх лет здесь прошло более 50 самых разных тренингов, посвящённых медиаграмотности. Почти на всех мероприятиях принимали участие люди с инвалидностью. Кроме тренингов, Дом медиаграмотности в Худжанде провёл два инклюзивных фестиваля, в которых также принимали участие слабослышащие.

Сухроб объясняет, что у его команды тесные связи с общественными организациями, чья деятельность направлена на работу с людьми с инвалидностью, поэтому они легко собрали аудиторию и нашли переводчика.

— В наших тренингах по медиаграмотности приняло участие более 20 людей с нарушениями слуха. Они были достаточно активны во время работы, очень много задавали вопросов об информации в интернете, о том, как и где её проверять, стоит ли верить той или иной площадке. Если вы посмотрите видео наших встреч, то увидите, какая это благодарная аудитория — им всё интересно, у них глаза горят, — говорит Сухроб.

Сами люди с инвалидностью признаются, что им прежде всего не хватает информации о том, что происходит в Таджикистане.

— Всю информацию я получаю через Instagram или другие соцсети, иногда через друзей или через переводчика на жестовый язык. Но информации не хватает: например, я хочу знать, что говорит наш президент, но это недоступно для людей с нарушениями слуха, — признаётся Музаффар Файзуллоев, участник тренингов Дома медиаграмотности.

По его словам, во время тренингов он впервые узнал, что информация в соцсетях может быть ложной, и научился проверять её.

— Нам всё подробно объясняли через переводчика на жестовый язык, а также показывали нам ролики, спектакль, и было очень интересно и полезно, — рассказывает Музаффар.

Сухроб говорит, что специализированных тренингов по медиаграмотности именно для слабослышащих людей в Таджикистане пока нет. Организации, которые проводят образовательные мероприятия для людей этой категории, посвящают свои тренинги пусть и смежным, но другим темам. При этом Сухроб считает, что медийная и цифровая грамотность должна быть доступна как самим людям с инвалидностью, так и специалистам, которые с ними работают.

— У меня несколько предложений: сейчас в каждом регионе при хукуматах появляются советники по правам людей с инвалидностью, и нужно прежде всего их обучать основам медийной и цифровой грамотности. Кроме того, нужно обучать медиаграмотности переводчиков на жестовый язык, а также издавать литературу на эту тему, адаптированную под потребности людей с нарушениями слуха и зрения, — предлагает Сухроб.

Между тем, по данным общества инвалидов Таджикистана, в республике насчитывается около 30 тысяч людей с нарушениями слуха, четыре тысячи из них — дети. В Таджикистане для них производится очень мало адаптированного контента, но примеры всё-таки есть. Например, телекомпания «7 Ситора» три года назад по своей собственной инициативе включила перевод на жестовый язык в свои итоговые новости — 30-минутные выпуски, которые выходят в эфир каждую субботу.

— Когда мы показали наши ролики с переводом на жестовый язык людям с нарушениями слуха, они радовались, как дети, потому что лет 20 не встречали местный контент, который бы полностью понимали, — рассказывал Махмуджон Сангинов, победитель инклюзивной контент-лаборатории по молодёжному активизму Inclusive Content Lab, которую при поддержке Internews in Tajikistan проводила общественная организация «Фидокор».

Дом медиаграмотности в Худжанде был реализован в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Что делать, если вас троллят?

С вами такое бывало? Вы обсуждали в социальных сетях важную для вас тему — например, школу и образование. Однако в комментариях появился некто, кто увёл беседу в другую сторону — начал обсуждать запрет на образование для девочек в некоторых странах… и перешёл к оскорблениям.

Это называется троллинг. Тролль использует гневные сообщения, чтобы вывести вас из равновесия и сорвать конструктивные дискуссии. Зачем? Он хочет получить от вас хоть какую-то реакцию, потому что в реальной жизни тролль сам испытывает психологические проблемы и недостаток внимания от окружающих.

Это второй материал от Jom.tj про медиаграмотность. «Новый репортёр» перевёл и адаптировал цикл, чтобы поделиться с вами самыми полезными знаниями, которые не позволят вас одурачить. Первый материал из цикла был посвящён технологии дипфейков. Весь цикл можно посмотреть здесь

Кто такие тролли?

В скандинавских мифах и легендах тролли — грубые создания, враги человека.

Почему они расплодились? Потому что полутёмный мир интернета предоставляет им лучшие условия, и им сложнее противостоять, чем в простом разговоре.

Троллинг может иметь множество негативных последствий для вашей психики и вызывать бессонницу, депрессию, низкую самооценку.

Когда тролли чувствуют эмоциональную реакцию кого-то, они стараются причинить ему ещё большую боль. Также троллей можно узнать по их странным заявлениям. Обычно они могут высмеять любую тему, чтобы наконец получить эмоциональный отклик от участника дискуссии.

Ср*ч и холивар — ещё один вид хамства и неадекватного поведения в виртуальном мире. Слэшинг — неуместная, но широко распространённая практика в интернете. От нормальной дискуссии она отличается тем, что её участники переходят на личности. Они словно бросают друг в друга мусор, а иногда и оперируют реальными угрозами. Ср*ч продолжается до тех пор, пока администрация страницы/группы не вмешается и не наложит ограничительные меры на участников ср*ча.

Пример холивара

Холивар в переводе — «священная война». Люди могут сражаться друг с другом, как будто они участвуют в настоящей войне. Продолжительность этих «войн» в комментариях, форумах и социальных сетях может длиться месяцами и годами. Оппоненты считают свою позицию единственно правильной и не меняют её, даже если другая сторона подкрепляет своё мнение доказательствами. К сожалению, продвинутые участники часто вместо аргументов прибегают к оскорблениям. 

Что делать, если вы столкнулись с троллингом?

  1. Сохранять спокойствие. Не надо злиться и защищаться — именно этого и хочет тролль. Не получив ожидаемого, он переключится на кого-то другого.
  2. Если вы обнаружили тролля в группе Facebook, Telegram или других соцсетях, сообщите об этом администратору группы, чтобы его удалили из группы и сохранили психологический комфорт участников.
  3. Ещё один способ — игнорировать троллей. Никогда не спорьте с троллем. Когда вы с ним спорите, вы его «кормите». 

Теперь, когда вы узнали о троллинге и троллях, вы знаете, что делать, если столкнётесь с одним из них в интернете.

Если вы хотите, чтобы ваши друзья и другие коллеги узнали об этом больше, пришлите им нашу статью, не забудьте делиться и оставлять комментарии!

Больше полезных материалов по теме

Тест: проверь себя – распознай язык вражды

Что такое кибербуллинг?

 

Пять примеров проявления профессиональной солидарности среди журналистов в Таджикистане

В этических нормах таджикских журналистов профессиональной солидарности посвящена отдельная глава. В ней авторы призывают коллег вставать на защиту друг друга, противостоять давлению, не делать различий между правительственными и неправительственными медиа.

В Международный день солидарности журналистов, который отмечается сегодня, 8 сентября, «Новый репортёр» рассказывает, как таджикские журналисты проявляют профессиональную солидарность в реальности.

Помогли коллеге оплатить штраф

В 2017 году суд признал виновной таджикскую журналистку Миджгону Халимову по уголовной статье 347 (несообщение о преступлении или его укрывательство) и приговорил к штрафу в размере $2800. Подробности этого уголовного дела и судебного процесса медиа не сообщали в целях безопасности самой журналистки. Во время следствия и судебного процесса Миджгона обращалась в неправительственные правозащитные организации с просьбой оплатить услуги адвоката, однако везде получила отказ. Оплатить услуги частного адвоката ей помогли глава Национальной ассоциации СМИ Таджикистана (НАНСМИТ) Нуриддин Каршибаев и медиаэксперт Абдумалик Кадыров.

После того как суд вынес решение и приговорил журналистку к штрафу, коллеги Мижгоны собрали деньги.

«Большая часть штрафа была сегодня выплачена с помощью друзей, коллег и простых отзывчивых людей. Я благодарна каждому, кто не оставил меня одну в сложное время. Я благодарна тому, что до сих пор в сердцах есть вера и доверие людям», — сказала тогда МиДжгона.

Дописали за коллегу репортаж

В 2020 году журналист Абдулло Гурбати по заданию редакции «Азия-Плюс» отправился на юг Таджикистана, в кишлаки, на которые сошёл сель. Он хотел рассказать о пострадавших, однако сделать это ему не дали: Абдулло избили неизвестные мужчины.

Через день после инцидента на сайте Министерства внутренних дел Таджикистана появилось сообщение, что «Абдулло Гурбати, невзирая на нежелание жителей Хуросонского района переступать порог палатки, где они временно проживают после стихийного бедствия, пытался проникнуть внутрь и снять на видео членов семьи пострадавших, особенно несовершеннолетних, после чего подготовить “сенсационный материал”…». Это, по мнению авторов письма, и стало причиной того, что Абдулло не дали выполнить журналистскую работу.

Ещё через день в Сети появилось обращение к Союзу журналистов Таджикистана от якобы жителей пострадавшего кишлака, в котором они жаловались на то, что Абдулло хотел снять женщин, но они это сделать ему не дали и прогнали. Под обращением стояли 300 подписей.

Со всеми этими обвинениями журналист не соглашался и продолжал настаивать на том, что ему даже не позволили дойти до палаточного лагеря.

Чтобы выяснить реальную ситуацию, в район, пострадавший от селя, поехала группа независимых журналистов, которые встретились с жителями и чиновниками. Собрав информацию, коллеги дописали за Абдулло начатый им репортаж.   

Позже участники нападения на Абдулло Гурбати всё-таки были обвинены по статье 460 Кодекса об административных правонарушениях (мелкое хулиганство) и оштрафованы на 580 сомони (около $60 по курсу 2020 года) каждый.

Но, к сожалению, спустя два года после того инцидента 26-летний Абдулло Гурбати был осуждён на семь с половиной лет по нескольким статьям Уголовного кодекса. Его коллеги резко высказывались против этого приговора и продолжают следить за судьбой его семьи.

Проводили онлайн-акции в поддержку коллеги

В 2020 году был задержан, а потом осуждён на год лишения свободы 32-летний журналист Далер Шарипов. Во время всех судебных заседаний коллеги из независимых медиа приходили к зданию суда, несмотря на то, что процесс был закрытым, освещали эту историю и публично поддерживали коллегу. Например, сразу после задержания Далера журналисты запустили в соцсети Facebook флешмоб с хештегом #FreeDaler. Участники акции сопровождали посты фотографиями Далера, а некоторые — видеообращениями к таджикским властям с требованием освободить журналиста.

Меняли отношение чиновников к медиа

В июле 2023 года пять медиа и медиаорганизаций написали в Аппарат президента и Генеральную прокуратуру письмо, в котором рассказали о нарушениях со стороны чиновников во время полугодовых пресс-конференций. В этом письме авторы напомнили властям, что отсутствие доступа к информации негативно влияет на информационную безопасность страны и призвали проводить пресс-конференции на более высоком уровне.

Дело в том, что в Таджикистане журналисты могут получить официальную информацию от государственных источников фактически только во время пресс-конференций, которые проводятся каждые полгода. При этом журналисты неоднократно обращали внимание на то, что даже во время этих редких встреч чиновники уходят от ответов.

Во время последнего сезона пресс-конференций журналисты обратили внимание, что в некоторых министерствах и ведомствах ситуация стала лучше. Журналисты связывают улучшение ситуации именно с письмом, направленным в Аппарат президента и Генпрокуратуру. Однако они отметили, что далеко не все чиновники изменили своё отношение к медиа во время пресс-конференций, а также критиковали своих коллег, которые пытаются решить свои личные проблемы во время встреч с властями или «поют им дифирамбы».

Делали заявления в защиту коллег, которые подверглись давлению со стороны властей

Прошлый 2022 год оказался одним из самых сложных за всю историю независимых медиа Таджикистана. Его итогами стали аресты восьми независимых журналистов и блогеров, а затем их длительные сроки заключения (от семи до 21 года). В СМИ Таджикистана появились большая напряжённость и атмосфера страха. Но, несмотря на это, местные медиа и медиаорганизации выступили с заявлением по поводу давления со стороны властей и потребовали прекратить преследования и запугивания журналистов. Позже от этого заявления отказалось несколько человек, но большая часть авторов всё же оставила свои подписи и не сняла требования к властям.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

Соблюдение этого принципа означает, что редакция и журналист обязаны:

Придерживаться профессиональной солидарности.

Встать на защиту журналиста, преследуемого за профессиональную деятельность.

Воздержаться от выполнения задач, противоречащих профессиональному имиджу или социальному положению журналиста.

Не вступать в противоборство с коллегами по работе и коллегами из других редакций СМИ, не использовать СМИ в корыстных целях и для создания разобщённости среди коллег.

Противостоять давлению, оказываемому рекламодателями, спонсорами, владельцами СМИ с целью повлиять на освещение событий. если подобное давление рискует перерасти в общественный вызов, предать ситуацию гласности, обратившись за содействием к коллегам и обществу.

Не делать различия между правительственными и неправительственными СМИ.

Этические нормы таджикских журналистов,

глава 9

Вниманию режиссёров: inDrive запускает международный некоммерческий кинопроект Alternativa Film Project в Центральной Азии

Глобальная технологическая компания inDrive запускает некоммерческий кинопроект для поддержки и продвижения кинематографистов из развивающихся киноиндустрий.

Миссия Alternativa Film Project — сделать более заметными на международной арене авторов, чьи работы могут расширить наше представление о мире и помочь изменить его к лучшему, предоставить им ресурсы для профессионального роста, а также задать мощный импульс для развития локальных киноиндустрий и сообществ.

Alternativa Film Project — кочующий проект, который будет перемещаться из страны в страну, постепенно расширяя свою географию. В 2023 году проект стартует в Центральной Азии. Главными инициативами на стадии запуска станут три образовательных программы в рамках Alternativa Film Labs в Алматы и Бишкеке, а также ключевое событие — первая церемония вручения международной премии Alternativa Film Awards, которая пройдёт в начале декабря в Алматы.

Арсен Томский, основатель и CEO inDrive: «Супермиссия нашей компании — борьба с несправедливостью, стратегическая цель — позитивное влияние на жизни как минимум миллиарда человек к 2О3О году. Кино — очень мощный инструмент, который даёт возможность донести до общества важные идеи, привлечь внимание к локальным и мировым проблемам. Мы убеждены, что ярких, интересных кинематографистов очень много, и наша задача — помочь им заявить о себе громче, стать частью международного профессионального сообщества и проложить маршрут к своему зрителю. Мы хотим, чтобы Alternativa Film Project воодушевлял талантливых людей создавать качественные фильмы с сильным общественным посылом, а мы, со своей стороны, будем стараться максимально расширить их аудиторию. Я рад, что наш масштабный кинопроект стартует именно в Казахстане, стране, особенно важной для inDrive. Казахстан стал одним из первых рынков для нашей компании, а сейчас здесь находится наш крупнейший офис и штаб-квартиры многих наших некоммерческих инициатив. Надеюсь, что Alternativa Film Project внесёт важный вклад в развитие киноиндустрии в Центральной Азии и усилит голоса местных кинематографистов на мировом уровне».

Alternativa Film Awards

Новая премия, которая стремится стать альтернативной системой признания и площадкой для обмена опытом между профессионалами из разных стран.

Премия поддерживает фильмы, которые могут стать проводниками позитивных социальных изменений и при этом обращаются к широкой аудитории. Это работы, затрагивающие важные общественные и культурные темы, а также оказывающие влияние на жизнь людей и локальных сообществ.

Общий призовой фонд премии в 2023 году составляет $100 000 и будет распределён по пяти номинациям. Alternativa Film Awards не выстраивает иерархий — все награды равнозначны и имеют одинаковый денежный приз в размере $20 000. Кроме того, на церемонии будет вручён специальный приз фильму, получившему особое признание публики за пределами региона производства.

Alternativa Film Awards как международная инициатива стремится укрепить культурные связи между разными регионами. В 2023 году премия уделяет особое внимание фильмам из Центральной Азии, но также принимает к участию работы из азиатских стран. Фильмы могут быть сняты на любом языке.

На премию можно подавать полнометражные художественные, документальные, анимационные и гибридные (на стыке жанров) фильмы. Короткометражные работы в любом жанре в этом году будут приниматься только из стран Центральной Азии. Фильмы должны быть закончены в 2022 или 2023 году.

Подробности о номинациях, принципах отбора фильмов и жюри можно узнать на www.aIternativa.film. Заявки на участие в премии принимаются до 1 октября 2023 года.

Alternativa Film Labs

Бесплатные образовательные программы для кинематографистов на разных этапах своего пути, которые исследуют локальные общественные проблемы, заинтересованы в развитии индустрий родных стран и дают прозвучать голосам местных сообществ. Это обучение навыкам и инструментам в области кинопроизводства и социальных инициатив, которые помогут авторам усилить свои проекты, расширить их аудиторию и рассказать важные истории, которые пока не были представлены на экранах из-за нехватки знаний или ресурсов.

Программа 2023 года состоит из импакт-лаборатории в Алматы (Impact Lab, 26–30 ноября) и онлайн-курса по питчингу (Pitching Training, 26–30 октября) для продюсеров и режиссёров из Центральной Азии, а также из киномастерской для подростков в Бишкеке (Teen Lab, сентябрь-ноябрь).

Преподаватели Alternativa Film Labs — практики кино с большим опытом работы в индустрии, от директоров международных фестивалей до успешных продюсеров, а также международные эксперты из некоммерческих и правозащитных организаций, которые знают, как придумать и реализовать стратегии, приводящие к реальным общественным изменениям. Среди них — Маргье де Кениг, арт-директор международного кинофестиваля Movies that Matter в Гааге, посвящённого фильмам о правах человека и социальных проблемах; Даниэль Турков, основательница медиакомпании Think-Film Impact Production; Вим Ванакер, член отборочной комиссии конкурса короткометражных фильмов Каннского фестиваля, эксперт по питчингу; Мириам Сассин, преподаватель Ливанской академии изящных искусств и Киноинститута Дохи.

inDrive — международная технологическая компания, предоставляющая транспортные и бытовые услуги по справедливой и прозрачной модели: пользователи напрямую договариваются об условиях. Компания работает более чем в 40 странах и 614 городах. Приложение inDrive — второе самое скачиваемое для заказа поездок в мире, его загрузили более 175 миллионов раз. inDrive запустился в Казахстане в 2014 году, сейчас страна входит в топ-3 для компании по количеству поездок.

Миссия inDrive — вносить свой вклад в борьбу с несправедливостью и неравенством по всему миру, а также поддерживать локальные сообщества, предлагая честные бизнес-модели, доступ к новым возможностям и социальные лифты. Она реализуется и в бизнесе, и через направление inVision, объединяющее международные некоммерческие инициативы inDrive. Alternativa Film Project как новый глобальный кинопроект расширяет эту линейку, в которую уже входят подростковая программа по обучению лидерским качествам и разработке социально ориентированных проектов Begin_it, проект по развитию детского спорта Supernovas, проектно-образовательная лаборатория для студентов Spark Lab, ежегодная премия для женщин-основательниц технологических стартапов Aurora Tech Award и фонд поддержки современного искусства Ayarkut.

«Новый репортёр» — один из информационных партнёров Alternativa Film Project.

Дипфейк: как подделывают не только фото, но и видео?

Jom.tj подготовил серию интересных материалов про медиаграмотность. «Новый репортёр» перевёл и адаптировал цикл, чтобы поделиться с вами самыми полезными знаниями, которые не позволят вас одурачить. Дипфейки — первый материал из цикла о медиаграмотности. Весь цикл можно посмотреть здесь

…Когда на YouTube появилось появилось видео с вызывающе танцующей студенткой одного из таджикских вузов, его увидели однокурсники, друзья и родные девушки. И хотя девушка утверждала, что её не было в этом видео, брат девушки не поверил и даже решил не позволять ей больше учиться.

Однако девушка с помощью одного из однокурсников доказала, что в ролике использовано только её лицо. Оказалось, что видео было создано с помощью программы. Это был дипфейк.

Дипфейк и Леонардо ДиКаприо

Технологию deepfake создал в 2014 году изобретатель Ян Гудфеллоуз для создания вымышленных фотографий и изображений. Сначала дипфейк использовался только в кино, но уже спустя пару лет технология стала доступна всем пользователям интернета. Сегодня специальные программы и сайты создают такие изображения автоматически — требуется лишь ввести любую фотографию человека, изображение которого вы подделываете.

В соцсетях публикуются фото и видео известных личностей с разными лицами, звуками и движениями. На первый взгляд они выглядят настоящими.

На этом видео президент Украины Владимир Зеленский призывает своих военных сложить оружие. После тестирования выяснилось, что это дипфейк.

Дипфейк может не только привести к дискредитации человека, но и спровоцировать сообщества. С помощью этой технологии люди могут использовать политических деятелей в своих целях. Однако зрителям и слушателям будет сложно отличить правду от фейка, они смогут посчитать эти видеоролики реальными и принять на основании этого решение для политического будущего своей страны.

Университетский колледж Лондона (UCL) назвал дипфейки одной из крупнейших на сегодняшний день угроз преступлений, связанных с искусственным интеллектом. В ходе исследования с участием полиции, органов безопасности, научных кругов и частного сектора было выявлено и оценено 18 типов угроз. Первое место в списке заняло создание фейкового контента с помощью искусственного интеллекта.

Слева Борис Джонсон, справа Билл Постер

Например, во время выборов в Великобритании в 2019 году художник Билл Постер опубликовал видео, в котором Борис Джонсон, тогдашний лидер Консервативной партии Великобритании, якобы заявлял, что британцы должны голосовать за Джереми Корбина, лидера соперничающей Либеральной партии.

Deepfake также может использоваться для создания фейковых новостей и злонамеренных мистификаций.

Эту женщину использовали для создания дипфейка королевы Елизаветы II.

В 2020 году британский телеканал Channel 4 опубликовал фейковое рождественское поздравление от королевы Елизаветы II с использованием технологии deepfake.

Несколько инструментов, при помощи которых вы можете проверить, реальны ли те или иные фото и видео:

  1. https://deepware.ai/
  2. https://sensity.ai/
  3. http://digitalfuturesociety.com/

Больше материалов по теме

Дипфейки: оружие массовых иллюзий. Выступление Джеральда Голубовича

«Научись уже делать картинки!». Гулим Амирханова рассказала о своей новой книге про мультимедиа

Журналист и медиаэксперт Гулим Амирханова при поддержке Internews in Kazakhstan выпустила книгу, которая называется «Научись уже делать картинки!». Это написанное простым языком пособие по производству контента. Что это значит?

Например, вы журналист. Например, у вас в редакции нет дизайнера. Или есть, но он очень занят другими проектами. Например, вы хотите, чтобы ваш материал «зашёл» аудитории, а для этого надо сопроводить его фото, видео, лонгридами, инфографикой и так далее. Хотите научиться всё это делать? Ну вот, тогда эта книга — для вас.

Вот что пишет Гулим о своём пособии у себя на Facebook:

«Несколько подназваний:

✅ «учебник» маминой подруги. Потому что хотелось написать не классический учебник (все равно не умею), а неформально написанный полезный опус на основе своего опыта.

✅ книга-презентация. Потому что хотелось, чтобы она была яркой, с картинками и с обязательными страничками по принципу «одна мысль — одно предложение».

✅ визуальные принципы мультимедиа для начинающих. Потому что хотелось обозначить, что это пособие для тех, кто в начале пути.

Идея книги родилась в тот момент, когда на защите диссера Анна Качкаева, мой научный руководитель, сказала: «Надо делать книжку, Гулим», увидев в моей работе что-то стоящее. Я — лентяйка, поэтому от идеи до реализации прошло семь лет))).

Идею учебника поддержала Гульнар Асанбаева, курирующая направление медиаграмотности в Internews in Kazakhstan. Без неё ничего бы не вышло!»

Мы задали Гулим несколько вопросов про эту книгу.

Прежде чем начать писать, ты посмотрела, есть ли похожие книги в информационном пространстве?

Идея, что может написаться книжка, появилась, когда я защищала диссертацию. Мы говорили с научным руководителем, и она сказала, что в результате может получиться хорошее учебное пособие по мультимедийному сторителлингу. Со временем эта идея трансформировалась в то, что это не должна быть просто диссертация, переделанная в пособие, а это должна быть отдельная книга, потому что я вспомнила много других вещей, которые могли бы в эту книгу войти. Какой-то свой опыт, процессы, которые мы вместе проходили с разными командами в разных проектах. Я изучала и смотрела пособия, которые выходили в Казахстане. Они отчасти тоже были посвящены визуальному контенту, отчасти были связаны с медиаграмотностью. Они рассказывали, почему обычный человек должен понимать, как производится контент, чтобы его нельзя было обмануть. Плюс я читала пособия по графическому дизайну, в том числе от иностранных именитых авторов. И в итоге стала увлекаться не столько журналистской стороной производства визуального контента, а именно технической. Мне стало интересно, как это делают дизайнеры, что они думают, как им приходит в голову идеи той или иной визуализации. И я поступила на курс графического дизайна, который всё ещё прохожу.

Рынок книг по визуальному контенту, по журналистскому контенту, по медиа я изучала. Но этот рынок в основном либо российский, либо иностранный на английском языке или на других языках. В Казахстане таких книг не так много издают. Но они издавались. Были и пособия по фактчекингу, и по созданию визуального контента, и по созданию визуального контента в разрезе медиаграмотности. Но мне показалось, что было неплохо, чтобы появилось ещё одно, основанное на каком-то опыте и с описанием этого опыта.

Считается, что учебники надо писать классическим, академическим языком, и только тогда их воспринимают серьёзно. Ты свою книгу написала так, будто ты разговариваешь с читателем. Это потрясающе. Но ты не думала, что некоторые люди поэтому не воспримут этот учебник как учебник?

Я именно и старалась его писать не как классический учебник, а в форме разговора с читателем. С какими-то историями, с какими-то историческими отсылками, которые на самом деле не совсем уж исторические. И эта книга полезна именно тем, что это не просто человек со стороны посмотрел, написал, а я свой опыт описываю.

Я выбрала язык, которым мы обычно разговариваем на тренингах. Участниками наших тренингов в основном всегда были журналисты либо представители разных неправительственных организаций, профессионалы абсолютно из разных сфер, кому был интересен медийный контент или создание медийного контента. Так обычно ты и общаешься с аудиторией. Просто здесь не было возможности всё время переговариваться. Мне вообще кажется, что проблема в том, что про медиа в стиле non-fiction в Казахстане пишут мало. Любая журналистская аналитика не должна выглядеть, как текстовый «кирпич», который на втором абзаце люди устают читать. Я всегда проповедовала лёгкий подход к серьёзным темам.

Принято считать, что медиаграмотность – это про то, как смотреть и читать, на что обращать внимание. Ты в своей книге рассказываешь, как производить контент. Как это относится именно к медиаграмотности?

Я в своей книжке поясняю, что медиаграмотность — это не только про то, как смотреть. Вообще в принципе медиаграмотность не объясняет, как правильно смотреть. Она говорит, как всё производится, на что можно обращать внимание и по каким параметрам стоит определять, объективно тебе доносят информацию или субъективно. Важно, чтобы люди понимали,

как контент производится. Очень важно понимать весь процесс: как что создаётся, как монтируешь, на какую картинку цвет добавляешь, какой шрифт используешь и так далее.

Всё это имеет значение, влияет на наше восприятие, на то, как мы получаем информацию, как мы её считываем. Почти все люди — визуалы. И мы потребляем информацию в основном всё-таки глазами. Даже если когда-то мы, возможно, не были визуалами таком количестве, то теперь появление всех этих инструментов, появление различных платформ привело к тому, что мы стали визуалами. Мы смотрим тиктоки, видео, инстаграм-картинки с видосами и рилсами, мы смотрим Facebook, опять же картинки, видосы, сторисы и так далее. Поэтому важно не только знать, как это смотреть, но и как это производится, и важно уметь самим это производить.

Осознание того, что он делает, почему и как, может помочь человеку понять, как это делают другие, для чего. И узнавать, определять, где более объективно показана картина мира, а где она сделана абсолютно субъективно, где нами пытаются манипулировать, а где нет.

Уже есть первые отзывы на твою книгу?

Да, я отсылала многим коллегам и друзьям. Отзывы были очень хорошие. Преподаватели журфаков, несколько человек, написали, что мой учебник будет действительно полезным для их студентов. Переводчик на казахский язык — Карлыга Мусаева. Она замдекана журфака КазНУ имени аль-Фараби. И от неё был очень хороший отзыв о том, насколько полезное, наглядное пособие появилось на казахском языке. Были отзывы от журналистов, мультимедийщиков, которые сами занимаются либо исследованием, либо производством мультимедийных проектов, спецпроектов и так далее. Были отзывы о том, что это некая, может быть, не до конца идеальная, но попытка создать «азбуку мультимедиа», попытаться охватить какие-то важные моменты, которые все мы проходим через производство мультимедийного продукта.

А ты не боишься, что дизайнеры на тебя рассердятся? Вроде как ты у них хлеб отбираешь…

Я сначала думала, что графические дизайнеры, прочитав мою книгу, наверное, останутся в недоумении. Типа — зачем такие азы? Но я это писала не для дизайнеров. Например, мне лично не хватает понимания, как работают шрифты, как выбрать цвет, как расположить в пространстве те или иные графические объекты и так далее. И вот я и попыталась ответить на эти вопросы. Не думаю, что дизайнеры обидятся. У нас с ними разная аудитория, разные подходы. Я всё-таки пишу и рассказываю с точки зрения журналиста, который занимался визуальным контентом и который понял, какие основы графического дизайна будут нужны, чтобы понимать, как всё это строится, и разговаривать с дизайнерами на одном языке. Поэтому мне кажется, что точно для дизайнеров не будет никакой конкуренции с моей стороны.

Ты готова к критике? И если да, то за что?

Я готова к тому, что будет много людей, которым книга не понравится, и они не найдут для себя что-то полезное. Но это просто значит, что это не моя аудитория, не те люди, для которых я её писала. Значит, для них напишут книги какие-то другие авторы.

Первые экземпляры книги будут розданы преподавателям медиаграмотности.

Правила цифрового этикета: книга «Вредные лайфхаки»

Правила цифрового этикета элементарны! С детства нас учат, как вести себя в гостях, в театре, в ресторане. И почти не рассказывают, как взаимодействовать в интернете. А ведь иногда своими комментариями, неуместными репостами и фотографиями мы можем обидеть других людей. Обойти неприятные ситуации поможет цифровой этикет, который предлагает отличные решения для приятного общения. Он позволяет чувствовать себя уверенно в незнакомой обстановке. И не бояться, что ты сделал что-то неправильно.

В этой книге рассказывается, что цифровой этикет — это чтобы с тобой хотелось общаться и дружить. Помни: если ты относишься с уважением к другим, то и к тебе будут относиться так же!

Скачать или прочитать книгу можно здесь.

Книга создана в партнёрстве с Маргаритой Бек и библиотекой имени И. Алтынсарина г. Костаная в рамках проекта Эдьютон-2023.